Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Исполнение и прекращение_Глосса_Каратеева.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
98.38 Кб
Скачать

1. Если место исполнения обязательства не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев либо существа обязательства, исполнение должно быть произведено:

по обязательству передать земельный участок, здание, сооружение или другое недвижимое имущество – в месте нахождения такого имущества;

по обязательству передать товар или иное имущество, предусматривающему его перевозку, – в месте сдачи имущества первому перевозчику для доставки его кредитору; по другим обязательствам предпринимателя передать товар или иное имущество – в месте изготовления или хранения имущества, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства; по денежному обязательству об уплате наличных денег – в месте жительства кредитора в момент возникновения обязательства или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения в момент возникновения обязательства;

по денежному обязательству об уплате безналичных денежных средств – в месте нахождения банка (его филиала, подразделения), обслуживающего кредитора, если иное не предусмотрено законом;

по всем другим обязательствам – в месте жительства должника или, если должником является юридическое лицо, в месте его нахождения.

2. если после возникновения обязательства место его исполнения изменилось, в частности изменилось место жительство должника или кредитора, сторона, от которой зависело такое изменение, обязана возместить другой стороне дополнительные издержки, а также принимает на себя дополнительные риски, связанные с изменением места исполнения обязательства.

Правило о месте хранения или изготовления вещи (если это место стало известно кредитору) логично применять только в случаях, когда договор явным образом или имплицитно предусматривает самовывоз, т.е. возлагает бремя транспортировки вещи от должника к кредитору на последнего. Может случиться, что договор предусматривает самовывоз, но не оговорен адрес, по которому должна осуществляться сдача-приемка. В такой ситуации и будет применяться это правило. При этом следует напомнить, что это правило касается только тех случаев, когда должником является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Если должником является лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, то местом исполнения будет место нахождения должника в соответствии с общим правилом. Если договор предусматривает самовывоз, но кредитору неизвестно о месте хранения или изготовления вещи, он может явиться в положенный срок по месту нахождения должника и потребовать передачи вещи. Тут действует общее правило о месте нахождения должника как месте исполнения обязательства. Оно действует и тогда, когда должником является предприниматель. Если договор предусматривает перевозку и возлагает бремя ее организации на должника, логично исходить из того, что местом исполнения обязательства будет место нахождения кредитора или иное место, куда товар должен доставляться по условиям договора. Применительно к такой ситуации буквальное применение нормы п. 1 ст. 316 ГК РФ о сдаче товара первому перевозчику как месте исполнения обязательства, когда обязательство «предусматривает перевозку», выглядит нелогично. Если договор возлагает на должника поиск перевозчика и организацию доставки товара, было бы крайне странно, если риск неисправности в транспортировке лежал бы на кредиторе. Предложенное выше решение в полной мере согласуется и с нормой п. 1 ст. 458 ГК РФ, согласно которой в случае, когда договор купли-продажи возлагает на продавца обязанность по доставке товара, обязанность продавца считается исполненной в момент вручения товара покупателю. Нормативно обосновать это решение, видимо, можно, апеллируя к существу отношений: такая возможность прямо указана в абз. 1 п. 1 ст. 316 ГК РФ.

Исторически сложившимся и традиционным для большинства правовых систем является установление особых правил определения места исполнения денежных обязательств – по месту жительства (нахождения) кредитора (п. 1 ст. 6.1.6 Принципов УНИДРУА, п. 1 ст. III.-2:101 Модельных правил европейского частного права).

Регламентация места исполнения денежного обязательства представлена в российском правопорядке двумя правилами.

Первое из них касается расчетов наличными деньгами. Абзац 5 п. 1 ст. 316 ГК РФ воплощает «классическое» установление – соответствующие обязательства подлежат исполнению в месте жительства (нахождения) кредитора в момент возникновения обязательства.

1.6. Второе правило в отношении денежных обязательств (абз. 6 п. 1 ст. 316 ГК РФ), появившееся с 1 июня 2015 г., говорит о месте исполнения денежного обязательства об уплате безналичных денежных средств. По букве закона такое обязательство должно быть исполнено в месте нахождения банка (его филиала, подразделения), обслуживающего кредитора, если иное не предусмотрено законом.

(а) Это предписание несколько неоднозначно. Применительно к безналичным расчетам вопрос о месте исполнения (как пространственной категории) не встает, поскольку безналичные расчеты осуществляются в электронной форме; речь соответственно нужно вести о моменте исполнения. И этот момент достаточно давно установлен в п. 9–10 ст. 5 Закона о национальной платежной системе, согласно которым при наличии у должника и кредитора общего банка моментом платежа является момент зачисления средств на счет кредитора, а в случае, когда у должника и кредитора разные банки, таким моментом является момент зачисления средств на корреспондентский счет банка кредитора. Последнее правило носит особенно важный характер, так как распределяет между сторонами риски неисправности привлеченных ими банков.

(б) Ранее существовавшая правоприменительная практика также в целом устойчиво считала моментом исполнения обязательства при безналичном переводе средств при несовпадении банков должника и кредитора момент зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего получателя (кредитора). Косвенно этот подход был отражен в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 19 апреля 1999 г. No 5.

Пункт 2 ст. 316 ГК РФ предусматривает универсальное регулирование проблемы изменения места исполнения обязательства после его возникновения. Похожее решение закреплено в международных актах унификации (п. 2 ст. 6.1.6 Принципов УНИДРУА, п. 3 ст. III.-2:101 Модельных правил европейского частного права). Российское законодательство возлагает на соответствующую сторону обязательства риск изменения своего места жительства (нахождения) либо места жительства (нахождения) зависящего от него лица и соответственно возлагает на эту сторону бремя возникновения связанных с таким изменением издержек (расходов) другой стороны по исполнению и обязано возместить их другой стороне.

При этом такое изменение места исполнения в связи с изменением места нахождения сторон возможно, только если: (а) это место прямо не закреплено договором (в таком случае изменение места исполнения возможно только по соглашению сторон), и при этом (б) место исполнения обязательства предопределяется местом нахождения должника или кредитора (см. комментарий к п. 1 ст. 316 ГК РФ).

Статья 317. Валюта денежных обязательств