Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Влит сделки-1.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
43.18 Кб
Скачать
  1. Французская система переноса права

Французская каузальная система соглашения не требует передачи владения, для перехода права достаточно консенсуса между сторонами. В этой системе традиционно сам договор переносит право собственности, оно переходит в момент заключения договора. Для договоров купли-продажи этот принцип закреплён в ст. 1583 Французского гражданского кодекса. Статья гласит: «Для сторон она [купля-продажа] является совершившейся, и собственность является, по закону, приобретенной покупателем от продавца с тех пор, как достигнута договоренность о вещи и о цене, даже если вещь еще не была предоставлена, а цена не была уплачена».19

Однако существует ряд очень важных исключений из этого правила. Как следствие принципа специальности, собственность на родовые вещи может перейти только тогда, когда они отделены и подготовлены к передаче, то есть индивидуально определены. Если продаются будущие вещи20, собственность может перейти только тогда, когда они будут созданы и право на них будет приобретено отчуждателем. Более того, часто упускается тот факт, что в случае купли-продажи «правопереносящий эффект обязательства» касается только права на вещь, но не на деньги, предоставленные в качестве оплаты.

Система соглашения во Франции впервые была закреплена в ФГК 1804 года, который применяется до сих пор. До 1804 года применялась система передачи, основывавшаяся на римском праве. Однако применительно к продаже недвижимости, требование traditio было лишено всяких практических последствий в результате того, что нотариусы включали в договор продажи земли стандартную оговорку о том, что владение переходило constitutum possessorium или иначе. Constitutum possessorium – это заявление сторон о том, что с момента заключения договора продавец передаёт своё владение покупателю, а сам становится detentor’ом покупателя. Detentor – это лицо, которое, хотя и осуществляет фактическое господство над вещью, но не как владелец, а как держатель для другого лица. Следовательно, на практике ещё до принятия ФГК собственность на землю переходила в момент заключения договора. Именно таким путём и возникла система консенсуса, закреплённая в ФГК. ФГК распространил это правило и на движимые вещи.

Принимая систему соглашения, французское право автоматически выбрало систему каузальную: если сам договор переносит право собственности, то, очевидно, переход права зависит от действительности договора. Даже если так, выбор каузальной системы не был умышленным: это всего лишь логическое следствие выбора системы договора, следствие, которое не осознавалось авторами проекта и ранними комментаторами.

Влит – продолжение!

  1. Английская система перехода прав

Другим примером системы соглашения является Акт о продаже товаров 1979 года, применяющийся в Англии, Уэльсе и Шотландии. В том, что не касается продажи товаров, перенос права на движимые вещи опирается на древние правила английского общего права, предусматривающего систему передачи и требующего передачи владения. Как и по французскому праву, система соглашения, закреплённая в Акте о продаже товаров, применяется только к продаже индивидуально определённых существующих (не будущих) вещей. Как и по французскому праву, покупная цена не переходит к продавцу при заключении договора.

Правило о том, что собственность на родовые вещи не может перейти к покупателю, пока они не будут подготовлены к передаче этому покупателю, сделало необходимым внесение в 1995 году изменений в Акт о продаже. Если договор устанавливает, что товары должны быть взяты из определённой массы, покупатель при определённых условиях – среди которых упоминается платёж – становится сособственником массы товаров (пп. 20A и 20B).

Вероятно, английская система соглашения возникла так же как и французская. Согласно нормам общего права, для перехода прав на движимость требовалась traditio. Однако постепенно выработался подход, согласно которому заключённый договор купли-продажи сразу порождал опосредованное владение покупателя (то есть владение без фактического господства над вещью), а продавец становился detentor’ом покупателя. Как следствие, право собственности переходило при заключении договора до физической передачи. Таким образом возникла фикция traditio, аналогичная континентальному constitutum possessorium.

Вопрос о том, является ли традиционная система Закона о продаже товаров каузальной или абстрактной, не обсуждается в английском праве. Однако с точки зрения системного подхода ясно, что эта система является каузальной.21

Вне сферы регулирования Закона о продаже товаров движимые вещи передаются на основе древних норм общего права, которые требуют передачи владения (traditio). Важным случаем, к которому до сих пор применяется это требование, является передача подарка из рук в руки (в противоположность дарению по документу за печатью). Здесь traditio может принимать форму обеспечения фактического господства, но иногда достаточно фиктивной передачи владения (передача владения простым соглашением).22 Сложно выяснить, требует ли переход права на движимые вещи, не регулирующийся Законом о продаже товаров, законного основания. Наиболее вероятно, что передача по документу за печатью является абстрактной, но в том, что касается переноса права путём traditio по древнему общему праву, невозможно сделать вывода: нет ни законодательства, ни практики, ни литературы, которые могли бы что-либо прояснить.23