Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2630

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
1.96 Mб
Скачать

религиозные представления, ведь, насколько мы знаем, металлургия на этом этапе развития человечества считалась своего рода магией. Исходными узлами этих цепочек были древневосточные цивилизации.

Необходимо отметить, что даже в Египте и Месопотамии изделия из меди и бронзы были весьма дорогостоящими и поэтому широко продолжали использоваться каменные орудия труда. Тем более это справедливо для Восточной Европы, удаленной как от центров цивилизаций, так и от мест добычи меди и иных компонентов бронзы. Количество обнаруженных при раскопках археологических памятников бронзовых вещей обычно исчисляется единицами (а иногда их вообще не находят). Тем не менее, отличия в регионе эпохи ранних металлов от каменного века разительны: многократно возросла численность населения, поселения и погребения становятся совершенно рядовыми объектами для исследований, на пространствах в сотни тысяч квадратных километров устанавливается единообразие форм материальной культуры, что говорит о формировании каких-то больших этнических общностей и позволяет ученым ставить вопросы о том, что это были за общности, а также о наличии в этих общностях определенной социальной структуры.

Эпоху ранних металлов на Среднем Дону делят на

энеолит (конец V – III тыс. до н.э.) и бронзовый век (конец III

– рубеж II/I тыс. до н.э.). Классический энеолит характеризуется началом обработки меди и золота, металлов, которые встречаются в самородном виде и обладают весьма низкой температурой плавления. Однако в нашем регионе медь не обрабатывали, изделия из нее в единичных экземплярах привозили с Северного Кавказа и севера балканского полуострова. Главным отличием донского энеолита от предыдущей эпохи является наличие производящего хозяйства. Оно имело комплексный характер, т.е. местное население нельзя однозначно отнести ни к скотоводам, ни к земледельцам. Они не кочевали, как классические скотоводы, но и не проживали поколениями на одном и том же месте.

11

Возможно, что лесостепная зона между Днепром и Волгой, включая Средний Дон, была тем местом (или одним из тех мест), где была одомашнена лошадь. В энеолите Среднего Дона выделяют памятники нижнедонской, среднестоговской и репинской культур. Все они имеют южное происхождение, Воронежский край был периферийной зоной их распространения.

Это же справедливо и для первой в Восточной Европе культуры бронзового века – древнеямной. Она занимала огромную территорию степной и лесостепной зоны от Днепра и до Южного Урала. Название эта культура приобрела от характерной черты погребального обряда: покойников чаще всего хоронили в перекрытых бревнами ямах, над которыми насыпали невысокие курганы.

Древнеямная культура сложилась на основе слияния, взаимодействия местных энеолитических культур. Усилившиеся по указанным выше причинам контакты способствовали формированию и распространению единых стандартов материальной культуры. Вполне вероятно, что носители древнеямной культуры разговаривали на одном языке или близкородственных языках. Многие исследователи убеждены, что эти языки находятся у истоков развития индоевропейской языковой семьи. Последующие миграции носителей древнеямной культуры на запад, восток и юг способствовали распространению их в Европе, Средней Азии, Индии и в Малой Азии.

Характерной чертой древнеямной культуры является использование колесного транспорта – повозок. Они занимали настолько важное место в жизни и сознании людей, что их или их глиняные модели помещали в могилу. Покойников осыпали охрой, которая, возможно, символизировала огонь. Ряд ученых предполагает, что уже в эту эпоху началось социальное расслоение. В курганах и с повозками хоронили не всех, а представителей родоплеменной знати или жрецов. Возможно, что сама форма кургана как места погребения была опосредованно заимствована ямниками из центров древневос-

12

точных цивилизаций, где в качестве царских усыпальниц и храмов строили пирамиды.

На территории Воронежской области памятников этой культуры известно немного, чего нельзя сказать о памятниках культур-преемниц – абашевской и катакомбной. Первая названа по имени села в Чувашии, где были обнаружены первые погребения, вторая – по особенности погребального обряда, предполагавшего сооружение в кургане камерыкатакомбы. Они сосуществовали в первой половине II тыс. до н.э.: памятники абашевской культуры находятся преимущественно на севере области, а катакомбной – на юге. Во второй половине II тыс. до н.э. их сменила срубная культура (покойников хоронили под курганами в срубах).

Поселений и могильников этих культур на территории Воронежской области обнаружены многие десятки, и каждый год добавляет новые открытия. На основании этого, ряд ученых считает, что плотность населения на Среднем Дону в ту эпоху была такая, которая была достигнута потом лишь только в Новое время в XVIII в. Это обуславливалось комплексным использованием природных ресурсов края: носители этих культур практиковали стойловое и отгонное скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство. Отмечено собственное металлургическое производство. Наиболее ярким его памятником является поселение металлургов-литейщиков у с. Мосоловка (Аннинский район).

Относительно абашевской, катакомбной и срубной культур найдено довольно много свидетельств наличия социальной элиты (племенной аристократии), которая выступала в качестве воинов-колесничих и погребалась в курганах вместе с колесницами и большим количеством искусно сделанных бронзовых вещей (оружием, элементами конской упряжи). В катакомбной культуре была распространена искусственная деформация черепов, чтобы аристократа можно было отличить от простолюдина даже внешне. Но при этом общество всех трех культур безусловно оставалось еще родоплеменным и близко не подошло к созданию государства.

13

Помимо колесниц и бронзовых изделий, ярчайшим памятником материальной культуры бронзового века Среднего Дона является керамика. Сосуды и курильницы абашевской, катакомбной и срубной культур исключительно красивы. Они богато украшены налепным или прочерченным орнаментом, в котором важную роль играют солярные (связанные с солнцем) символы (кресты, меандры, свастики). На одном из абашевских сосудов, найденном на поселении Шилово (г. Воронеж), есть изображение человека, похожего на лыжника. Это древнейшее изображение человека графическим способом, найденное на территории Воронежской области, и первое изображение человека, сделанное в нашем крае после верхнего палеолита. По предположению ряда ученых, некоторые элементы орнамента срубной керамики представляют собой знаковую систему, отображающую религиозные и календарные представления людей того времени. Если это так, то к концу бронзового века на территории Среднего Дона и соседних регионов люди вплотную подошли к созданию письменности. Возможно, это произошло не без опосредованного влияния цивилизаций Древнего Ближнего Востока.

Однако и на Ближнем Востоке, и в умеренной зоне Евразии в конце II тыс. до н.э. наступает кризис обществ бронзового века. О его причинах нет единого мнения. Обычно говорят либо об неблагоприятных изменениях климата, либо об истощении известных на тот момент месторождений компонентов бронзы, в результате чего налаженные столетиями торговые связи нарушились, а племенная аристократия лишилась средства поддержания своего престижа. Возможно, что действовали обе причины. Как бы то ни было, к концу II тыс. до н.э. срубная культура исчезает, резко уменьшается численность населения. Последующие несколько веков в истории Среднего Подонья являются "белым пятном".

На смену бронзе в качестве основного материала для изготовления орудий труда и оружия пришло железо. Металлургия железа весьма сложна, поэтому даже в центрах древневосточных цивилизаций она была освоена только к

14

концу II тыс. до н.э. Но оно того стоило: месторождения железа встречаются практически повсеместно, поэтому в итоге изделия из него стали намного дешевле бронзовых, что позволило внедрить их в каждом хозяйстве и отказаться от каменных и костяных орудий труда. Оружие тоже стало дешевле. На Востоке это позволило правителям создать большие по численности армии и приступить к обширным завоеваниям и созданию империй. В Греции те же предпосылки привели к формированию гражданской общины города-государства (полиса). Жители степной и лесостепной зоны тоже испытали влияние этой технологической революции. Они поголовно вооружились, но основой их войска в связи с особенностями ландшафта стала не пехота, а конница. Были изобретены седло, уздечка, а также особые типы мечей и луков, обеспечивавшие ведение конного боя. Возможность передвигаться верхом на лошади вызвала и серьезные хозяйственные изменения. Среди жителей степей и лесостепей отдельные группы перешли к кочевому скотоводству (номадизму) и заняли среди других господствующее положение.

Благодаря тому, что зона, охваченная древними цивилиза-

циями в период раннего железного века (X в. до н.э. – IV в.

н.э.) значительно выросла и вошла в соприкосновение с народами умеренных широт, мы знаем, в отличие от предыдущего периода, как назывались те из них, которые проживали в эту эпоху на берегах Дона. Это были киммерийцы, скифы и сарматы. По-видимому, все они по языку принадлежали к иранской ветви индоевропейцев и были отдаленными потомками тех, кто населял этот регион в эпоху бронзы.

Культура киммерийцев на Среднем Дону (VIII – VII вв. до н.э.) изучена пока слабо. Гораздо больше известно о скифах. Часть скифов вела чисто кочевой образ жизни. Это были "царские скифы", другие занимались земледелием (скифы-сколоты). Кроме того, рядом с ними жили нескифские племена (например, меланхлены), но ведшие скифский образ

15

жизни и им подчинявшиеся. Вместе они образовывали своеобразную форму раннего государства, присущую кочевым народам, где правят кочевники, а подчиненное положение занимают земледельцы и иноплеменные кочевые группы. У скифов была царская власть. Правителей они погребали в огромных курганах, куда помещали лошадей, насильно умерщвленных слуг и изделия из драгоценных металлов, изготовленные греческими ремесленниками. Они взимали их с греков, обосновавшихся по берегам Черного моря, как дань и как плату за зерно и скот, которыми скифы с ними торговали. Ряд таких курганов находился на территории нынешнего города Воронежа. В одном из них в конце XIX в. была найдена чаша, изготовленная из сплава золота и серебра с изображением сцен из скифской мифологии. Ныне она хранится в Эрмитаже.

Скифы были чрезвычайно воинственны. Они сумели отразить даже набег персидского царя Дария в 514 г. до н.э. Неудивительно, что основной формой поселения в скифскую эпоху стали городища, т.е. поселения, обладавшие системой укреплений. Одни из них использовались для проживания людей (Мастищенское городище, Острогожский район), другие были загонами для скота (Аверинское городище, там же). Во время войн скифы захватывали рабов, которых использовали в хозяйстве, например, для готовки еды.

Закономерность развития кочевых обществ состоит в том, что после 2-3 столетий процветания неизбежно начинается упадок. Кочевники ослабляют друг друга междоусобицами, а затем уничтожаются, подчиняются или изгоняются другими кочевниками. Так случилось и со скифами. В IV – III вв. до н.э. Скифия пришла в упадок и сократилась до размеров небольшого царства, занимавшего Крымский полуостров. Из степей и лесостепей скифы были вытеснены новой волной ираноязычных кочевников сарматов.

Причиной успеха сарматов было усовершенствование ими вооружения конного воина. Они изобрели стремена, что

16

позволило им использовать в качестве оружия копье и длинный меч.

Сарматы не образовали единого государства, хотя у них тоже были цари, которых хоронили в курганах с богатыми погребальными дарами. Отличительной особенностью сарматского общества было высокое положение женщин. Погребение такой дамы, относящейся к высшим слоям общества, было обнаружено воронежскими археологами под Липецком в 2006 г.

Всарматских погребениях часто находят вещи, привезенные из самых разных уголков мира: египетские украшения, китайские зеркала, римские монеты, греческую керамику. Это показывает, что основой могущества сарматской знати было не только конное войско, но контроль за международными торговыми маршрутами, в частности, над формировавшимся в то время Великим шелковым путем, который соединял две великие империи древнего мира – Китайскую и Римскую.

ВIII в. н.э. началась новая историческая эпоха – эпоха Великого переселения народов. В силу целого комплекса причин, начались массовые передвижения племен самого разного происхождения (сарматов, алан, тюрков и других кочевников, германцев, славян), целью которых был грабеж ослабевшей к тому времени Римской империи и поселение на

еетерритории. Этот процесс способствовал радикальному изменению этнической карты Восточной Европы на рубеже древности и средних веков. Сарматы с нее исчезли.

Тема 2. ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Переходным временем от древности к средневековью является эпоха Великого переселения народов. Начало ее относят ко II в. н.э., когда ряд германских племен попытался прорвать римские границы в Центральной Европе. Тогда же с берегов Балтийского моря свой путь на юго-восток начали племенные объединения остготов и вестготов. В III – IV вв. они поселились в Среднем Поднепровье, на берегу Азовского

17

моря и по берегам Прута, Днестра и Южного Буга. Оттуда они совершали морские и сухопутные набеги на восточные провинции Римской империи. В середине IV в. остготский король Германарих из рода Амалов, обложив данью разнообразные племена, жившие на пространстве от Карпат до Оки, создал раннегосударственное образование, которое ученые называют "держава Германариха". Как и все подобного рода политические объединения, державшиеся только на военных и дипломатических талантах его создателя, оно долго не просуществовало, пав под ударами кочевых племен гуннов, вторгшихся в 370-е гг. в Северное Причерноморье из степей Азии. Большая часть остготов бежала от них на Дунай, но некоторые остались. Следы их пребывания фиксируются археологами на протяжении V и, возможно, VI столетия рядом со многими другими этническими группами, принявшими участие в Великом переселении народов.

Необходимо отметить, что племена или племенные союзы эпохи древности и раннего средневековья не были этнически однородными образованиями. Они включали в себя группы, кланы, общины совершенно разного происхождения, подчас совершенно разные по языку и антропологическому облику. При этом их состав не был стабилен и постоянно изменялся. Ученые совершенно точно знают, что, например, среди гуннов были люди как тюркского происхождения, так и финно-угры, иранцы, германцы и славяне. В документах и хрониках наименование такому объединению давали в соответствии с этнической принадлежностью правящего рода. Вестготов и остготов продолжали именовать вестготами и остготами на протяжении всей эпохи Великого переселения народов, потому что на протяжении всего этого периода ими правили короли из готских родов Балтов и Амалов, хотя в реальности этнический состав этих двух племенных союзов со II в., когда они покинули берега Балтики, и до VI в., когда они создали свои государства в Западной Европе, изменился кардинально. Когда же высшая готская знать была уничтожена в войнах с

18

византийцами и арабами в VI – VIII вв., то и имя готов исчезло со страниц исторических источников.

Все это важно для понимания тех исторических процессов, которые протекали в Центрально-Черноземном регионе в эпоху Великого переселения народов. На территории Воронежской области ярких археологических памятников этой эпохи еще не выявлено, но в соседних областях, Курской и Липецкой, они за последние два десятилетия обнаружены, и указывают на существование здесь полиэтнических образований, имевших кочевнический (гуннский), германский (готский), славянский, балтский и финно-угорский (мордовский) элементы. Высказываются предположения о существовании на Среднем Дону небольших ранних государств (или протогосударств), возникших на полиэтнической основе. В письменных источниках они не оставили следов, но, видимо, были похожи на антский племенной союз, занимавший Среднее Поднепровье. Состав антов, если судить по их материальной культуре и антропонимике, был этнически пестрым: славяне, германцы, иранцы (аланы, сарматы), балты, фракийцы.

Если судьба антов известна (они были разгромлены кочевниками аварами в 602 г.), то что произошло с теми племенами, которые жили в конце эпохи Великого переселения народов на Дону, мы не знаем. Эпоха VI – VIII вв. пока что является "белым пятном" в истории нашего региона.

Одним из тюркских нардов, которые проникли в степи Восточной Европы в эпоху Великого переселения народов, были хазары. До 630-х гг. хазары входили в состав обширной кочевой империи Западно-Тюркского каганата. В результате междоусобиц он распался, и хазары получили независимость. При этом во главе их оказался каган (титул равнозначный императору среди тюркских кочевников) из рода Ашина, к которому принадлежали правители тюрок.

Первое время основные владения хазарских каганов находились на территории современного Дагестана. Постепенно, в течение второй половины VII – VIII вв., они

19

распространились на весь Северный Кавказ. С 730-х гг. хазары стали подвергаться военному натиску со стороны Арабского халифата. Были разгромлены хазарские города в Дагестане. Поэтому каганы перенесли свои ставки на Нижнюю Волгу и Нижний Дон. Со временем они установили контроль и над средним течением этих рек, по которым к тому времени пролегли важные торговые пути с мусульманского Востока в Северную и Западную Европу. Посредническая торговля на этих путях, взимание пошлин с купеческих караванов стали основой могущества хазарских каганов в IX – X вв.

Контроль за речными торговыми путями опирался на сеть крепостей. Видимо, они же были местами сбора дани, а при случае могли выполнить и оборонительные функции, поскольку обозначали западную границу владений хазар. На Дону и Северском Донце найдены остатки десятка таких сооружений. Самый северный хазарский замок находился на территории Воронежской области – это Маяцкое городище в Дивногорье. Его руины находятся над теми меловыми скалами, где восемьсот лет спустя был вырублен знаменитый монастырь.

Размеры крепости невелики – 95 на 80 м. Дополнительно внутри была еще цитадель как последний рубеж для ее защитников. Толщина стен была 6 м, высота – 10 м. Дополнительно укрепления были усилены рвами. Часть стены выходила на крутой обрыв к Дону, что делало ее с этой стороны неприступной. Стены были сложен из меловых блоков, материала, который находился у строителей буквально под ногами. К крепости примыкали поселение и могильник. Жили в крепости и около нее, видимо, не столько хазары, сколько аланы, ираноязычные кочевники, по языку близкие родственники современных осетин.

При раскопках на Маяцком городище были обнаружены многочисленные образцы высококачественной керамики, оружия, украшений. Большая их часть была найдена в погребениях, несмотря на то, что значительное их число было разграблено еще много веков назад, возможно, даже вскоре

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]