Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2630

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
1.96 Mб
Скачать

Крыма – все это создавало безопасные условия для жизни в южных губерниях России. Поэтому начинается, как уже было сказано, активное переселение помещиков из центральных уездов, «перевод» ими своих крепостных и т.д. Следует подчеркнуть, что захват дворянами земельных богатств Воронежского края осуществлялся не только в форме официального (правительственного) «наградного пожалования», но в виде самовольных (разбойничьих!) захватов. Так, в середине ХVIII в. начался захват дворянами земель в Павловском уезде, на которых уже свыше 50 лет жили украинские пашенные крестьяне и однодворцы. Князь Н. Трубецкой без разрешения Вотчинной коллегии захватил угодья по течению Осереди и Казинки, а крестьян, живших в слободах Марьевке и Фасановке (ныне Большая Казинка), силой обратил в своих крепостных. В 70-х гг. сын Трубецкого получил в наследство 4422 души мужского пола и 24852 десятины земельных угодий между реками Казинкой и Гаврилой. Граф Р. Воронцов по подложным «крепостям» (!) воронежского вальдмейстера Луки Вельяминова захватил сначала 897 четвертей пахотной земли (свыше 448 десятин), принадлежавшей однодворцам Чернавской слободы (верховье Осереды), проживавших здесь с 1725 г. Через приказчиков Воронцов «накликал» на отнятую у однодворцев землю украинцев и обратил их в крепостных. Центром феодальных владений царя в Воронежском крае стала (уже упоминавшаяся) слобода Воронцовка. В 60-х гг. ХVIII в. в ней насчитывалось 675 дворов, в которых проживала 2471 «душа»; а пахотной земли, без лесных и других угодий, было уже 7000 десятин. «Не отставал» от аристократов и отставной генерал М.П. Сафонов: все земли, лежавшие в излучинах рек Дон и Осереда, он объявил своей собственностью; русских и украинских крестьян, живших в слободах Петровке, Дуванке, Михайловке, при помощи воинских команд обратил в своих крепостных. В Козловском уезде в 60-х гг. ХVIII в. водворился другой отставной генерал – В.Н. Кретов. Он силой захватил 2859 десятин, принадлежавших однодворческим слободам Василь-

101

евской и Анненской. Помещик Острогожского уезда С.И. Тевяшов во второй половине ХVIII в. незаконно захватил свыше 200 тысяч десятин земли, до того принадлежавшей слободским жителям южных районов Воронежской губернии. Упомянутые дворяне не были исключением. Известный агроном и писатель ХVIII в. А.Т. Болотов в своих воспоминаниях указывает, что помещики Центрального Черноземья в те времена «надрывались друг перед другом захватыванием земли вновь в свое владение». Повышение роли дворянства в экономической жизни края вело к тому, что оно стало играть главенствующую роль в управлении Воронежской губернией (это соответствовало общегосударственным процессам, особенно во второй половине царствования Екатерины II).

Малую часть населения губернии составляли городские жители. Купечество было сосредоточено преимущественно в Воронеже (по данным четвертой ревизии насчитывалось 1069 человек). Во всех остальных городах губернии общее число купцов едва превышало 200 человек. Немногочисленной была группа мещан и цеховых ремесленников (около 2000 человек). Во многих городах губернии значительную часть населения составляли однодворцы, основным занятием которых было, как

ивезде, земледелие.

Сразвитием мануфактурного производства в Воронежской губернии появились работные люди. Часть их постепенно превращалась в кадровых рабочих; остальные еще были связаны с сельским хозяйством и числились (по ревизским документам) в других социальных группах.

Одну из наиболее многочисленных групп населения нашего края и во второй половине ХVIII в. составляли однодворцы – потомки бывших служилых людей по прибору. В течение ХVIII в. однодворцы все больше приближались по своему положению к крестьянству, подвергались эксплуатации со стороны феодального государства. В середине и второй половине ХVIII в. однодворцы продолжали выплату особых платежей государству за землю; по-прежнему за свой счет

102

содержали ландмилицию. Кроме того, с 1733 по 1743 гг. однодворцы выделяли в ландмилицию «подмощиков», в обязанности которых входило выполнение всех хозяйственных работ на Украинской линии, где несла службу ландмилиция (украинская оборонительная линия была выстроена в 17311733 гг. по рекам Сев. Донец, Берестовая и Орель. Она состояла из 17 крепостей, соединенных между собой укрепленной линией, непрерывного вала и рва с редутами). В то же время однодворцы еще сохраняли некоторые привилегии служилых людей – например, им разрешалось владеть крепостными крестьянами. По данным четвертой ревизии, в Воронежской губернии имелось 1023 крестьянина, принадлежавших 271 однодворцу. В большинстве случаев крестьяне использовались «в хебопашестве и в домашних работах». В то же время среди самих однодворцев было большое количество малоземельных и безземельных, вынужденных наниматься в работники к помещикам или богатым однодворцам. Как показывала четвертая ревизия, наибольшее количество однодворцев на территории Воронежской губернии было в Нижнедевицком (14754), Землянском (11784), Коротоякском (10974) и Воронежском уездах (10948).

Между первой (1718-1724 гг.) и второй (1745 г.) ревизиями резко возросло число помещичьих крестьян в Воронежском крае: они появились почти во всех уездах; возник ряд сел, населенных исключительно помещичьими крестьянами. В период четвертой ревизии наибольшее количество помещичьих крестьян (русских) было в уездах: Задонском

(9518), Воронежском (6275), Землянском (6167).

Большую группу населения Воронежской губернии попрежнему составляли украинцы («черкасы»). Наибольшее количество украинского населения было в Острогожском уезде, который являлся центром Острогожского полка. Кроме того, украинское население встречалось в отдельных селениях Коротоякского, Воронежского, Землянского и других уездов. После 1753 г. изменяется социальное положение слободских казаков: в результате ряда реформ казацкие слободские полки

103

были уничтожены, а вместо них учреждены регулярные гусарские полки. Для содержания гусар был установлен подушный налог на бывших казаков, превращенных в податное сословие и названных «войсковыми обывателями» (это было связано с общим усилением консервативных тенденций в политике правительства Екатерины II, расширением сферы крепостнической эксплуатации в стране). Перемена в положении населения Слободской Украины и части Воронежской губернии не могла не вызвать здесь большого недовольства, что ярко проявилось в 1767 г. в наказах Уложенной комиссии. Наибольшее количество войсковых обывателей было в Богучарском, Купенском и Острогожском уездах. Однако войсковые обыватели являлись лишь частью украинского населения. Другую, большую его часть, составляли «подданные малороссияне», то есть украинское крестьянство, попавшее в крепостную зависимость к русским землевладельцам или к разбогатевшей слободской старшине.

В середине и второй половине ХVIII столетия на территории Воронежского края продолжали существовать «дворцовые села», зачастую становившиеся фондом, из которого правительство производило «пожалования» дворянам. Изменился социальный статус бывших монастырских крестьян: после секуляризации церковных земель в 1764 г. бывшие монастырские и архиерейские крестьяне были переданы в ведение специально учрежденной Коллегии экономии и стали именоваться «экономическими» крестьянами. Работа на монастырской барщине была заменена денежным оброком, что в меньшей мере регламентировало хозяйственную деятельность крестьян; экономические крестьяне освободились также от вотчинной юрисдикции (суда монастырских властей и т.д.). По данным четвертой ревизии, на территории Воронежской губернии наибольшее количество экономических крестьян было в Коротоякском уезде (9028 душ); имелись экономические крестьяне в Задонском, Воронежском, Валуйском и в ряде других уездов.

104

Основной и ведущей отраслью экономики Воронежского края в середине и второй половине ХVIII столетия продолжало оставаться сельское хозяйство: земледелие, скотоводство, отчасти огородничество и пчеловодство. Сельскохозяйственной деятельности благоприятствовали: обширные степные пространства, умеренный климат, черноземная почва, обширные пастбища, наличие значительных водных ресурсов. Во второй четверти ХVIII в. здесь в основном сложилась трехпольная система полеводства и севооборотов. Однако в условиях феодализма хозяйство края было отсталым и малопродуктивным. Пахотные угодья составляли всего 34,9 % годных к обработке земель, остальные – луга и нетронутые степи. На обрабатываемых полях северных уездов не было изжито пестрополье, на юге края существовал перелог.

Главными земледельческими орудиями как в крестьянском, так и в помещичьем хозяйстве второй половины ХVIII в. оставались соха, борона, серп и коса. Эти примитивные орудия крайне плохо возделывали землю, что приводило к быстрому истощению ее естественного плодородия и частым неурожаям (1734, 1748 – 1750, 1754, 1774, 1787 гг.). Однако во второй половине ХVIII в. в южных уездах Воронежской губернии (Бобровском, Острогожском, Павлов-ском и других) в хозяйстве зажиточных крестьян соха постепенно стала уступать место плугу, в который впрягали четыре и больше волов. В результате глубина вспашки увеличивалась в 3 – 4 раза. На воронежских землях выращивали рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, овес. Черноземные почвы тогда еще давали неплохой урожай озимых и яровых культур: даже при посредственном урожае рожь давала сам-4, пшеница – сам-3, в лучшие годы урожай был еще выше.

Следует заметить, что низкий уровень агротехники и отсутствие заинтересованности феодально зависимых крестьян в результатах своего труда вели к снижению урожайности, а также к снижению уровня продуктивности скотоводства.

Тем не менее, скотоводство продолжало оставаться важной отраслью сельского хозяйства Воронежской губернии в

105

середине и второй половине ХVIII в. и достигло заметных успехов. Обширные пастбища по берегам рек Хопер, Битюг, Дон, Воронеж, Богучар, Оскол позволяли разводить в помещичьих и крестьянских хозяйствах лошадей, коров, овец, свиней и коз. Воронежские помещики содержали конные заводы, выводили новые породы племенных лошадей, обладавших большой силой и выносливостью. Так, во второй половине ХУШ в. на Хреновском конном заводе графа А.Г. Орлова (Бобровский уезд) русский коневод В.И. Шишкин вывел лучшую в мире упряжную породу лошадей – орловскую рысистую. В 80-х гг. ХVIII в. на Хреновском конном заводе насчитывалось 3000 лошадей и 50000 овец. С Хреновского завода начинается подлинная истории русского коневодства. У некоторых зажиточных оброчных крестьян и однодворцев имелись свои конные заводы, на которых выводились низкорослые, но плотные, широкие, способные к тяжелой работе кони. В ХVIII в. на обширных прибитюцких пастбищах местные коневоды вывели известную русскую породу тяжеловесных лошадей – «Битюг». Кони этой породы имели крупный рост (158 – 170 см. высоты в холке), были очень выносливы и рысисты; они использовались для перевозки грузов, для запряжки в тяжелый экипаж. В середине столетия отдельные зажиточные помещичьи крестьяне и однодворцы содержали большое количество лошадей, коров, овец, коз, свиней, разнообразной птицы для продажи. Однако значительная часть населения края – малоимущие и неимущие крестьяне – не могла обзавестись рабочим и продуктивным скотом. Кроме того, почти каждый год случался падеж крупного рогатого скота, ибо на территории огромной губернии не было никакой ветеринарной помощи и профилактики.

Видное место в сельском хозяйстве Воронежской губернии занимало огородничество: выращивали капусту, репу, огурцы, морковь, кормовую и сахарную свеклу, тыквы, редьку; в хозяйствах зажиточных крестьян – арбузы и дыни.

106

Хутора, бахчи, пчельники содержало и купечество ряда городов нашего края.

О картофеле до середины ХVIII в. в Воронежском крае не имели представления. В 1765 г. Сенат разослал по губерниям Российской империи «Наставление» о разведении «земляных яблок, называемых потетес (картофель)». На огородах пашенных крестьян Воронежского уезда картофель появился лишь в 80-х гг. ХVIII столетия.

В крае выращивались плодовые и ягодные культуры: вишни, сливы, смородина, яблоки, груши. В южных уездах разводился виноград.

Помещики, богатые однодворцы, купцы и так называемые «семьянистые» мужики разводили также пчел. Во многих помещичьих имениях к 60-м гг. были созданы крупные пасеки из 500 и более семей пчел. Основными районами распространения пчеловодства были Воронежская и Елецкая провинции. Пчеловодство носило здесь торговый характер.

Во второй половине ХVIII века сельское хозяйство Воронежского края втянулось в товарно-денежные отношения. Конечно, элементы нового еще не могли уничтожить старого способа производства – преобладало по-прежнему помещичье землевладение, производственные отношения (как и по всей России) носили в основном феодальный характер. Однако вовлечение помещичьего хозяйства в рыночные отношения и в Воронежской губернии повышало заинтересованность помещика в увеличении товарных излишков сельскохозяйственной продукции (зерна, мяса, шерсти и др.) При рутинной технике главным условием появления таких излишков могло стать лишь экстенсивное использование труда крепостного крестьянина – увеличение числа дней барщины или увеличение производительности рабочего дня. Этот процесс, характерный для сельского хозяйства всей страны, шел и в Воронежской губернии (перевод на месячину) и был в основном характерен для средних и мелких помещичьих хозяйств.

Крупные землевладельцы переходили от барщины к денежной ренте. Так, в Алексеевской вотчине графа

107

Шереметева земельные угодья (128553 десятины) находились в пользовании оброчной общины; все крестьяне (21283 души) платили денежный оброк, за 30 лет (1765 – 1796 гг.) увеличившийся в 8,5 раза. В этой общине были созданы благоприятные условия для производства продуктов на рынок. На примере Алексеевской оброчной общины можно проследить и другие социально-экономические процессы, характерные для экономики России в целом – начало разложения общины, ее социальной дифференциации. Так, 14 хозяйств зажиточных крестьян имели только пахотной земли свыше 1000 десятин да денежного капитала на сумму 26900 рублей; большими партиями закупали и продавали скот, хлеб, рыбу, железные товары и т.д. С другой стороны, в этой же вотчине к концу ХVIII в. образовалась большая группа бедняков, потерявших возможность вести самостоятельное хозяйство.

Таким образом, сельское хозяйство Воронежской губернии в середине и второй половине ХVIII претерпевало определенные изменения: пестрополье и перелог вытеснялись трехпольной системой полеводства и севооборотов; несмотря на натуральный характер, хозяйство помещиков, однодворцев

ибрачных крестьян под воздействием развивавшихся товарноденежных отношений и специализации землевладельческих районов становилось более товарным.

Наряду с сельским хозяйством в Воронежской губернии в середине и во второй половине ХVIII в. развивалась и промышленность. Широкое распространение получили сельские промыслы – мукомольный, винокуренный, холстяной, чулочный, кожевенный, сапожный и другие. В конце столетия в Воронежской губернии насчитывалось около тысячи водяных

иветряных мельниц. Содержателями этих промыслов были помещики, монастыри, архиереи, богатые крестьяне оброчных вотчин и однодворцы (cледует заметить, что в середине и второй половине ХVIII в. для экономики России характерно изменение социальной структуры владельцев мануфактур: падал удельный вес казенных мануфактур и соответственно

108

росло значение частных предприятий; все более заметными, особенно в легкой промышленности, стали мануфактуры, принадлежащие дворянам. Кроме того, отдельные отрасли промышленности, например, текстильное производство, переместились на периферию, поближе к источникам сырья. Однако на территории нашего края все эти процессы не всегда развивались по «общему образцу».

Так, смолокуренный и дегтярный промыслы развивались в районах, богатых лесами, – например, в Воронежской провинции. В городе Воронеже во второй половине ХVIII в. действовали 24 ручных кирпичных завода, не удовлетворявших потребности в кирпиче. Получило также распространение кожевенное и сапожное ремесло. Так, из 40 зажиточных крестьян Алексеевской вотчины Шереметева 12 домохозяев занимались выделкой кож и овчин, шитьем тулупов и сапог. Эти промыслы были настолько выгодными, что к началу ХIХ в. у них образовался капитал на сумму 18000 рублей.

Железное и кузнечное ремесла развивались там, где были залежи полезных ископаемых: на базе Липецко-Студеницкого рудного поля, на реках Боровая, Унжа, Толучеева, Белый Колодезь, Терса и других. Железная руда добывалась ручным способом. Выплавка чугуна и железа производилась при помощи древесного угля в небольших примитивных домницах. Во второй четверти ХVIII в. в Воронежском крае действовало несколько десятков предприятий, выпускавших сыродутное железо. Сумма их годового производства была очень низкой. Например, ручная домница купца И.М. Терпугова, действовавшая в 60-х гг. в Воронежском уезде, выпустила с 1760 по 1770 гг. всего 17266 пудов сыродутного железа. Наряду с ручным развивалось также и заводское производство чугуна и железа. Во второй четверти ХVIII в. возникло много новых металлургических и металлообрабатывающих предприятий.

Металлургические предприятия Воронежского края размещались в двух главных центрах: северном, с частновладельческими заводами Баташевых и Миляковых, и южном,

109

с казенными мануфактурами Липецкого района и купеческими заведениями в Ельце и на реке Терсе.

Решающая роль в развитии черной металлургии принадлежала купеческому капиталу. В этот период особенно активно развертывалась предпринимательская деятельность представителей торгово-промышленной буржуазии России. Например, в начале ноября 1754 г. московские купцы Петр и Прокофий Баташевы обнаружили в Воронежской губернии (Темниковский уезд) залежи железной руды. 10 ноября они уже подали в Берг-Коллегию челобитную и просили срочно разрешить им построить на р. Большая Виндрея вододействующий завод, домну и молотовую фабрику. Уже 14 ноября было получено разрешение Берг-Коллегии. В декабре 1755 г. строительство Виндреевского завода было завершено; 23 января 1756 г. Виндреевский завод дал первую плавку чугуна.

Так же быстро и решительно действовали заводчики Андрей и Иван Баташевы. В начале февраля 1755 г. они обнаружили в вотчине князя Н.А. Долгорукова (Касимовский уезд) залежи железной руды. Сплошной пласт руды тянулся по левому течению реки Унжи. Баташевы отправили в БергКоллегию кусок руды и просили опробовать его и разрешить строительство Унженского железного завода на их капитал. 20 февраля из Берг-коллегии пришел ответ: «Вышеописанные руды пробованы и по пробе явились годные». В 1755-1756 гг. строительство основных и вспомогательных сооружений Унженского завода, включая плотину и молотовую фабрику, было завершено.

На юге и юго-востоке Воронежской губернии в середине столетия действовали Толучеевский и Терсинский металлургические заводы.

Помимо металлургических заводов в Воронежской губернии во второй половине ХVIII в. было 126 предприятий легкой промышленности. Важными отраслями легкой промышленности являлись винокуренное и суконнополотняное производства. Крупным центром винокурения был Острогожский уезд. В 70-х гг. ХVIII в. здесь работало 38

110

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]