Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1364

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
18.31 Mб
Скачать

ся немного пищи, некоторые не едят вообще… Кто-то из них пьет воду, кто-то нет…

Как и в каждом деле, в солнцеедстве также нужна определенная длительная подготовка. Причем ни за день, ни за месяц настоящим солнцеедом вы не станете. Требуются регулярное выполнение упражнений и четкое осознание ваших целей. Солнцеедом может стать любой, однако одной веры все же недостаточно. Известны случаи, когда люди без определенной физической и психологической подготовки, просто наслушавшись лекций профессиональных солнцеедов и начитавшись литературы, полностью отказывались от еды и умирали от истощения. Солнцеедение переводится как «пристальное смотрение на Солнце». Суть его в основном состоит в смотрении на Солнце и хождении босиком по земле. Знатоки утверждают, что это излечивает тело и душу.

В перспективе, возможно, солнцеедение откроет новые пути развития человечества. Быть может, уже наши ближайшие потомки смогут полностью отказаться от материальной пищи и достичь совершенства (как физического, так и духовного) в бесконечном взаимодействии с природой и вселенной.

Вкусно есть – образ жизни, философия жизни. Просто так это не приходит. Допускаю, что таким можно родиться, т.е. иметь от рождения склонность ко всему вкусному и красивому одновременно. Вряд ли кто-то станет сопротивляться, если мы отнесем вопросы внешности к эстетике еды. Однако полагаю, что существует метафизика еды. Поскольку и сам процесс, и подготовка к процессу, в том числе и размышления перед процессом (предвкушение, мечты, ожидание удовольствия и прочее), и то, что его сопровождает (разговоры, праздники, торжественные акты и события…), равно как и то, что происходит после, все это идентифицирует еду как нечто метафизическое. Еда – сложное социальное явление. Ее роль в становлении чело-

21

века, его образовании и формировании мира, в котором предстоит жить и получать от жизни удовольствие, трудно переоценить. Рефлексия по поводу еды представляет собой один из интереснейших способов познания мира. Для пифагорейцев, например, еда была способом принятия или отвержения мира. А Сократ когда-то говорил: «Заговори, и я скажу, кто ты». Мы вслед за ним попробуем сказать: «Сядь со мной за стол, и я скажу, кто ты».

22

23

Раз мы осуждены на то, чтоб есть, будем есть хорошо.

Жан Антельм Брилья&Саварен.

24

Наша жизнь состоит не только из потребностей тела, но и из потребностей вкуса. Вкус, цвет, запах… Как они влияют на нашу жизнь, как они нас формируют, изменяют? Конечно же, разговор пойдет о гастрономическом вкусе, который вбирает в себя и цвет, и запах, и непосредственно сам вкус. Это одно из внешних чувств человека. Источник гастрономического вкуса – наша еда. Первое, что мы делаем в этом мире, пробуем его на вкус, припав к груди матери. Вкус дан нам, как и животным, от природы, но в свернутом виде. По мере развития этого чувства меняется и сам вкус. Чтобы определить, нравится мне что-либо из того, что можно съесть, необходимо это «что-либо» пустить внутрь себя. Вкус никогда не захватит врасплох. Чтобы попробовать, необходимо сначала разогреть, растворить, размягчить. Существует пространство, где все происходит, – пограничная зона – вовне и внутри, уже не вовне, но еще не внутри, где можно сказать, что там встречается «внешнее с внутренним». Это рот человека. И получается, что еда, ощущение вкуса – интимное дело. При пробе на вкус начинается интимный разговор с веществом, попавшим к нам в рот. Разговор с тем, что едим. Пища становится частью нас. А отвечает за знакомство ЯЗЫК. Он – страж порога. Что получили от этой встречи язык и рот? Язык – интимный орган. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему неприлично показывать язык?

Вкус – самый испорченный и любопытный из всех органов. Это началось уже, говорят, в раю. Помните, захотелось попробовать плод, который еще не ел, и есть его нельзя, но очень уж хочется.

Сегодня можно сказать, что мы разучились общаться со своим вкусом. Если долго есть вредное или одно и то же, вкус притупляется, но все же иногда хочется другого. Мы идем за своим желанием, за вкусом. Он нам напоминает о том, что необходимо есть здоровую пищу. После обильных застолий в праздничные дни хочется супчика и кашки. Это вкус с нами разговаривает и советует…

25

Ощущая вкус, мы меняем представления о мире. Многие явления описываем через вкусовые ощущения. Медоточивые речи, горькая правда, соленые словечки, ядовитые замечания.

Мы едим не белки, жиры и углеводы, мы едим блюда. Когда в силу диеты и похудения начинаем подсчитывать калории, краски жизни и вкус исчезают – и становится скучно.

Пища принимается или отвергается также и глазами. Попробуйте себя заставить даже просто проглотить кусочек из того, что не радует глаз! Вспомните себя в детстве. Да и сейчас засохший неаппетитный пирожок не хочется отправлять в рот.

Когда мы смотрим на красиво сервированный стол, мир является во всем своем величии. Глаз это схватывает, принося радость и предвкушение. Вспомните, как притягивает огонь, и мы глаз не можем иногда оторвать от костра. Без огня, так же, как и без соли, нет блюд, нет посуды, нет культуры. Все на поверхности Земли «поджаривается». Цветы – блюда Земли и образ Солнца.

На кухне то же самое. Мы подобно Солнцу все превращаем в цветы. Обратите внимание на свою посуду. Чем чаще всего она украшена? А скатерть? Зачем мы ставим цветы на стол? Украшаем – другого ответа нет. Сегодня в отличие от прошлого мы очень редко едим цветы, но все на столе превращаем в цветение. Культура сервировки стола – это тоже для радости.

Каждодневная еда за красивым столом поднимает нас над миром обыденности, превращается в трапезу.

За столом каждый раз встречаются три культуры: культура принятия пищи, культура сервировки стола, культура общения– прошлое, настоящее, будущее. В мире мало мест, где не положено ссориться: вхраме, накладбище иза столом.

По мнению китайцев, еда – пиршество не только тела, но и духа, и она требует к себе особого отношения. Пища –

26

радость и наслаждение. Что такое для нас еда? Это что-то вкусное, хорошо пахнущее и красивое – нечто манящее.

Запахи захватывают нас врасплох и овладевают целиком. Человек, как животное, не может не дышать, не вдыхать запахи. Базовыми являются пищевые запахи. Мы, не осознавая, все ассоциируем с ними. Приятное пахнет вкусно. Помните, у Рея Бредбери в романе «451 градус по Фаренгейту» осенние листья пахнут корицей, а книги – мускатным орехом? Очень многие запахи напоминают нам детство.

Детство... Оно у каждого свое, у меня – солнечное и вкусное. Восточная Украина, дед-пасечник, он же в прошлом – молотобоец на заводе растительного масла. Конфеты в доме бабушки считались злом, добром – халва и мед. Свежая халва и свой мед. Соперниками были также колодезная вода и парное молоко. Что вкуснее? Не помню. А еще запах лета. Абрикосовая посадка, пыль, степь. Слева от посадки – подсолнухи, справа – кукуруза, а может, гречиха или бахча. Гречиха для нас детей – только запах, а бахча – ешь – не хочу: арбузы, дыни! Дед медом расплатится, он же пасечник. Дедова пасека внутри посадки. Раньше этот запах лета был пыльным. Сейчас за него многое бы отдала. Запах степной Украины. Мед, полынь, кукуруза, сояшник и летнее счастье: дед на пасеке – хозяин, бабушка – дома, в хате. Мы при них, родители и школа далеко! Сейчас хочется попасть туда, где пыль по колено, лечь в ковыль или полынь и плакать от счастья, что дышишь этим...

Своими пристрастиями к кулинарии и запахам я, наверное, обязана бабушке с дедом, да и Украйне милой.

Человек в процессе эволюции утратил обоняние, свойственное многим животным. Но оно у нас есть! По запаху мы часто определяем: съедобно – не съедобно.

Обоняние можно развивать. Благодаря способности вдыхать и обонять мы научились понимать, что хорошо, что плохо для нас, что вкусно, что нет, что неприятно глотать, а что с большим удовольствием, хотя разум и гово-

27

рит, что это вредно. И как бывает трудно отказаться от вредной, но вкусной пищи.

Через запахи устанавливается не только потребительский, но и любовный, моральный, эстетический, оценочный контакт с миром. Умение отличать дурно пахнущее от приятно пахнущего формирует уровень вкуса.

Когда перед нами возникает вопрос «Где бы поесть?», мы выбираем место, где вкусно, красиво и обязательно хорошо пахнет. Запахи могут сводить с ума и обострять чувство голода. Именно они возвращают нас в действительность.

Книг по кулинарии очень много, ими завален сегодняшний рынок. Они достаточно интересны и популярны. И, вероятно, за свою жизнь, начиная с детства, когда листаешь мамины красивые книги о еде, проглочено их было достаточно. И даже на практике что-то из этого получалось вкусненькое. Можно считать себя кулинаром, поймав однажды удачу за хвост. Признаюсь, я тоже «проглотила» свою долю книг и кое-что воплотила. Однако меня не покидает надежда, что моя история отличается от других историй о «вкусной и здоровой пище». Мне хотелось написать что-то более смелое…, нечто живое, с юмором и в то же время серьезное. То, что развлечет и одновременно изменит отношение к одному из самых сильных человеческих удовольствий – вкушению еды.

Студент, как и влюбленный, витает в духовных сферах, забывая о земном. Оно же, земное, постоянно о себе напоминает. Чай на лекциях на глазах «вещающего» преподавателя, голод, мешающий внимать вечное, мудрое и нужное для зачета и экзамена. Постоянно нет то денег, то времени. Вокруг столько много всего интересного, хочется все успеть. А тут еще постоянный голод… Времени мало, денег еще меньше. А голодным... как-то не радостно.

Что общего у студента и влюбленных? Студент, как и влюбленные, – явление всемирное. По сути своей студент – потенциально влюбленное существо: в науку, в студенче-

28

скую жизнь, в прекрасную даму или прекрасного принца,

вжизнь, в себя, в свою юность… Молодость. Разница лишь

втом, что у студента в «напряге» мозг, а у влюбленных – мозг «отдыхает». Общее – вечный голод. Нет времени, нет возможности, нет опыта, да и желания вести экономно домашнее хозяйство.

Кулинарных книг – море. Попробуем написать еще од-

ну. Философскую. Философия еды для студентов и влюбленных. Посмотрим на обременительный процесс приготовления еды, как на удовольствие. Если нельзя отказаться от возможности есть, можно попробовать посмотреть на эту проблему по-другому. С юмором и удовольствием.

Сколько раз в день нужно есть, чтобы мысль о еде перестала быть навязчивой? И что есть?

Что мы едим? Сегодня, как и двадцать, тридцать лет назад, это стандартный набор: майонез как деликатес, картошка от родителей, от них же – мясо, овощи, от них же – рекомендации экономить, питаясь полноценно. И что со всем этим делать? И чтобы вкусно, и чтобы сытно, и чтобы полезно? Конечно, чтобы долго не «заморачиваться», можно питаться в кафешках. Но это не всегда по карману. Да и еда домашняя не сравнится ни с какой общепитовской. Особенно той, что доступна в юности. Хотя, казалось бы, это время в жизни человека, когда духовное «побеждает». Исторически так сложилось, что борьба с телом в поисках духовного привела к тому, что извратилось отношение к самому себе. Пренебрежительное отношение к телу свело к минимуму и отношение к еде. Но еда, как и секс, – одно из наивысших удовольствий. Любовь к ним возвращает человека к себе. Он начинает получать удовольствие от жизни сегодня и сейчас. Конечно, не нужно забывать о том, что «человек – мера всех вещей». Речь идет о гармонии материальных и духовных удовольствий. Материальная пища не только питает организм, но приподнимает настроение, делает мир радостным

29

и разноцветным. Еда наполняет наш организм энергией. Она же и наркотик, мы зависим от нее. Едой можно и убить в самом прямом смысле этого слова. Вспомните казнь из « Легенды о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера. Монаха решили уморить едой и откармливали в клетке, издеваясь над ним. Почему? Он был гурманом. Гурман – ценитель и любитель тонких и изысканных блюд. Знаток напитков и вин – энофил. Это во Франции. В России же гурманом считают любителя вкусно и обильно поесть, но это не обжора. Любителя изысканной пищи называют «гурмэ».

В массовом сознании предел счастья – быть сытым

иничего не делать. Условия современного общества сделали

ив перспективе постиндустриального мира будут продолжать делать в этом плане человека счастливым. Индивидуум уже сегодня максимально выведен из производства продуктов и товаров, т.е. свободен от изнурительного, неинтересного, нетворческого физического труда. Останется только быть

счастливым и неголодным. Здесь особых проблем нет. На рынке есть все, чего только душа ни пожелает. Денег только, как всегда, маловато. Новая старая проблема. Где «достать» денег? Как себя продать подороже? Как быть высококачественным товаром? Пора заниматься творчеством? Или идти в сферу обслуживания, но там уже толпы желающих тебя обслужить! Казалось бы, какое это отношение имеет к нашему разговору? Самое прямое. Качество еды, способы ее потребления, время, пространство и место, отведенное на еду, делают нас людьми или не очень.

Еще в конце XVIII века великий социалист-утопист Шарль Фурье, мечтая о том, как сделать человечество счастливым, пришел к выводу, что хорошая и вкусная еда должна стать наряду с сексом основной наградой за труд. Гастрономический Эдем. Все люди объединятся для производственной деятельности во имя гастрономии. Еду мыслитель положил в основу всех человеческих стремлений. Прочный обще-

30

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]