Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экономика отрасли

..pdf
Скачиваний:
42
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
4.21 Mб
Скачать

ОАО «Электроцинк» во Владикавказе, организация полиметаллического производства в Кировграде и т.д.

Второе направление работы – развитие сырьевой базы. Единственным российским резервом, обладающим достаточными запасами для восполнения и тем более для расширения сырьевой базы, является Удоканское медное месторождение в Читинской области, расположенное в труднодоступном, малоосвоенном горном районе с неразвитой инфраструктурой. Освоение данного месторождения потребует уникальных технологических и производственных решений, значительных финансовых вложений

Как видно из представленной выше информации, процесс вертикальной интеграция УГМК прошел ступени как «назад» к сырью, так и «вперед» к готовой продукции. Диверсификация выпуска компании позволяет снизить общий риск хозяйствования, что особенно важно в условиях расширения деятельности.

Полученная структура холдинга позволяет создать предпосылки вертикальной интеграции, осуществить дорогостоящие преобразования, капитальные вложения, организовать более глубокий технологический передел продукции.

Вертикальная интеграция позволила использовать внутренние структуры для снижения налоговой базы и давления на государственные структуры.

401

КЕЙС «ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАРЕЛИИ»

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Карелии в дореформенный период (1960–1980 гг.)

ЛПК Карелии в дореформенный период представлял собой динамично развивающийся сектор республиканской экономики: на его долю приходилось около половины республиканского объема производства, вклад предприятий комплекса в республиканский бюджет составлял почти 40 %. На развитие ЛПК было ориентировано и машиностроение республики – производство бумагоделательного оборудования, тракторов для лесозаготовок, деревообрабатывающих станков. Ощутимым был вклад в общесоюзное производство предприятий целлюлозно-бумажной промышленности республики: на их долю приходилось 9,4 % общесоюзного производства целлюлозы

и20,3 % производства бумаги.

Вэтот период отрасли ЛПК республики достигают пика своего развития. В 1960–1970 гг. вывозка древесины составляла 18 и более млн куб. м в год, в том числе производство деловой древесины – более 15 млн куб. м, производство пиломатериалов – 3 млн куб. м. Производство бумаги в 1985 г. превысило 1200 тыс. т, а целлюлозы –

785 тыс. т.

Однако в это же время возникает необходимость сокращения лесозаготовок до объемов естественного прироста леса (сказываются пагубные последствия перерубов этих пределов), более рационального и комплексного использования древесного сырья. Это приводит к тому, что масштабы лесозаготовок в Карелии снижаются с 19–20 до 11–12 млн куб. м в год. На сегодня утвержденный размер расчетной лесосеки снижен с запасом – до 9,3 млн куб. м (средний прирост древесины превышает эту величину на 3–4 млн куб. м).

Основной спрос на продукцию предприятий ЛПК республики в дореформенные годы формировался внутри страны. Приоритет

402

внутреннего рынка позволял в максимально возможном объеме удовлетворять потребности в сырье местных деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий, обеспечивал загрузку их производственных мощностей. Роль экспорта в те годы была несущественна.

К началу 1990-х гг., несмотря на снижение объемов производства и экспортных поставок лесопродукции, структура экспорта предприятий ЛПК республики оставалась достаточно прогрессивной

– удельные показатели экспорта пиломатериалов (доля экспорта в производстве продукции) значительно превышали аналогичные показатели экспорта необработанных лесоматериалов, рос экспорт бумаги (см. табл. 1).

В дореформенный период предприятия ЛПК республики не могли самостоятельно совершать экспортные операции с произведенной ими продукцией. Управление экспортными операциями носило централизованный характер, они были строго регламентированы и хорошо организованы, поскольку осуществлялись через институт спецэкспортеров, сосредоточивший в своих штатах высокопрофессиональных специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности. В Карелии функционировали всего 4 организации спецэкспортеров, образованных на базе внешнеторговых структур «Кареллеспрома».

Экономические реформы начала 1990-х гг. – изменение внешней среды функционирования предприятий ЛПК

С началом рыночных реформ положение в экономике Республики Карелии резко изменяется. Сочетание экономического кризиса и радикальных перемен в отношениях собственности привело к тому, что спад производства в Карелии оказался более глубоким, чем в целом по стране и Северо-Западу. В полтора раза быстрее, чем в РФ, снижался валовой региональный продукт на душу населения, резко сократилось использование хозяйственного потенциала, к середине 1990-х г. промышленность Карелии в целом оказалась убыточной, дефицит финансовых ресурсов составил более 25 %. В результате ускоренной приватизации предприятий, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в ЛПК республики сложилась

403

совершенно новая ситуация. Устойчивое прежде объединение «Кареллеспром» распалось на десятки отдельных леспромхозов, получили самостоятельность более десятка крупных лесозаводов (производителей пиломатериалов) и все крупные целлюлозно-бумажные предприятия.

Ставшие коммерчески самостоятельными в результате приватизации предприятия ЛПК республики вынуждены были действовать

вусловиях новой экономической ситуации. Теперь уже не плановые задания по производству, определенные министерствами и ведомствами, а формирующийся рынок определял их текущие результаты и перспективы. Ориентация на запросы рынка, мотивация деятельности соображениями прибыльности стало первопричиной как положительных, так и отрицательных перемен в функционировании предприятий.

Большинство организаций выбрали вариант приватизации, при котором контроль над ними сохранялся в руках трудовых коллективов, тем самым предпочитая организационно-правовой статус, ориентированный на «закрытость» создаваемых коммерческих структур.

Крупные предприятия, в частности ЦБК и часть лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, трансформировались в открытые акционерные общества. Не были исключением среди предприятий ЛПК республики и различные закрытые организацион- но-правовые формы предприятий (ЗАО, ООО и пр.). Однако, по существу, различная степень открытости, декларированная в уставных документах, была во многом формальной. Получение в ходе приватизации трудовыми коллективами контрольного пакета акций не привело к перестройке и повышению эффективности управления, улучшению финансово-экономического положения предприятий. Администрация и внешние инвесторы обоснованно рассматривали владение этими акциями как формальное, а их собственников – как потенциальных продавцов. Изменение формы собственности и организацион- но-правового статуса практически не повлекло за собой изменений

вменеджменте предприятий: сохранялись прежние производственнотехнологические организационные структуры и ориентация на возможности существующего производства, а не происшедшие изменения внешней среды предприятий и спроса на продукцию.

404

В результате только треть ранее действовавших леспромхозов смогла выдержать резкое повышение цен на машины, сырье и материалы. Сокращение объемов внутреннего спроса поставило в исключительно трудные условия деревообработчиков и ЦБК. Но если в целлюлозно-бумажной промышленности по-прежнему действовали 4–5 предприятий, основу деревообрабатывающей составляли несколько десятков крупных и средних субъектов хозяйственной деятельности, то число предприятий, занятых лесозаготовкой, увеличилось лишь за 1995–2001 гг. более чем в 3 раза (со 174 до 565 предприятий).

Резкое падение внутреннего спроса на продукцию ЛПК привело к тому, что к середине 1990-х гг. объемы лесозаготовки и деревообработки в республике упали более чем вдвое. Загрузка сырьем местных лесоперерабатывающих предприятий снизилась до 38 % имеющихся мощностей.

Во второй половине 90-х гг. резко усиливается влияние на объемы и структуру производства основных видов продукции ЛПК республики внешних факторов, важнейшим из которых становится экспорт лесопродукции (см. табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

Динамика экспорта лесопродукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесоматериалы

 

 

 

Год

 

 

 

 

 

 

 

необработанные

 

обработанные

 

млн м3

млн долл.

долл/м3

тыс. м3

 

млн долл.

долл/м3

1994

1,4

43,2

30,9

336,9

 

50,0

148,3

1995

1,8

76,7

43,1

367,4

 

52,9

144,0

1996

1,9

81,3

42,8

310,9

 

37,6

121,1

1997

2,3

84,7

36,0

307,8

 

37,4

121,6

 

 

 

 

 

 

 

 

1998

3,0

102,1

33,7

331,0

 

36,0

108,8

В условиях сокращения внутреннего спроса поставки продукции на внешний рынок, учитывая приграничное положение Республики Карелии, ликвидацию «железного занавеса» и либерализацию

405

внешнеэкономической деятельности, явились единственным выходом из сложившейся ситуации.

Экспорт в Финляндию

Близость и транспортная доступность Финляндии как огромного рынка сбыта лесоматериалов (приложение 4), его привлекательность из-за различий в уровнях мировых и внутренних цен на лесопродукцию изменили стратегические ориентиры карельских предприятий и обусловили предпочтение ими новой стратегии, которую уместнее всего назвать «стратегией выживания». Последствия таких перемен серьезно сказались на удовлетворении потребностей внутреннего рынка.

Экспорт карельских необработанных лесоматериалов практически монополизирован Финляндией. Доля поставки на рынок Финляндии необработанных лесоматериалов из Карелии с 1995 г. колеблется в пределах 93–96 % от всего объема экспорта по данной группе. В 2001 г., по данным Госкомстата Республики Карелия, эта доля подошла к 97 %. Доля финского импорта круглых лесоматериалов из Карелии в 2001 г. составила около 30 %. Однако зависимость Финляндии от поставок леса из Карелии не столь высока, ибо может быть уменьшена за счет увеличения поставок необработанной древесины из других регионов Северо-Запада. Тем более, что объем экспорта круглого леса из Карелии в Финляндию занимает всего около 5 % объемов его потребления в самой Финляндии.

При общих запасах лесных ресурсов Финляндии около 2 млрд куб. м интенсивность оборота ее ресурсов составляет около 37 лет. Практически Финляндия подходит к пределу своего собственного производства круглой древесины. При этом наблюдается устойчивый рост потребления круглого леса финской промышленностью, а темпы этого роста превышают возможности роста внутреннего производства. Увеличивающийся разрыв между внутренними возможностями производства и потребностями в сырье для лесоперерабатывающей промышленности предопределяет необходимость расширения импорта круглой древесины (экспорт круглого леса

вФинляндии не превышает 2 % объема внутреннего производства). Объем импорта круглого леса в Финляндию из России составил

в2001 г. около 12 млн куб. м, в том числе из Карелии – почти 3,7 млн куб. м, т.е. примерно 31 %. В соответствии с прогнозом

406

Национальной лесной программы Финляндии «Лес – 2010» к указанному времени импорт круглого леса планируется довести до 15 млн куб. м в год. Учитывая, что основными поставщиками будут регионы Северо-Запада, в том числе Республика Карелия, в ближайшие годы можно рассчитывать на увеличение объема спроса в Финляндии на импортируемые необработанные лесоматериалы в 1,3– 1,5 раза. Тенденция значительного возрастания спроса на круглый лес явно проявилась уже во второй половине 2002 г.

В первой половине 90-х гг. (до 1994 г. включительно) экспорт продукции из Карелии оставался преимущественно регулируемым благодаря сохраненному институту спецэкспортеров – в Карелии их действовало всего 4 на базе внешнеторговых структур «Кареллеспрома». Это позволяло также поддерживать положительную товарную структуру экспорта, в которой объем экспорта обработанных лесоматериалов в стоимостном выражении превышал соответствующий показатель экспорта необработанных лесоматериалов (см. табл. 2).

Однако упразднение в 1995 г. института спецэкспортеров самым непосредственным образом сказалось на динамике и товарной структуре экспорта. Возникли предпосылки выхода на зарубежные рынки огромного (по карельским масштабам и в сравнении с дореформенным периодом и даже началом 90-х годов) количества субъектов внешнеэкономической деятельности.

Так, в 1997 г. количество зарегистрированных участников внешнеэкономической деятельности составляло 3625, из них 1236 осуществляли экспортно-импортные операции. Удельный вес экспортеров лесоматериалов в общем количестве участников экспорта превышал 70 %. При пяти реально существующих (и трех фактически действующих) компаниях целлюлозно-бумажной промышленности экспортом производимой ими продукции занимались более сотни организаций. При этом всего три компании – АО «Кондопога», АО «Сегежабумпром» и АО «ЦЗ Питкяранта» экспортировали продукции на 134,4 млн долл., что составляло почти 26 % всего экспорта Республики Карелия. Экспортом лесоматериалов (круглых и пиленых) занимались 320 участников.

На первых порах совместное действие ряда факторов – увеличение спроса на международных рынках, растущие цены на лесопродукцию, увеличение числа экспортеров – сыграло положительную роль:

407

экспорт стал неуклонно возрастать, достигнув некоего максимума в середине 1990-х гг. Однако затем последовал спад, обусловленный падением цен на лесопродукцию на европейских рынках, и восстановление объемов экспорта произошло через пять лет. Показательно, что «провалы» в стоимостных показателях экспорта лесопродукции

в1996–1997 гг. сопровождались ростом его физических объемов.

Вэтот же период начала складываться новая товарная структура экспорта лесопродукции. На внешний рынок стали в возрастающих размерах уходить необработанные лесоматериалы. Несмотря на то, что экспорт обработанных лесоматериалов упал относительно уровня 1988 г. более чем в три раза и конкурентоспособность продукции деревообрабатывающих предприятий на внешнем рынке оставляла желать лучшего, все большая часть пиломатериалов также стала отгружаться за рубеж. Это означало, что на внутренний рынок Республики Карелии поступало все меньше производимой лесопродукции

(табл. 2).

«Завоевание» внешнего рынка сопровождалось ухудшением качественной структуры экспорта – не только ростом доли продукции с низкой добавленной стоимостью, но и ухудшением качества товаров в отдельных группах (прежде всего – круглых лесоматериалов и пиломатериалов). Отмеченные тенденции были обусловлены несколькими причинами:

ухудшением состояния основных фондов лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, практически не обновлявшихся из-за отсутствия капиталовложений и имеющих высокую степень износа

стремлением многочисленных «новых» экспортеров любыми способами извлечь доход из экспорта, пренебрегая качеством лесопродукции;

разрывом между экспортными ценами и ценами внутреннего рынка в Карелии.

Растущая привлекательность экспорта снижала предложение на внутреннем рынке и как следствие – повышала цену на пиловочник и пиломатериалы. С другой стороны, подобное положение выступало основой для стимулирования посредничества в лесоторговле и поставках лесоматериалов на экспорт. Огромное число посредников и их высокий удельный вес в общей массе экспортеров карельских

408

лесоматериалов обусловливали наибольшие в России накладные расходы в себестоимости круглого леса и пиломатериалов.

Почти 50 % экспорта необработанных лесоматериалов составляют балансы, в экспорте пиломатериалов более 40 % составляют изделия по так называемому «внутреннему» ГОСТу, которые предназначались в 1980-е гг. для использования в СССР и странах СЭВ. Традиционно экспортные пиломатериалы в Республике Карелии изготавливались и поставлялись за рубеж по стандарту ГОСТ 26002–83 «Пиломатериалы хвойных пород северной сортировки, поставляемые для экспорта», в котором учитывались все требования мирового рынка. Экспорт пиломатериалов в западные страны по другим стандартам был практически невозможен. С либерализацией внешнеэкономической деятельности и ликвидацией института спецэкспортеров всякие запреты были сняты, а падение внутреннего спроса лишь подтолкнуло деревообработчиков экспортировать все, что можно продать, даже по низкой цене. Эта мотивация усиливается приграничным положением предприятий-экспортеров, позволяющим иметь относительно низкие транспортные издержки. Это означает поставки на экспорт пиломатериалов такого качества, которые в дореформенный период и времена спецэкспортеров не допускались на зарубежные рынки.

Таблица 2

Структура поставок лесопродукции предприятиями-изготовителями (в % к итогу, не включая расходы на собственные нужды)

Показатель

1995

1998

1999

2000

2001

Деловая древесина:

27 69 4

44 53 3

41 57 2

48 50 2

54 45 1

экспорт, включая

 

 

 

 

 

СНГ, рынок Респуб-

 

 

 

 

 

лики Карелии, другие

 

 

 

 

 

области России

 

 

 

 

 

Пиломатериалы: экс-

66 22 12

47 44 9

55 29 16

72 19 9

75 14 11

порт, включая СНГ,

 

 

 

 

 

рынок Республики

 

 

 

 

 

Карелии, другие обла-

 

 

 

 

 

сти России

 

 

 

 

 

409

Фанера клееная: экс-

40 26 34

100

91 9

97 3

89 11

порт, включая СНГ,

 

 

 

 

 

рынок Республики

 

 

 

 

 

Карелии, другие обла-

 

 

 

 

 

сти России

 

 

 

 

 

Можно предположить сохранение на неопределенный срок сложившейся качественной структуры экспорта пиломатериалов. Последствия данного явления имеют как плюсы, так и минусы, это касается масштабов сбыта, уровня цен, технического прогресса и перевооружения предприятий, изменения географической структуры экспорта.

В настоящее время на рынках Европы в основном завершился переход на поставки пиломатериалов в соответствии со спецификацией заказчика, на которые накладываются жесткие требования западных стандартов по качеству, точности размеров и чистоте обработки поверхности (калибровка, строжка, шлифовка). Основными покупателями на таких рынках выступают, главным образом, конечные потребители пиломатериалов, в частности строительные организации, готовые платить высокие цены за выполнение их условий.

Подавляющее большинство карельских экспортеров пока еще не готово к работе на конкретного потребителя и, в лучшем случае, осуществляет поставку по российскому экспортному ГОСТ 26002–83, который уже не отвечает требованиям покупателей в Европе. Такая «специализация» предопределяет и ценовую нишу карельских пиломатериалов, зачастую они приобретаются в качестве полуфабрикатов для последующей доработки в странах-импортерах.

Иностранные инвестиции

Проблема качества экспортных пиломатериалов, т.е. повышение его до уровня требований западных стандартов (по качеству, точности размеров и чистоте обработки поверхности) – это в первую очередь проблема технического перевооружения деревообрабатывающих предприятий. Девальвация рубля в 1998 г. не только обусловила возрастание прибыльности экспорта, но и сделала экономику республики инвестиционно привлекательной. Инвестиции в основной капитал за последующий период выросли в несколько раз. Однако, несмотря на столь необходимый рост инвестиций в деревообработку,

410