Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2245.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
1.77 Mб
Скачать

4. Коллекционирование

Значительную роль в развитии русской художественной культуры сыграло коллекционирование, которым увлекались многие обладатели дворянских усадеб. Как и в других странах, приобщение к наукам и искусству сопровождалось в России интересом к коллекционированию. Можно считать, что начало коллекционированию в России положил император Петр I. В галереях Монплезира он поместил более двадцати картин, объединенных морской тематикой. Коллекции картин, скульптур, фарфора, музыкальных инструментов, книг собирали и другие русские императоры. Но особенно большой вклад в дело коллекционирования внес император Александр III. С юных лет он проявлял большой интерес к живописи. Александр III был тонким ценителем изобразительного искусства, но «пристрастие его склонялось в особенности к древностям русским, памятникам зодчества, орнаментации, иконописи, фресков и мозаики» [80]. Он старался не пропускать ни одной интересной выставки живописцев. За границей он посещал не только музейные экспозиции, но и знаменитые фабрики, где изготовляли фарфор, фаянс, серебряные изделия, мебель. Он приобретал интересующие его редкости и увеличивал свою собственную коллекцию. Дворец в Царском Селе пополнился новыми полотнами К. П. Брюллова, В. Л. Боровиковского. Впоследствии император приобрел картины И. Е. Репина (1844 – 1930), Д. В. Поленова, И. И. Шишкина (1832 – 1898). В мастерской известного скульптора М. М. Антокольского (1843 – 1902) император Александр III купил бронзовую статую Петра I, которая была установлена в Петергофе перед дворцом Монплезир.

Он всегда покровительствовал русским художникам, щедро, по-царски оплачивал их труд, когда приобретал понравившиеся ему картины на выставках. Многие русские художники получали от него награды и пожизненные пенсии. «Кабинет Александра III ежегодно отпускал 20 тысяч рублей Академии художеств для пополнения художественными произведениями вновь открывающихся музеев как и в провинции, так и в Санкт-Петербурге» [81]. Из коллекции картин, собранных императором Александром III, был создан знаменитый Русский музей в Санкт-Петербурге, который носил его имя.

В подражание императорам, а также руководствуясь личными интересами, многие русские дворяне собирали в своих поместьях картинные галереи, в которых содержались не только фамильные портреты, но и полотна самых разнообразных жанров. Такие галереи положили начало коллекционированию произведений искусства в дворянских усадьбах. Многие произведения привозились дворянами из-за границы, но немало делалось местными мастерами. Желая создать у себя галерею, помещик зачастую собирал ее наскоро и мог соединить первоклассные художественные произведения с совершенно безвкусными подделками и плохо выполненными копиями. Не все дворяне обладали достаточными материальными средствами для приобретения произведений искусства и потому не редко получали их путем обмена. Интересно, что картину они могли выменять на какую-либо часть своего гардероба, на коляску, предмет мебели. При этом, как отмечали исследователи, некоторые помещики иногда обнаруживали полную эстетическую безграмотность, совершенное непонимание искусства. Так, при выборе произведений живописи они чаще всего предпочитали картины, написанные яркими, сочными красками в массивных золоченых рамах. Работы, написанные в темных или несколько бледных тонах даже выдающихся художников, не пользовались у них спросом. Среди известных мастеров живописи предпочтение отдавалось картинам А. Ватто, Я. Иорданса (1593 – 1678), Дж. Доу. Русский помещик-коллекционер иногда покупал предметы искусства, даже не видя их, зная о них только понаслышке. Первоначально во многих русских усадьбах в основном находились картины или второстепенных мастеров или даже низкопробные подделки. Почти все лучшее вывозилось в Петербург и Москву.

Наиболее образованные и обладающие эстетическим вкусом владельцы усадеб были заинтересованы в том, чтобы иметь собственных архитекторов, скульпторов, художников высокого уровня и поэтому посылали своих талантливых крепостных на обучение в столицу или даже в Европу. В результате этого появились крепостные высокопрофессиональные художники, творческая деятельность которых была связана с усадебной культурой. По мнению Т. П. Каждан, изучавшей художественную жизнь русской усадьбы, «тема усадебного собирательства и вытекающая из нее тема усадебного музея по существу красной линией проходит через весь XIX век». Усадебной культуре свойственно «музейное видение», то есть восприятие владельцами усадеб «своих собраний как некоего общекультурного явления, имеющего более широкое значение, чем банальное украшение интерьеров усадебного дома» [82].

Особое место среди таких коллекционеров принадлежало князю Н. Б. Юсупову, владельцу усадьбы Архангельское. В залах архангельского дворца он разместил свою художественную коллекцию. Князь Н. Б. Юсупов (1750 – 1831) был выдающимся государственным деятелем, дипломатом, знатоком искусства, меценатом и коллекционером. Как большинство русских дворян, он получил хорошее домашнее образование и затем учился в лучших культурных центрах Европы. Обучаясь в Туринском университете, он встречался с французскими философами Ф. Вольтером, Ж.-Ж. Руссо, писателем П. Бомарше (1732 – 1799). Позднее он состоял на дипломатической службе в Италии, Испании, Англии, Франции. В связи с дипломатическими поручениями ему приходилось бывать в крупнейших городах Западной Европы: в Риме, Париже, Лондоне, Вене, Неаполе, Мадриде, Амстердаме. Для Императорского Эрмитажа по поручению Императрицы Екатерины Великой он приобретал картины в Европе. Деятельностью Эрмитажа князь Н. Б. Юсупов руководил с 1796 по 1799 годы. При нем это уникальное собрание памятников искусства было преобразовано в дворцовый музей. После войны 1812 года князь Н. Б. Юсупов руководил восстановлением разрушенных зданий Московского Кремля, созданием экспозиции Оружейной палаты.

При всей своей активной общественной деятельности князь Н. Б. Юсупов, продолжая дело своего отца, занимался составлением коллекций. Собрание коллекций было начато в 1770 году. В него входили произведения живописи, скульптуры и художественные изделия другого рода. Вначале свою небольшую коллекцию князь Н. Б. Юсупов разместил в своем доме в Петербурге, но впоследствии, когда коллекция увеличилась, в 1811 году местом, наиболее подходящим для нее, стало подмосковное имение Архангельское.

В течение нескольких лет князем Н. Б. Юсуповым была создана картинная галерея, насчитывавшая более пятидесяти полотен, среди которых были работы великих мастеров живописи Дж. Б. Тьеполо (1696 – 1770), Х. Рембрандта, П. Рубенса (1577 – 1640), А. Ван-Дейка (1599 – 1641), Ф. Буше (1703 – 1770). Работам французского художника Г. Робера (1733 – 1808) были отведены две комнаты дворца. Итальянская живопись была представлена в зале Дж. Б. Тьеполо. В коллекции архангельской усадьбы находился известный шедевр итальянского живописца Дж. Б. Тьеполо «Пир Клеопатры». Сюжетом этой картины послужил эпизод из истории Древнего Рима. Египетская царица Клеопатра во время пира в честь римского полководца Антония растворила в бокале с уксусом знаменитую на весь мир огромную жемчужину, поразив всех собравшихся презрением к своим несметным богатствам. Шедевр великого фламандского живописца А. Ван-Дейка «Портрет дамы», который также принадлежал коллекции князя Н. Б. Юсупова, представлял тип парадного аристократического портрета, который А. Ван-Дейк создал в так называемый английский период своего творчества и который послужил образцом для нескольких поколений европейских художников.

В картинной коллекции в Архангельском представлены главным образом выдающиеся мастера живописи западноевропейских школ XVI – XVII веков, а также художники конца XVIII – начала XIX веков. Среди немногочисленных произведений отечественного изобразительного искусства в картинной галерее усадьбы Архангельское есть пейзажи основоположника русского городского пейзажа Ф. Я. Алексеева (1753 – 1824), полотна А. О. Орловского (1770 – 1832), изображающие всадников, сцены охоты в романтическом духе. В русло развития русского изобразительного искусства вошло творчество французского художника Никола де Куртейля (1768 – 30-е годы XIX века), который в 1804 году переселился в Россию. В 20-е годы XIX века он жил и работал в Архангельском. К лучшим работам живописца принадлежит «Портрет крепостной актрисы Анны Боруновой», талантливой певицы крепостного театра князя Н. Б. Юсупова.

Кроме произведений живописи, коллекция Архангельского содержала античные мраморы, старинную бронзу, китайский и японский фарфор, изделия немецкого мейссенского фарфора, ковры и гобелены.

Не меньшую ценность представляла усадебная библиотека, в которой насчитывалось около двадцати тысяч томов, начиная с изданий XV века. Особенно полно в ней были представлены разделы истории, искусства и литературы.

Особое место среди усадебных коллекций принадлежало имению Поречье. Согласно писцовым книгам XVI века, первоначально хозяином подмосковного села Поречье был М. И. Протопопов. Как и большинство русских дворянских усадеб, за свою историю оно сменило несколько владельцев. В XVII веке в Поречье была выстроена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Во время Отечественной войны 1812 года усадьба сильно пострадала: главный дом был разрушен и частично сгорел, а служебные помещения сгорели полностью. В 1818 году усадьба Поречье была отдана как приданое дочери графа Л. К. Разумовского, вышедшей замуж за графа С. С. Уварова (1786 – 1855). В роду Уваровых имение оставалось до 1917 года. Разрушенная в период войны 1812 года усадьба была отстроена заново. Граф С. С. Уваров был министром народного просвещения, президентом Академии наук, автором известной триады «самодержавие, православие, народность». Граф С. С. Уваров вместе со своим сыном, графом А. С. Уваровым, создали в усадьбе замечательный археологический музей и ценнейшую библиотеку по различным отраслям знаний. Здесь были представлены и библиографические редкости. Усадьба Поречье играла роль значительного культурного центра в России в течение всего XIX века. Сюда часто приезжали выдающиеся деятели русской науки и литературы такие, как историк М. П. Погодин (1800 – 1875), поэт В. А. Жуковский (1783 – 1852).

В главном усадебном доме не было залов для увеселений и балов, традиционных для дворянских усадеб. Дворец в усадьбе Поречье был предназначен в первую очередь для размещения музейных коллекций. По мнению специалистов, библиотека Поречья была, вероятно, самой большой среди усадебных библиотек России. В ней насчитывалось около семидесяти тысяч томов.

В нижних этажах дворца располагалась портретная картинная галерея владельцев усадьбы. Интересен представленный в ней портрет казака Г. Розума, основоположника рода Разумовских. Музей усадьбы Поречье считался одним из самых значительных частных собраний России. Замечательным экспонатом музея являлась Альтемпская урна, которая была вывезена графом С. С. Уваровым из Италии. Среди древних экспонатов, хранящихся в музее, выделялись бронзовый бюст, найденный графом А. С. Уваровым при раскопках в Помпеях, античные статуэтки, древнегреческие вазы с Кипра, изделия из скифских курганов, этрусский глиняный сосуд. Важную роль в оформлении интерьеров музея играл алый цвет стен, на фоне которого наиболее выразительно выглядели белокаменные итальянские скульптуры. Коллекции византийских икон и мозаик, изделия ювелирного искусства, древних монет также занимали большое место в собрании усадебного музея.

В музейной коллекции было представлено богатое собрание живописи и скульптуры выдающихся западноевропейских и русских мастеров: картины Рафаэля Санти (1483 – 1520), Дж. Тьеполо, Б. Мурильо (1618 – 1682), В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского (1782 – 1836), которого современники называли «русским Ван-Дейком», В. А. Тропинина, Ф. С. Рокотова.

Граф А. С. Уваров (1825 – 1884) после окончания Петербургского университета служил по дипломатическому ведомству, но вскоре оставил службу и отдал все силы археологии и коллекционированию. Он предпринял археологические раскопки на Черноморском побережье, исследовал курганы около г. Суздаля и г. Ростова. По инициативе графа А. С. Уварова в 1864 году было создано Московское археологическое общество, которое ставило серьезные задачи в деле сбережения и изучения памятников старинного искусства. Стали регулярно производиться археологические съезды, которые сплотили ученых, архитекторов, деятелей искусства. Московское археологическое общество участвовало в создании Российского Исторического музея. После смерти отца граф А. С. Уваров получил в наследство богатую фамильную коллекцию произведений искусства в усадьбе Поречье. Он выпустил «Указатель Порецкого музеума для посетителей», который считается одним из ранних путеводителей по частным музеям России.

Граф А. С. Уваров заботился не только о расширении коллекции, но также об ее систематизации, научном изучении. Благодаря его стараниям в музей усадьбы Поречье стали стекаться русские древности, старопечатные книги, многообразные этнографические памятники.

Работу, начатую графом А. С. Уваровым, продолжила его вдова П. С. Уварова (1840 – 1924). Она подготовила и опубликовала «Каталог собрания древностей гр. А. С. Уварова». После октябрьского переворота 1917 года из усадьбы Уваровых в Исторический музей было вывезено более семидесяти картин, множество миниатюр, саркофаг и некоторые другие предметы античности.

Как известно, богатой коллекцией живописи обладал род графов Шереметевых. Живописные полотна в картинной галерее графа Н. П. Шереметева висели в три ряда и заполняли всю поверхность стен. Здесь, как отмечалось выше, были копии работ выдающихся итальянских, голландских, немецких мастеров.

В богатых поместьях можно было встретить немало домашней утвари, воинских доспехов, посуды, фарфоровой и серебряной, которые принадлежали предкам владельцев усадьбы и представляли значительную художественную ценность.

Изделия декоративно-прикладного искусства, выполненные крепостными мастерами, стояли на очень высоком художественном уровне и достойно пополняли коллекции искусства в усадьбах русских помещиков.

Роскошными коллекциями обладали, конечно, далеко не все русские дворяне. Но небольшие, даже незначительные в художественном отношении коллекции находились в каждой русской дворянской усадьбе XVIII – XIX веков.

Представители художественного объединения «Мир искусства», деятельность которого развернулась в начале XX века, в сферу своих интересов включали изучение русской культуры прежних времен. Все они давали очень высокую оценку русского усадебного художественного творчества XVIII – начала XIX веков, которое представляло собой синтез разных видов искусства. Со многими редкими, иногда даже уникальными предметами художественной культуры так называемые мирискусники часто знакомились через усадебные коллекции, в которых эти ценности бережно сохранялись владельцами усадеб в течение многих лет.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]