Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Puchinskiy_V_K_Grazhdanskiy_protsess_zarubezhnykh_stran.rtf
Скачиваний:
11
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
7.21 Mб
Скачать

§ 2. Задачи буржуазного гражданского судопроизводства

Зарубежные авторы специализированных работ по гражданскому судопроизводству особого внимания исследованию задач правосудия не уделяют. В лучшем случае они ограничиваются замечаниями об обеспечении всем и каждому защиты своих прав, гарантиях справедливости и т.п. Гораздо чаще рассуждения по данному вопросу можно обнаружить в научных трудах более широкого профиля, посвященных, например, общим проблемам права, соотношению управления и юстиции, толкованию конституций и т.п. Это особенно заметно в юриспруденции США.

Но и американские правоведы не выработали концепции относительно главных целей правосудия и роли судебных учреждений, разделяемой всеми или хотя бы большинством юристов. У многих авторов есть собственные идеи на этот счет. Все же можно дать примерную схему выдвигаемых теоретиками положений. Так, к числу осуществляемых судами задач относят поддержание конституционного порядка и доктрины разделения властей, охрану законности при совершении различных действий и гражданских свобод, обеспечение благопристойности и честности, противодействие растущей силе администрации, защиту рынка общенационального масштаба путем противодействия местническим тенденциям, участие в распределения социальных ценностей, сохранение характерной для "открытого общества" подотчетности государственных учреждений народу, дальнейшую модернизацию права посредством приспосабливания старых институтов к условиям индустриального общества с его большим бизнесом, влиятельными профсоюзами и иными организациями, урегулирование юридических конфликтов в экономической и социальной сферах и т.д.

Хорошо видно, что элементы приведенного перечня очень разнообразны и относятся ко многим областям современной жизни. С внешней стороны формулировки ряда этих элементов не вызывают замечаний. Но с точки зрения внутреннего содержания все они заслуживают принципиальной критики за отсутствие классового подхода. Это маскирует сущность буржуазного правосудия, а также приводит к смешению главного и второстепенного, туманности концепций, запутывающему многословию. Анализ проблемы с позиций марксистско-ленинской юридической науки позволяет наметить принципиальные направления деятельности юстиции империалистических государств.

Защиту частной собственности, безусловно, нужно поставить на первое место. Каждый правящий класс всемерно оберегает материальную основу своего господства. В империалистическом обществе собственность на средства производства есть экономическая база строя, средство эксплуатации человека человеком независимо от того, кто выступает владельцем: отдельный субъект, группа лиц или государство. Применительно к судопроизводству главными инструментами защиты являются вещные иски, прежде всего виндикационные и негаторные. Есть ситуации, когда обычно медлительное буржуазное правосудие начинает действовать решительно и быстро, например, при выселении бездомных людей из самовольно занятых помещений.

Охрана капиталистической системы хозяйства - вторая задача юстиции. Речь идет о движении материальных и интеллектуальных ценностей, оказании услуг, возмещении причиненного вреда, использовании рабочей силы и т.д. Складывающиеся при этом отношения регламентируют различные отрасли материального права. Если обязанности не выполняются, возникает спор в суде, который применяет меры принуждения к должникам. Тем самым он стабилизирует рыночный оборот со всеми вытекающими отсюда последствиями для общества эксплуатации. Для сокращения длительности процессов, т.е. фактически для ускорения оборота, обеспечивающего увеличение прибылей, созданы специфические процессуальные формы: заочное и суммарное производства (Англия, США), упрощенное взыскание долгов с помощью судей (Франция) и т.д. По признанию западных юристов, подобные формы обычно используют кредиторы против своих более слабых контрагентов.

Сохранение правопорядка и законности, угодных и выгодных монополистическому капиталу, - следующая задача буржуазного правосудия, тесно связанная с двумя первыми. На методы выполнения этой задачи оказывают значительное воздействие противоречивые тенденции эпохи империализма. Буржуазия, как указывал В.И. Ленин, стремится "избавиться от ею же созданной и для нее ставшей невыносимою законности..."*(6). Но правящему классу нужен определенный правопорядок, хотя и отличный от существовавшего на стадии промышленного капитализма и формальной демократии XIX в. Принятие новых законодательных актов, систематизация и кодификация нормативного материала, конечно, осуществляются, причем довольно интенсивно. Тем не менее, полностью избавиться от демократической законности, заменив ее реакционной, затруднительно, если не становиться на путь создания репрессивных режимов фашистского типа.

На помощь приходят те, кто осуществляет правоприменительную деятельность, прежде всего органы правосудия с их неотъемлемым полномочием толкования юридических правил. Центр тяжести начинает перемещаться на судебную практику, она обычно медленно, от дела к делу, незаметно для широкой общественности меняет смысл формулировок старых актов, приспосабливая их к современным условиям. Реальный правопорядок в сфере отношений, подведомственных судам, ныне можно выяснить лишь путем анализа совокупности их решений, а не простым догматическим изучением кодексов и иных нормативных актов.

Показательна быстрая реакция буржуазной науки. Так называемые социологические и реалистические теории, особенно распространившиеся в США, взяли на себя не только оправдание рациональности указанных тенденций, но и двинулись дальше. Сторонники наиболее крайних точек зрения рекомендуют целиком освободить судей от подчинения законодательству, позволить им действовать и разрешать споры с учетом "конкретной ситуации по своему усмотрению. Эти рекомендации умозрительны. Империалистическое государство не имеет целью наделение судей абсолютной независимостью, в конечном счете власть сохраняют за собой правительства и руководимые ими законодательные органы.

Однако расширение объемов судейского толкования норм порождает неопределенность и нестабильность правопорядка. Отсутствие строгой централизации толкования, усмотрение и произвол конкретных судей, воздействие на юстицию политики, администрации, а также прогрессивных и реакционных общественных движений - таковы главные факторы, все более увеличивающие эту нестабильность. Впрочем, для крупных дел, где затрагиваются интересы монополий, продолжает сохраняться "строгая юстиция", т.е. подлежат применению нормативные акты, волюнтаризм судей ограничен.

Воспитательная функция правосудия - еще одно направление деятельности буржуазной судебной системы. Содержание сводится к идеологической обработке населения в угодном господствующему классу духе. Конкретно речь идет о внедрении в сознание трудящихся уважения к частной собственности, буржуазному государству, правопорядку, юстиции, морали, религии и т.д. Успехи судов, работающих объективно в контакте с другими пропагандистскими центрами, нельзя недооценивать. К примеру, немало английских граждан законопослушны, считают суды своей страны гарантами традиционных британских свобод.

И все же успехи относительны, лишены надежного, долговременного фундамента. Причина в том, что рекламируемые институты имеют ценность для имущих и, по существу, направлены против трудящихся. Достаточно указать на частную собственность, обеспечивающую эксплуатацию и присвоение чужого неоплаченного труда. Таким образом, суды вносят вклад в тот грандиозный обман народа, который осуществляет империалистическое государство в целом.

Исследователи констатируют уменьшение авторитета буржуазной юстиции, подрыв доверия к ней, особенно за последнее время. Непопулярность и критика судов резко возрастают, когда им приходится раскрывать свою истинную роль, например, давить штрафами, арестами, конфискацией имущества профсоюзов в ходе забастовок. Следует заметить, что реализацию задачи воспитания призваны обеспечивать также внешние формы отправления правосудия, вплоть до элементов обрядности в виде средневековых мантий, париков судей и адвокатов. Но торжественность и церемониал заседаний не способны, в конечном счете, скрыть подлинную природу юстиции империалистических государств.

Соседние файлы в предмете Международное право