Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лапчинский А.Н., 1932 - Воздушные силы в бою и операции.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
10.07.2022
Размер:
2.49 Mб
Скачать

Глава 12. Действия авиации в обороне.

Действий авиации в обороне мы уже касались, когда говорили о работе ее в борьбе на укрепленных полосах. Оборона в маневренной войне предоставляет авиации значительно меньшее время для подготовительной работы.

Войсковое соединение (корпус, дивизия) может обороняться в следующих основных положениях, влияющих на расчет и характер работы авиации.

Оно может иметь оба открытых фланга. Обычно это будет случай дивизии или корпуса в прикрытии. В таком положении корпус будет нуждаться в сильной АГ и в сильной разведывательной авиации, которая могла бы действовать одновременно и перед фронтом и на обоих флангах.

Войсковое соединение может иметь один открытый фланг. В этом случае фланговый корпус является флангом армии, а фланговая [246] дивизия — флангом корпуса. Они должны иметь достаточно сильную авиацию, на которую в этом случае ложится задача соответственно армейского и корпусного масштаба.

В этих двух случаях работа боевой авиации должна быть предусмотрена в тесной связи с фланговой дивизией.

В случае же обоих примкнутых флангов боевая авиация держится в резерве армии и направляется в тот или иной корпус в зависимости от выявившегося направления главного удара противника.

С точки зрения значения работы разведывательной авиации положение войскового соединения тоже играет свою роль.

Войсковое соединение в прикрытии особо широко раскидывает разведывательные маршруты, причем авиация дает первые разведывательные данные, которые затем уточняются земными средствами разведки.

Войсковое соединение, закрепляющееся в результате боя или при отходе, получает от авиации уже не первые данные, а данные, уточняющие положение, частично уже известные. Разведка авиации получает значение, характеризующееся не только добыванием новых данных, но и контролем имеющихся данных о противнике.

Соединение, идущее в оборону на смену потрепанных войск, также получит ряд данных от сменяемых войск и данные воздушной разведки не будут для него первыми.

Таким образом в обороне могут быть и случаи, когда авиация является средством получения первых данных о противнике, наводящим земную разведку на ее объекты, и могут быть случаи, когда не только авиация наводит земную разведку на ее объекты, но и земная разведка наводит авиацию на ее объекты. Для авиации более сложным является первый случай разведки подходящего противника в таком удалении, когда он еще не имеет соприкосновения с нашими передовыми частями.

Работа авиации при обороне делится также на работу в период подхода противника и на работу во время боя.

Основными задачами авиации во время подхода противника являются разведка и задержка его. Эти основные задачи определяют все остальные действия авиации, заключающиеся в обеспечении выполнения именно этих задач по разведке и по задержке противника.

Разведка имеет задачей установить, в каком удалении находится противник, в какой группировке он двигается, каковы направление и скорость его движения, угрожает ли он флангам обороны и если угрожает, то какими частями.

Удаление противника и скорость его движения должны быть установлены как в отношении главных сил, так и в отношении охраняющих частей противника. Это даст точку зрения обороняющемуся на то время, которое имеется в его распоряжении до атаки. Скорость движения противника, ясно, может быть установлена только систематическими повторными разведками.

В получении разведывательных данных о противнике в первую очередь заинтересованы передовые части. В обороне есть в большинстве случаев достаточно времени, чтобы указать точно, где будут [247] расположены посты воздушного наблюдения и связи. Они могут стоять на месте и отыскание их с воздуха будет легко. Каждый разведывательный самолет, возвращающийся с разведки, должен сбрасывать вымпел на указанный ему пост воздушной связй, расположенный впереди. Таким образом передовые части могут быть обслужены воздушной разведкой в полной мере. Это наведет их на противника и соответственно сократит их работу по разыскиванию, его. Воздушная разведка во время подхода противника в значительной степени повышает отдачу в работе разведывательных отрядов, наводимых авиацией на противника. Она же может дать основания для проявления активности обороняющимся, к высылке на подходящего противника быстро двигающихся частей. При точном определении последней остановки противника ночью такая атака может быть целесообразна.

Особое внимание воздушная разведка должна уделить просмотру дорог для установления наличия у противника мото-механизированных частей. Так как действия мото-механизированных частей наиболее вероятны на флангах, разведка здесь должна быть особенно интенсивна. Ввиду возможности и вероятности использования противником для движения ночи, необходимо чтобы разведка выполнялась и ночью с применением осветительных средств.

Корпусную воздушную разведку целесообразно высылать на глубину до 4 переходов. Передача объектов от армейской разведки разведке корпусной и далее от разведки корпусной разведке дивизий проводится по схеме, приведенной нами в главе о разведке. Равным образом данные от разведки, свидетельствующие о направлении обнаруженного противника в пределы разграничительных линий соседа, должны немедленно передаваться соседу. В обороне это осуществить нетрудно, так как проволочная связь по фронту при обороне всегда будет установлена.

Если впереди работает конница, ей необходимо придать специальные разведывательные авиационные отряды. Эти отряды будут иметь свои основные аэродромы в тылу, а при коннице могут быть выбраны площадки для организации на них передовых аэродромов. Весь личный состав и имущество передовых аэродромов при коннице должны подниматься на автомобилях, чтобы иметь возможность отойти без задержек в заранее назначенное место вместе с конницей.

Разведка группировки противника на марше имеет в обороне относительное значение. Степень этого значения тесно связана с соотношением сил в воздухе.

Противник еще во время подхода будет стремиться получить данные об обороняющемся с помощью своей авиации. Если он сможет осуществить беспрепятственно свою фоторазведку заблаговременно, он уже на подходе сможет определить место своего главного удара и заранее принять соответствующую группировку. В этом случае воздушная разведка обороняющегося сможет заранее дать данные об этой группировке противника. Если же обороняющийся с полнощью своих истребителей и бомбардировочной авиации не даст противнику интересующих его данных о принятой системе обороны, то противник должен будет получать эти данные земными средствами [248] разведки и сможет предпринять атаку лишь после соответствующей перегруппировки. Так как прекратить совершенно полеты противника удается лишь в исключительных случаях, данные о группировке противника на подходе могут иметь значение для обороняющегося, а так как, даже имея данные хорошо проверенной воздушной разведки, противник все же не получит исчерпывающих сведений и всегда должен будет уточнять их с помощью земных средств разведки, данные о группировке его на подходе не могут никогда считаться окончательными. В зависимости от получения более детальных данных своей земной разведки противник сможет предпринять перегруппировку своих сил для атаки, и таким образом обороняющийся может получить данные о направлении главного удара только с началом атаки. Уловить перегруппировку противника для атаки авиация обычно не может, так как перегруппировку свою противник выполнит в течение ночи. Поэтому определить направление главного удара она сможет лишь с началом, атаки.

Войсковая авиация в период подхода противника не ограничивается разведкой. Она выполняет еще ряд задач по подготовке обороны.

Авиация работает в этот период в интересах артиллерии. Объем работ авиации конечно тесно связан с имеющимся в распоряжении временем.

Несмотря на отсутствие противника фотографирование будущего расположения противника может дать существенный результат. Местность не всегда соответствует карте. Основные невязки карты с местностью происходят главным образом от появления новых населенных пунктов и исчезновения старых лесов. Поэтому плановая съемка местности позволит исправить все недочеты карты и выбрать точно вспомогательные точки, от которых будет осуществляться перенос огня по появляющимся целям.

Кроме того графленые фотоснимки позволят летчикам-наблюдателям во время корректирования стрельбы определять величины отклонений снарядов. Плановая съемка выполняется на дальность артиллерийского выстрела. Не всегда конечно время позволит выполнить эту фотосъемку.

В период до подхода противника авиация может выполнить пристрелку артиллерии по вспомогательным точкам в удобных условиях без противодействия противника огнем с земли. Кроме того дальнобойная артиллерия, выдвигаемая вперед, должна быть точно пристреляна по возможным путям подхода противника, особенно же по узлам дорог, если таковые имеются, и по всем узким местам, которых противник миновать не может.

Поверку карты и ее исправление нужно выполнить также и в своем расположении в интересах инженера, руководящего возведением оборонительных сооружений. С этой целью, если позволяет время, должны быть планово засняты полосы по указанию инженера. Этот фотоплан послужит и командованию основанием для оценки местности с точки зрения маневрирования своих войск в расположения резерва в той мере, в которой фотоплан внесет коррективы [249] в карту. Этот фотоплан может потребоваться и для первой и для второй полосы обороны.

Следующая задача — поверка маскировочных мероприятий своего расположения. Она может выполняться и визуально и фотографически. Если время позволяет, лучше выполнять ее фотографически, прибегая к стереоскопической съемке участков местности и объектов, маскировка которых имеет особо важное значение, так как. стереоскопическая съемка с особой остротой вскроет все недочеты маскировки. Сообщение войскам результатов поверки маскировки, подчиняется тем условиям, о которых мы говорили выше, т. е. данные о неудачной маскировке должны сообщаться войскам настолько заблаговременно, чтобы они успели исправить недостатки. Фотоснимки удачной маскировки, если есть время их изготовить, тоже полезно сообщать войскам, так как это прибавит им уверенности в себе.

Мы видим, что войсковая авиация имеет достаточно работы по совершенствованию обороны. Для этого она должна иметь достаточно времени, а так как оборона вообще самодовлеющего значения; не имеет и всегда является лишь временным положением, таящим: в себе наступление, то во всяком случае возможная задержка противника будет всегда желательна. Она дает возможность в большей степени усовершенствовать оборону и соответственно до перехода в наступление сократит время соприкосновения с противником.

Задержку противника выполняет штурмовая авиация. Как и всегда, она нападает главным образом на колонны противника с артиллерией и ставит заграждения на путях его движения. Таким образом авиация явится одним из сильных звеньев в системе задержки противника, которая будет состоять из боевых действий штурмовиков, громящих противника сверху, из заграждений, устанавливаемых и земными средствами и штурмовой авиацией, из боевых действий конницы и разведывательных отрядов, из обстрела, колонн противника дальнобойной артиллерией с помощью самолетов, из действий боевого охранения и наконец из огня артиллерии, пулеметов и ружей.

Действия штурмовиков должны быть систематическими. Раз обнаруженный противник не должен быть упущен, но постоянно возобновляемыми атаками должен быть разбит и деморализован еще на подходе. Связь штурмовиков с разведывательной авиацией, как всегда, совершенно необходима. В обороне в большинстве случаев будет время протянуть между аэродромами разведчиков и штурмовиков прямой провод. Получив данные от разведчиков о нескольких колоннах противника, штурмовики должны отдавать предпочтение колоннам с артиллерией. Целесообразным будет по получении данных о последней остановке противника осуществить ночные налеты штурмовиков с зажигательными бомбами на населенные пункты, в которых остановился противник.

При первых признаках атаки самолеты войсковой авиации должны быть над полем боя, чтобы установить ширину фронта артиллерийской подготовки или, если артиллерийская подготовка не производится, ширину фронта танковой атаки. Этот первый быстрый обзор [250] поля боя выполняется самолетами, работающими в интересах командования. Вслед за ними поднимается в воздух вся система наблюдения за полем боя. Основная задача в первый период боя — содействие своей артиллерии в поражении противника, где бы он ни появлялся. В обороне против подходящего противника целеуказание не может быть сделано простым указанием номера цели, заранее разведанной, как это имеет место в позиционной войне. Разведка артиллерийских целей, целеуказание и контроль или вернее корректирование будут производиться в процессе одного полета. Вспомогательные точки, от которых огонь переносится по появляющимся целям, будут единственным средством облегчить работу авиации в интересах артиллерии.

Штурмовую авиацию не следует применять преждевременно. Действия ее на поле боя могут иметь лишь моральный эффект, не поддающийся учету. Штурмовики должны приберегаться на случай, если противнику удастся проникнуть в наше расположение. И в этом случае штурмовики действуют не по прорвавшемуся противнику, а по вторым эшелонам его с целью изолировать прорвавшиеся войска и таким образом помочь нашим резервам покончить с ними до возможности для противника начать развитие своего успеха. Штурмовикам и в этом случае цели командованием не указываются, а указывается место прорыва и направление действий. Они вылетают самостоятельно и, действуя эшелонированно во времени, стремятся не допустить никакого движения противника на путях его к прорыву. В этом случае прорыва может быть целесообразным бросить в дело всю наличную авиацию, не исключая и войсковой (особенно, если она будет вооружена линейными бронированными самолетами), для изолирования прорвавшихся частей от поддержки их из тыла противника.

Что касается истребителей и вообще контравиационной группы, то работа их протекает на общих основаниях работы над полем боя. О времени поднятия нашего резерва должно быть сообщено истребителям, чтобы они могли вылететь своевременно для охранения его с воздуха до развертывания его для боя. Авиация наблюдения для содействия ему должна быть назначена заблаговременно.