- •Воздушные силы в бою и операции
- •Предисловие.
- •Введение.
- •Основы применения воздушных сил.
- •Часть I. Свойства боевых действии авиации Глава 1. Разведка.
- •Глава 2. Наблюдение за полем боя.
- •Глава 3. Действия по земным целям.
- •1. Всякое действие на земле своих войск подвержено риску быть сорванным нападением противника с воздуха.
- •2. Всякое действие с воздуха против войск противника подвержено риску быть сорванным нападением противника в воздухе на наши самолеты и с воздуха на наши аэродромы.
- •Глава 4. Борьба за превосходство в воздухе.
- •Глава 5. Расположение и связь воздушных сил.
- •Часть II. Боевая работа авиации в различных видах боевых действий Глава 6. Действия авиации в начальном периоде войны.
- •Глава 7. Действия авиации во встречном столкновении
- •Глава 8. Действия авиации в позиционной войне.
- •Глава 9. Действия авиации в наступлении на обороняющегося противника.
- •Глава 10. Действия авиации при форсировании реки.
- •Глава 11. Действия авиации при преследовании.
- •Глава 12. Действия авиации в обороне.
- •Глава 13. Действия авиации при отходе.
- •Глава 14. Требования к современным самолетам.
- •Глава 15. Организационные формы и вопросы управления.
- •Примечания
Глава 13. Действия авиации при отходе.
Отход земных войск влечет за собой для авиации «перемену позиций», т. е. перелет и устройство на новых аэродромах, расположенных в тылу. Так как авиация располагается всегда в большем или меньшем (в зависимости, от рода авиации) удалении от линии соприкосновения земных войск, то в ее распоряжении всегда будет время, чтобы выполнить перемену своих позиций с успехом. Основой успешных действий авиации при отходе будет хорошо развитая система аэродромов в тылу. Так как в пределах армейского тыла аэродромная сеть может быть раскинута в глубину до 150 км, то при сдвиге назад авиационные части и соединения могут пользоваться [251] аэродромами в порядке их эшелонирования. Это будет довольно существенным облегчением, но само собой разумеется, что этой сети аэродромов будет недостаточно и что она должна быть дополнена тыловыми аэродромами главным образом для войсковой авиации. В предположении отхода необходимо озаботиться, чтобы междуаэродромная связь была установлена заранее. Это будет далеко не всегда возможно. Мы видели уже, какой расход проволоки нужен для между аэродромной связи на одно положение. При недостатке проволочной связи придется широко применять полеты для связи между аэродромами.
Командование при движении назад должно сообщать авиации о пути своего движения и о предполагаемых остановках, так же как оно это делает при движении вперед. Воздушные командиры при этом сами должны проявлятьинициативу и разыскивать отходящие штабы, пользуясь средствами механического транспорта. Делегаты для связи в штабе командования с собственным автомобилем будут в этом случае совершенно незаменимы. Кроме того для командования может быть чрезвычайно целесообразным отходить через аэродромы своей авиации.
Авиация при отходе не должна торопиться покидать свои аэродромы, необходимо только, чтобы аэродромы в первую очередь были покинуты земными хвостами и чтобы основные аэродромы были превращены таким образом в передовые с оставлением на них самого необходимого количества личного состава и расходно-эксплоатационного и боевого имущества, поднимаемого целиком на автомобилях. Каждый аэродром с началом определившегося отхода своих войск должен организовать разведку на себя как воздушную, так и земную, используя для этой последней летом мотоциклы, а зимой аэросани. На возможных путях подхода противника должно быть выставлено охранение, связанное телефоном с аэродромом. Удаление охранения определяется временем, нужным для вылета самолетов и выезда автомобильного эшелона.
Отходящим войскам угрожают земные войска противника и его авиация. Отсюда у авиации две основных задачи: борьба с воздушными силами противника и действия с воздуха по преследующим войскам его. Действия всех родов авиации при определившемся отходе должны быть решительными. Если отход начинается днем, то во время свертывания колонн, а если отход начинается ночью, то с рассветом вся наличная боевая авиация должна быть приведена в действие. Штурмовая и бомбардировочная авиация всеми силами атакует неприятельские аэродромы, а истребители препятствуют неприятельским разведчикам проникнуть в наше расположение. Так как противник постарается обеспечить чрезвычайно нужную для него работу разведывательной авиации, в воздухе разыграются интенсивные встречные бои истребителей. Атаку аэродромов лучше выполнять на небольшой высоте, на которой истребители противника будут бессильны, но для этого нужны бронированные самолеты. Если же атака аэродромов выполняется на большой высоте, бомбардировщики будут нуждаться в сильном истребительном обеспечении. Это будет возможно только при условии [252] наличия сильного численного превосходства в истребительной авиации, так как нужно считаться с тем, что вся истребительная авиация противника будет поднята в воздух. Даже если она будет отвлечена нашими истребителями и бомбардировщиками, нужны с нашей стороны еще истребители, чтобы бороться с разведкой противника, которая иначе выйдет на пути своей работы, в то время как истребители будут скованы боем с истребителями противника. И тут, как и всегда, бронированные самолеты для атак с небольших высот в значительной мере разгрузят истребителей. Бронирование линейного самолета способствует достижению превосходства в воздухе с меньшими силами.
Если разведка аэродромов велась достаточно успешно и известно, на каких аэродромах, какая авиация противника расположена, в первую очередь необходимо атаковать аэродромы штурмовой и бомбардировочной авиации, могущей нанести нашим войскам наибольший урон. При наличии у противника линейной авиации необходимо атаковать аэродромы этой авиации.
При осуществлении противником прорыва и при внедрении в наш тыл конницы и мото-механизированных частей целесообразно создать из своей конницы, мото-механизированных частей и сильной авиации боевую группу для ликвидации прорвавшихся сил противника. В этом случае своя конница будет нуждаться кроме разведчиков в придаче ей в оперативное подчинение истребителей для непосредственного охранения ее с воздуха и штурмовиков для атаки, прорвавшихся частей противника. Расчеты приведены выше. Если остальной фронт остается устойчивым и конница с авиацией начинают играть роль армейского масштаба, боевая авиация армии должна быть брошена вся на аэродромы противника, чтобы осуществить косвенное охранение нашей конницы во время выполнения ею задачи по ликвидации прорвавшихся сил противника. При общем отходе главные свои силы авиация должна сосредоточить там, где наши войска отходят в беспорядке. Так как тут управление будет потеряно, задачей авиации будет по возможности восстановить его. Работа постов воздушной связи и наблюдения будет играть особо существенную роль. На авиацию ляжет обязанность разведки своих войск, связи с ними и с командованием. Если командование изберет путь своего отхода через аэродромы, задача эта будет облегчена. Разведка своих войск даст указания, над какими дорогами должны быть подняты патрули истребителей, чтобы не пропустить на них разведчиков противника. Разведчики поэтому должны сообщать немедленно на аэродромы истребителей добытые ими данные разведки своих войск. Истребители в этом случае не всегда успеют получить соответствующие распоряжения командования и должны будут проявлять инициативу, вылетая самостоятельно. При определившемся отходе своих войск они с своей стороны сами должны будут искать связи с командованием и с аэродромами разведывательной авиации.
Разведка авиацией своих войск должна установить, где находятся арьергарды. Это будет возможно, если только работа с постами воздушной связи будет налажена. Данные об арьергардах чрезвычайно [253] существенны для штурмовиков. Не зная, за какой границей они имеют свободу действий, они будут поражать свои войска. Поэтому связь разведчиков с штурмовиками совершенно необходима.
Штурмовикам, так же как и истребителям, придется проявлять инициативу и вылетать самостоятельно, пользуясь как данными разведывательной авиации, так и данными своей собственной разведки. Они сами, так же как и истребители, должны искать связи с разведчиками и командованием.
В месте прорыва, определив положение своих арьергардов, они должны поставить на путях движения противника заграждения и атаковать его во всех возможных случаях, отдавая предпочтение быстро двигающимся частям и колоннам с артиллерией. Если обнаружена конница противника, штурмовики должны не упускать ее и постоянно возобновляемыми атаками не позволять ей двигаться вперед.
Конечно эти действия авиации будут двухсторонними. Авиация противника будет стремиться осуществлять действия, описанные нами в главе «Преследование». Это значит, что и при отходе, как и всегда, будет вестись ожесточенная борьба за превосходство в воздухе и что для этого должна быть предусмотрена контравиационная группа. Одним ударом по аэродромам хотя бы и сильной авиацией вопрос не разрешается. Здесь потребуются систематические действия, так как для авиации противника маневрирование по аэродромам всегда возможно. Отходящая в порядке авиация является очень сильным средством в руках командования особенно потому, что при отходе расстраивается не только отходящий, но и преследующий. Но она будет средством тем более сильным, чем больше будет подавлена авиация противника. Без достижения превосходства в воздухе работа авиации с обеих сторон будет уравновешена и даст лишь прибавку сложности действий, но не решение для земных войск. А так как действия, особенно в маневренной войне, протекают быстро, то нельзя рассчитывать сначала завоевать превосходство в воздухе, а затем оказывать содействие войскам. Для борьбы за превосходство в воздухе должны выделяться специальные силы, действующие постоянно.