Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Pavlova_O_Chechenskiy_etnos_segodnya-1

.pdf
Скачиваний:
36
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
28.68 Mб
Скачать

10

Чеченский этнос сегодня

ченцев называет соблюдение Уникального Кодекса Чести – этического кодекса Нохчалла, который включает весь спектр моральных, нравственных, этических норм и законов1. Среди базовых качеств чеченского характера абсолютно все указывают на стремление к свободе.

В настоящем исследовании предпринята попытка изучения со- циально-психологических особенностей чеченского этноса в единстве основных маркеров его этнической идентичности: культуры, религии, истории, языка, традиций и обычаев, ценностей.

Методологическую основу данного исследования составили взгляды современной этнопсихологии на такие концептуальные для настоящего исследования понятия как «этнос», «культура», «традиция», «обычай». Т.Г. Стефаненко определяет этнос как «группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как естественные и устойчивые этнодифференцирующие характеристики»2. Психолога интересует этнос как психологическая общность, имеющая общее согласованное представление о своей культурной отличительности и о признаках, эту отличительность формирующих.

С точки зрения социальной психологии, «этнос основан на общности представлений, на вере людей в то, что они связаны между собой общностью происхождения, историей, системой ценностей и правил поведения и пр.»3. Именно наличие осознания психологической общности, целостности (по Г.Г. Дилигенскому4) позволяет говорить о наличии психического склада этнической общности. По мнению Л.Г. Почебут «основу этнокультурных общностей составляет особый вид проявления социального – процесс когнитивной категоризации окружающего мира»5. Посредством выработки иде-

1Нунуев С.-Х. Чеченцы. Этнический менталитет // Чеченцы. М., 2008. С. 28.

2Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М., 2006. С. 20.

3Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб., 2010. С. 510.

4Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1975.

5ПочебутЛ.Г.Социальныеобщности.Психологиятолпы,социума,этноса.СПб.,2005.

Введение

11

 

 

алов, норм и ценностей происходит установление единого смыслового пространства этноса.

Вкакой степени психологический склад этноса детерминирует поведение этнофора (представителя этноса) зависит от степени психологической общности этноса.

Впоследние десятилетия психология, в частности этнопсихология, наряду с понятием «этнос» обращается к понятию «культура». Рассматривая культуру как часть окружающей среды, которая создана самим человеком (М. Херсковиц1), психологи через призму культуры узнают, как человек воспринимает, категоризирует, осмысливает и оценивает окружающий мир. В этнопсихологии

исмежных науках «под культурой часто понимается вся та общность, которая составляет данный этнос»2. Важнейшими элементами культуры являются социальные нормы, ценности и их иерархия, правила поведения, нормы вербальной и невербальной коммуникации и другие3.

Многие из социальных представлений, составляющих основу, фундамент любой культуры, имеют универсальную природу, часть же культурно специфичны.

Этнос, этническая общность является творцом своей культуры, выражая ее специфику в ценностях, религиозных представлениях, символах, мифах, легендах, которые играют смыслообразующее значение для жизни каждого человека, принадлежащего к данной этнической группе. Вместе с тем и культура, в свою очередь, формирует единое понимание смысла жизни людей, принадлежащих к данной общности4, единую идеологию. «Этническая идеология – это тип идеологии, где последняя выступает в качестве основного этнообразующего фактора этнического самосознания»5. Во внеш-

1Почебут Л.Г. Указ. соч. С. 21.

2Там же. С. 24.

3Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю. Работа психолога в многонациональной школе.

М., 2011. С. 17.

4Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб., 2005. С. 224.

5Шаов А.А. Этническая идеология как предмет социально-философского знания. (Анализ этнического самосознания абхазо-адыгов). Р.-н/Д, 2000. С. 69–70.

12

Чеченский этнос сегодня

нем плане этноидеология заложена в нормах, регулирующих поведение, в обычаях, традициях и этикете. Во внутреннем плане она определяет содержание этнической идентичности. Важнейшим источником идеологии является религия. Религия связывает воедино прошлое и настоящее, четко определяет будущее, те цели, к которым необходимо стремиться. Религия рассматривается в качестве совокупности убеждений, установлений и морали. Религия выступает источником моральных ценностей.

Одной из важнейших функций культуры является ее регулятивная функция. Благодаря ей культура определяет поведение людей, то поведение, которое А.Г. Асмолов назвал «социотипическим поведением личности». «Социотипическое поведение личности, выражающее типовые программы данной культуры, нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности; вместе с тем усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых, стандартных для данной общности ситуациях»1.

Таким образом, «культура – это совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них»2. Проявляется культура в человеческом поведении, деятельности, ритуалах, традициях3. Выбирая ту или иную линию поведения, человек, являясь представителем определенного этноса, носителем определенной культуры, опирается на ценности и нормы этой культуры. Зависят от мировоззрения человека и способы реакции на различные жизненные ситуации, которые формируются в определенной этнокультурной среде.

1Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007. С. 310.

2Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. Цит. по: Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю. Работа психолога в многонациональ-

ной школе. М., 2011. С. 16.

3Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю. Работа психолога в многонациональной школе.

М., 2011. С. 16.

Введение

13

 

 

Для культуры «...характерно такое социальное регулирование, приспособление к среде и развитие человека, в котором главную роль играет традиция, т.е. социально санкционированный стереотип поведения и мышления»1. По мнению Т.Г. Стефаненко, «все регуляторы социотипического поведения можно объединить понятием традиция»2. Как и культура, традиция является одним из центральных понятий при изучении этносов. В определенном смысле термины «культура» и «традиция» почти синонимичны. «Термин «культура» обозначает сам феномен, а «традиция» – механизм его функционирования. Проще говоря, традиция – это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся»3.

Стремление к соблюдению этнических традиций объясняется психологическим значением последних, в частности тем, что традиция является фактором стабильности общества4. То есть соблюдение традиций способствует сохранению этнической культуры и самобытности этноса. Чем четче соблюдаются традиции, тем четче выражен характер этноса, тем сильнее однородность отдельных его представителей. Таким образом, стабильность традиционного уклада не позволяет этносу раствориться среди других этнических групп, а также способствует поддержанию этноса как психологической общности.

В целом, традиция определяется как «механизм самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры как системы. Традиции включают в себя процесс и результаты стереотипизации как сгусток социально-исторического опыта людей»5.

1Xанаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (соци- ально-философский анализ). Майкоп, 1997. С. 32.

2Стефаненко Т.Г. Указ. соч. С. 190.

3Чистов К.В. Традиция, “традиционное общество” и проблема варьирования // Советская этнография. 1981, № 2. С. 106

4Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учебное пособие. М., 2007. С. 24.

5Абрамян Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры. В кн.: Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, изд-во АН Арм. ССР: 1978. С. 93.

14

Чеченский этнос сегодня

«Традиции и обычаи народа – это выражение коллективного мировоззрения, и в них отразилась многогранная духовная жизнь этноса, многовековой опыт его общественных отношений»1.

Понятие «культура» выступает как более общее по отношению к традиции, а традиция, в свою очередь, как более общее по отношению к обычаю»2. Обычаи рассматриваются психологами как «выработанные культурой модели поведения»3, как повторение того, что делают многие члены сообщества4. Требование к соблюдению индивидами обычаев, это, фактически, требование «предсказуемости поведения»5 индивидов. И требование это не случайно, поскольку предсказуемость поведения индивидов определенного этноса способствует поддержанию ощущения общности, целостности и стабильности этого этноса. Действуя необычно с точки зрения своей этнической группы (т.е. не по обычаю), индивид тем самым разрушает этническую общность, лишает ее ощущения стабильности, а потому порицается обществом, общественной моралью.

Таким образом, изучение этноса в единстве его культуры, истории, языка, религии, традиций и обычаев дает преставление о со- циально-психологических особенностях этнической общности и о тех глубинных мотивах, которые лежат в основе социотипического поведения ее представителей.

В монографии приведены результаты системного этнопсихологического изучения чеченского этноса, проведенного в 2008–2013 гг. в Чеченской Республике, а также в Москве и Санкт-Петербурге.

Всего в исследовании приняли участие 762 чеченца, проживающих на Родине (в Чеченской Республике – 634 респондента), в Москве и Санкт-Петербурге (128 респондентов). Гендерный состав

1Нанаева Б.Б., Умаров У.М. Кровная месть как институт социально-правового регулирования родовых отношений // Теория и практика общественного развития. 2011, № 7. С. 1.

2Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985. С. 49.

3Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М., 2006. С. 191.

4Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учебное пособие. М., 2007. С. 40.

5Там же. С. 41.

Введение

15

 

 

выборки распределился следующим образом: 207 мужчин, 472 женщины. Возрастной состав выборки был представлен тремя группами респондентов:

респонденты от 18 до 25 лет – 482 человека, средний возраст 20 лет;

респонденты возрастной группы после 25 лет – 197 человек, средний возраст 35 лет; самому старшему респонденту – 50 лет;

испытуемые в возрасте 6–9 лет – 83 ребенка, проживающих

вМоскве, Грозном, селах Гойты, Урус-Мартан. Исследование проводилось с помощью широкого спектра раз-

личных методов, важнейшим из которых стал метод включенного наблюдения, которое осуществлялось в ходе регулярных поездок в Чеченскую Республику, начиная с 2008 г. по настоящее время, а также в семьях московских и питерских чеченцев. Для сбора системной психологической информации использовались следующие этнопсихологические методики1:

методика измерения культурных ценностных ориентаций по Ш. Шварцу2 (перевод Н.М. Лебедевой);

методика «Этническая аффилиация» 3;

методика «Культурно-ценностный дифференциал»4;

тест «Кто Я?»5;

методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности6;

1Содержание методик см.: Павлова О.С. Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета. М., 2012. С. 369–381.

2Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии: учебно-методическое пособие. М., 2011. С. 98–116; Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. СПб., 2007.

С. 231–238.

3Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 193–194.

4Там же. С. 195–197.

5Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб., 2005. С. 192.

6Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2006. С. 16–17; Арбитайло А.М. Этнические предубеждения и возможности юмора для их преодоления. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. С. 86–87.

16

Чеченский этнос сегодня

методика «Неоконченные предложения» (авторский вариант);

этнонопсихологический опросник (авторский вариант);

рисуночный тест «Моя семья».

Авторский этнопсихологический опросник включал в себя вопросы, связанные с определением респондентами основных этноинтегрирующих и этнодифференцирующих признаков, социальной дистанции в отношении различных этносов, а также специфики культуры, традиций, этики своего народа.

В методике «Неоконченные предложения» респондентам было предложено продолжить следующие предложения:

Быть представителем своего народа для меня это значит …

Как большинство представителей своего народа, я …

В отличие от большинства представителей моего народа, я …

Самое главное для представителей моего народа это - …

Быть настоящим чеченцем это значит …

Быть настоящей чеченкой это значит …

Быть настоящим мусульманином это значит …

В воспитании детей самое главное …

Анализ информации, полученной с помощью этнопсихологических методов, подвергался тщательной этнографической интерпретации, основанной на представлениях, полученных из следующих источников. Прежде всего, это было изучение содержания литературы (научной, художественной, популярной), написанной представителями, в первую очередь, чеченского этноса и посвященной истории, религии, культурным ценностям чеченцев. Этнопсихологический анализ литературы позволил выявить важнейшие компоненты этнокультуры, их историческую суть и современное значение. Анализ СМИ и Интернет-ресурсов дал информацию о современном состоянии изучаемой проблемы, прежде всего о том образе собственной этнокультуры, который конструируется и распространяется на ее носителей, проживающих на Родине и далеко за ее пределами1.

1 Малькова В.К., Тишков В.А. Культура и пространство. Книга первая. Образы российских республик в Интернете. М., 2009. С. 28.

Введение

17

 

 

Уточнение и интерпретация полученных в ходе исследования результатов проводилось на круглых столах, открытых лекциях и семинарах со студентами, слушателями и преподавателями ЧГУ, ЧГПИ и ЧИПКРО, участником и организатором которых автор стал в 2011–2013 г.

Первая глава книги «Чеченское общество вчера и сегодня: исторические ориентиры и современные смыслы» содержит основные сведения о Чеченской Республике и ее истории, имеющие принципиальное значение для настоящего исследования. Подробно рассмотрена и проанализирована общественная структура чеченского социума, роль в ней институтов тайпа и тукхума.

Вторая глава книги «Чеченский этнос сегодня: результаты со- циально-психологического исследования» раскрывает сегодняшнее состояние бытующих в народе традиций и обычаев, их отражение в этнопсихологической специфике этноса. Подробный анализ дан роли и значению ислама в историческом ракурсе и на современном этапе развития чеченского общества. Исследуется языковое пространство чеченцев; содержание и структура идентичности, место и роль в этой структуре этнической и религиозной идентичности как основных ее компонентов.

В тексте книги используется большое количество чеченских и арабских слов и выражений, для объяснения которых приводится словарь чеченских слов и выражений и словарь арабских слов и выражений. При цитировании чеченские и арабские слова употребляются в том виде, в котором они встречаются в первоисточнике.

Проведение исследования было бы невозможно без помощи и активного участия представителей чеченского народа, многие из которых стали моими близкими друзьями. Прежде всего, мне хочется выразить огромную благодарность, уважение и признательность рецензенту и редактору монографии, кандидату исторических наук, заведующей сектором этнографии Института гуманитарных исследований Академии Наук Чеченской Республики Залпе ХожАхмедовне Берсановой.

Сердечно благодарю моих коллег: доцента кафедры педагогики и психологии ЧГУ Венеру Магомедовну Миназову и кандидата

18

Чеченский этнос сегодня

психологических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии, Лайсу Алиевну Ибахаджиеву. Большую признательность я выражаю семьям моих студентов: Жимаевым – Вахе Витиевичу и Асет Умаровне и Исрапиловым – Дуту Алиевичу и Мялкан Баутдиновне (Дала гечдойла цунна1), гостеприимство которых способствовало тому, что Грозный стал моим родным городом, а Чеченская Республика – любимым местом отдыха.

Большую благодарность я выражаю

Потомкам видных религиозных деятелей Чеченской Республики и Республики Ингушетия:

Руководителю Школы языков и культур имени шейха Дени Арсанова Ибрагиму Абдул-Рахмановичу Арсанову

Депутату Народного Собрания Республики Ингушетия, заместителю председателя Комитета по экономической политике Ахмеду Султановичу Белхороеву

Заместителю главного врача по административно-хозяйствен- ной части ГБУ «Поликлиника № 3» г. Грозный Ибрагиму Вахаевичу Умархаджиеву

Представителям науки, образования, общественным и религиозным деятелям:

Кандидату педагогических наук, доценту, проректору по воспитательной работе ЧГПИ Ахмеду Вахаевичу Ажиеву

Кандидату педагогических наук, доценту, заведующему кафедрой педагогики и психологии ЧГУ Магомеду Вахаевичу Ажиеву

Руководителю Комитета по культуре и искусству РКНК, корреспонденту Радиоканала Кавказ Российской государственной радиокомпании «Голос России», члену Союза журналистов Москвы Мадине Арибиевне Амаговой

1 Дала гечдойла цунна (чеч.) – Да простит ее Всевышний. Так принято выражать соболезнование по поводу кончины.

Введение

19

 

 

Доктору исторических наук, заведующему отделом этнографии, этнопедагогики и чеченской энциклопедии Института гуманитарных исследований АН ЧР Лейчий Магомедовичу Гарсаеву

Заместителю председателя Конгресса этножурналистов России Саиду-Хамазату Алаевичу Гериханову

Руководителю поликультурного центра (чеченской воскресной школой) в Москве Асет Хасанбековне Идиговой

Кандидату педагогических наук, доценту кафедры геометрии и методики преподавания математики ЧГПИ Марьям Абдурахмановне Исаевой

Доктору философских наук, директору Института чеченской и общей филологии ЧГУ Махмуду Магомедовичу Керимову

Доктору социологических наук, член-корреспонденту Академии военно-исторических наук, доценту кафедры философии Грозненского нефтяного технического университета Лиде Увайсовне Курбановой

Кандидату психологических наук, заведующей кафедрой психологии ЧГПИ Малке Исраиловне Лечиевой

Кандидату исторических наук, профессору, директору Института гуманитарных исследований АН ЧР Супьяну Султановичу Магамадову

Кандидату педагогических наук, старшему преподавателю кафедры педагогики и психологии ЧГУ Зухре Залимхановне Магомедовой

Кандидату политических наук, доценту по кафедре культурологии Международной Академии бизнеса и управления Тамусе Умаровне Межидовой

Заместителю председателя Всероссийского межнационального Союза молодежи, члену молодежного совета при мэре г. Москвы,