Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

30_let_polnoformatnykh_rossiysko-izrailskikh_diplomaticheskikh_otnosheniy

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
12.59 Mб
Скачать

Д.А.Марьясис,А.И.Бизяев

ТРИДЕСЯТИЛЕТИЯРАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУРОССИЕЙИИЗРАИЛЕМ:АНАЛИТИЧЕСКИЙОБЗОР

Российско-израильское торгово-экономическое сотрудничество уже в течение достаточно длительного времени характеризуется стабильностью как в структуре, так и в его масштабах. Более того, даже если две страны подпишут соглашение о создании Зоны свободной торговли, существенного прогресса в этой сфере вряд ли стоит ожидать. Основными препятствиями на пути развития отношений являются, на наш взгляд: разница в моделях ведения бизнеса, геополитические ограничения (страх Израиля перед чрезмерной зависимостью от России и давление Запада на него с целью ограничения сотрудничества в области безопасности и чувствительных технологий; усиление в России тенденций к частичной автаркии) и отсутствие упорядоченной и полной финансовой инфраструктуры. Помимо мероприятий по устранению этих барьеров, рекомендуется, чтобы в ближайшие годы две страны сосредоточили внимание на углублении взаимного знакомства с экономикой и деловой культурой, что позволит использовать огромный потенциал для развития сотрудничества в области исследований, разработок и инноваций.

131

Часть III

Предлагаемая статья — это попытка посмотреть на общую картину двусторонних отношений в «социально-экономиче­ ской» сфере. Основная часть работы — это аналитический обзор, позволяющий в целом получить представление о том, на каком уровне Россия и Израиль подошли к началу четвертого десятилетия двустороннего сотрудничества. Статистические данные в основном ограничиваются 2018 г. для того, чтобы не затрагивать 2020 и 2021 годы, на экономическое развитие в которых существенное влияние оказала пандемия нового коронавируса; кроме того, на российско-израильском треке принципиальных изменений в показателях в последние годы не произошло.

В 1990-е и 2000-е годы Россия и Израиль прошли большой путь в развитии двусторонних торгово-экономических и деловых отношений: наработана необходимая законодательная база, появилась­ соответствующая инфраструктура, налажены разноуровневые контакты. Ряд компаний России и Израиля открыли свои представительства в стране-партнёре. Очевидно, что обе страны в силу ряда обстоятельств выбрали стратегию, направленную на сближение и укрепление взаимоотношений. Отметим, что с течением времени двусторонние торгово-экономиче­ ские отношения всё меньше зависят от политической составляющей российско-израильского взаимодействия, хотя, безусловно, совсем независимыми друг от друга эти сферы не являются.

Внешняяторговля

Принципиальных изменений ни в объёмах, ни в структуре торгового оборота не наблюдается на протяжении длительного времени (Марьясис, 2012). Возникает впечатление, что, несмотря на все попытки некоторых общественных и политических деятелей с обеих сторон приукрасить ситуацию, в рамках текущей модели двустороннего торгово-экономического взаимодействия существенных сдвигов ожидать сложно.

Структура экспорта и импорта по итогам 2020 г. приведена на графиках ниже.

132

Д.А. Марьясис, А.И. Бизяев

Рис. 1. Структура товарного обмена

между Россией и Израилем

Источник: Внешняя торговля, 2021

133

Часть III

В целом можно говорить о положительном развитии торговли между двумя странами. Несмотря на расхождения в показателях российской и израильской статистики, вызванные формально разными методами учета потоков товаров (Марья­ сис, 2008, с. 117), все данные указывают на рост товарооборота между Россией и Израилем. Как видно из рис. 2, три раза положительный тренд обрывался из-за экономических кризисов: сначала из-за мирового финансового кризиса 2008 года, затем из-за экономического кризиса 2015 года в России, ну и спад 2020 г. объясняется влиянием пандемии. Тем не менее каждый раз товарооборот возвращался на траекторию роста, что можно ожидать и в дальнейшем.

Рис. 2. Внешнеторговый оборот Россия — Израиль, млн $

Источники: Федорченко и др., 2004, с. 158; CBS-Israel, 2020; Внешняя торговля, 2019, 2020, 2021.

Даже с учетом возможных корректировок и недоучтенных товарных потоков приходится признать, что на данный момент и Россия, и Израиль представляют друг для друга очень малую долю внешнеторговых операций. Согласно данным российской статистики (она несколько отличается от израильской) (Внеш­няя торговля, 2021), в 2020 г. товарооборот России с Израилем составил 2,1 млрд долл. США: 1,3 млрд экспорта из России в Израиль и 827 млн импорта. Доля Изра-

134

Д.А. Марьясис, А.И. Бизяев

иля во внешнеторговом­ обороте России в 2020 году составила 0,4%, а России во внешнеторговом обороте Израиля — 1% (CBS-Israel, 2020).

Рис. 3. Доля каждой из стран во внешней торговле друг друга

Источник: Обработанные авторами данные статистических ежегодников (CBS-Israel, 2020)

При этом, кроме флуктуаций, связанных с экономическими явлениями экзогенного характера, отсутствуют значительные изменения в доле России во внешнеторговых операциях Израиля, и наоборот (рис. 3).

Сегодня можно говорить о достаточно высоком уровне взаимодополняемости хозяйственных структур России и Израиля. Вместе с тем сырьевая направленность российского экспорта вряд ли соответствует тому месту в международном разделении труда, которое Россия стремится занять (Марьясис, 2012,

с. 109).

Созданиезонысвободнойторговли(ЗСТ)

Значительным шагом на пути развития двусторонних экономических связей может стать создание зоны свободной торговли между Россией и Израилем, что обсуждается с 2016 года.

135

Часть III

В 2019 году президент Российской Федерации Владимир Путин объявил, что подготовка соглашения о создания ЗСТ между Израилем и ЕЭАС вступает в заключительную стадию. Однако до конца 2021 г. (времени написания данной работы) соглашение так и не подписано.

Подписание соглашения о создании ЗСТ с Израилем является частью стратегии Евразийского союза по расширению сети торговых партнеров. Израиль будет интересен ЕАЭС своими технологическими разработками, включая энергетические, военные, цифровые, медицинские, биологические, транспортные, образовательные и другие виды технологий. Ожидается развитие в области агропромышленного сотрудничества, фармацевтики и туризма.

Подобное соглашение позволит Израилю диверсифицировать спектр внешнеэкономических связей и предоставит новые перспективы для сотрудничества в таких отраслях, как сельхозпродукция, энергетика, легкая промышленность, а также открыть новые возможности для взаимодействия в области культуры и образования (Ханин, 2019). Между тем, нам кажется, что ввиду общей ситуации в развитии российско-из- раильской торговли создание ЗСТ будет иметь ограниченный эффект.

Туризм

Одним из важных направлений взаимодействия двух стран является туризм. Ключевым событием в развитии туризма между Израилем и Россией стало подписание в 2008 году соглашения об отмене туристических виз между двумя странами, благодаря которому удвоилось число туристов из России, с 205 тысяч человек в 2008 году до рекордных 410 тысяч

в2014 году (см. рис. 4). Однако внутриэкономический кризис

вРоссии 2015 года «сломал» позитивный тренд: как видно из рис. 4, туристический поток в 2015 и 2016 годах сократился до 266 тысяч. Впрочем, уже в 2017 году снова проявилась положительная тенденция. В 2018 году Израиль посетила

136

Д.А. Марьясис, А.И. Бизяев

381 тысяча туристов из России (сюда входят и однодневные визиты), что составляет второе место после США из всего туристического потока в Израиль. Доля российских туристов в Израиле составила 9 процентов в 2017 году. Для сравнения, с 2001 по 2006 год их доля находилась на уровне 4 процентов

(см. рис. 5).

Рис. 4. Туристы из России в Израиле, тыс. чел.

Источник: CBS-Israel, 2020

Рис. 5. Доля российских туристов в Израиле, %

Источник: CBS-Israel, 2020

137

Часть III

Интересно отметить, что туризм из Израиля в Россию гораздо реже встречается в новостных сводках. По данным Росстата, число израильтян, посетивших Россию в период 2014–2019 гг., составляет в среднем 187,5 тысяч человек в год. При этом, как видно из таблицы 1, после кратковременного спада в 2015 году наблюдается ежегодный прирост числа израильских туристов в России. При этом, если число российских туристов в Израиле и израильских туристов в России сопоставимо по абсолютному значению, то в относительном измерении доля израильских туристов в России представляет очень незначительную часть всего туристического потока в эту страну. Например, в 2014 году их доля составляла 0,59%. Тем не менее этот показатель возрастает, и по итогам 2019 г. увеличился до 1,05%.

 

Туризм в России из Израиля

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Число туристов

 

 

Доля израильских

 

в России

Всего туристов

 

Год

 

туристов в России

из Израиля

(тыс. чел.)

 

 

 

(%)

 

(тыс. человек)

 

 

 

 

 

 

2014

150

25438

 

0.59

 

 

 

 

 

2015

132

20672

 

0.64

 

 

 

 

 

2016

179

24571

 

0.73

2017

182

24390

 

0.75

2018

225

24551

 

0.92

2019

257

24420

 

1.05

Источник: Росстат, 2014–2020

В целом выраженная положительная динамика в области туризма между двумя странами наблюдается не только с израильской стороны, но и с российской, что позволяет в полной мере говорить об успешной взаимовыгодной кооперации России и Израиля в данной отрасли. Развитие туристического

138

Д.А. Марьясис, А.И. Бизяев

сектора положительно сказывается на экономике обеих стран и имеет все предпосылки для сохранения положительного тренда в будущем. Отметим, что лидеры обоих государств прикладывают определённые усилия, чтобы стимулировать позитивное развитие сотрудничества в данном направлении. Так, после встречи премьер-министра Нафтали Беннетта и президента Владимира Путина в России в октябре 2021 года Израиль в порядке исключения разрешил въезд российских туристов, вакцинированных «Спутник V» и прошедших серологический тест (Lis, 2021).

Военно-промышленныйкомплекс5

Попытки отладить двустороннее ВТС предпринимались уже в первой половине 1990-х годов. Одним из таких примеров может служить попытка сотрудничества авиапредприятий Израиля с россий­ским КБ имени Яковлева в разработке делового самолета Як-48 («Астра-4» по израильскому обозначению) в рамках коммерческого проекта «Галакси», не нашедшего производственного­ воплощения в связи с ухудшением экономического положения­ российского партнера (Симанов­ ский, 2002, с. 301).

Обе стороны активно пытались наладить ВТС по системе совместных разработок для третьих стран. Так, израильская компания «Israel Aerospace Industries» (IАI) и российское кон­ структорское бюро (КБ) «Камов» разработали и предложили Турции ударный вертолет Ка-52 «Хокум-В», оснащенный израильскими противотанковыми ракетами NT-D с телевизионной головкой самонаведения, разработанной израильской фирмой «Rafael» (Козюлин, 2003). Тендер выигран не был. Видимо, тут сказался другой неудачный опыт ВТС России и Израиля, который, по мнению ряда экспертов в этой области, несколько подорвал позиции Израиля на мировом рынке вооружений.

5  Данный раздел подготовлен с использованием материалов статьи Д.А.  Марьясиса­ (2011, с. 68–75).

139