Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 70082.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
485.15 Кб
Скачать

2. Объекты сетевой войны

2.1. Украина как объект сетевых операций

2.1.1. Сетевые операции по расколу украинского общества

Одним из плацдармов сетевой войны следует рассматривать Украину, которая в своей геополитической позиции привлекла внимание США, стремящихся всячески ослабить рост влияния России в мировом сообществе. Рассмотрим этот объект подробнее.

В нижеприведённой табл. 2.1 лаконично собраны исторические, социально-экономические и информационно-психологические аспекты создания и развития Украины, имеющие важное значение с точки зрения её привлекательности как объекта (хотя бы вспомогательного) сетевой войны.

Неокрепшая украинская государственность, разъедаемая коррупцией, национальными противоречиями и социально-экономической деградацией, за последние два десятилетия неоднократно переживала государственные перевороты. Обостренное чувство независимости этой нации, особенно в западных её регионах, значительно подогревало антироссийские настроения, даже не смотря на значительную экономическую помощь, получаемую от России. Этому активно способствовал Запад.

Таблица 2.1

Краткая геополитическая характеристика территорий Украины

Составные части

Галиция

Малороссия

Новороссия

1

2

3

Исторический аспект

Длительное время находи-лась под игом Австро-венгер-ской империи и Польши. Присоединена в ходе второй мировой войны

Вошла в состав Российской империи под угрозой польского и турецкого геноцида

Отвоевана у османской империи Россией и позднее включена в состав Украины

Экономический

аспект

Аграрная территория, небогатая полезными ископаемыми

Промышленно-аграрная территория

Промышленно развитая территория, богатая ископаемыми, морские порты

Социальный аспект

Сезонная занятость населения и высокий уровень безработицы.

Низкий уровень жизни

Удовлетворительная занятость населения и средний (по меркам СНГ) уровень жизни

Достойный уровень жизни и высокая занятость населения

Информацион-ный аспект

Доминирующий украинский язык и высокая мотивированность на «самостийность» В основном католическое вероисповеда-ние

Украинский и русский язык.

В основном православное вероисповеда-ние

Доминирующие русский язык и православное вероисповедание.

Тяготение к «русскому миру»

В табл. 2.1 явно просматривается определённая разобщённость территорий Украины (по указанным в таблице аспектам). Видимо, именно этот факт привлёк внимание Госдепа США и лёг в основу разработки информационно-психологической операции (ИПО) в отношении украинского общества, с целью создания очага напряжённости на границе России.

Внешние предпосылки для реализации ИПО вытекают из стремления Запада осуществить отрыв (информационный и экономический) Украины от России и Таможенного союза с целью превращения её в рынок сбыта низкокачественных товаров и хранилище отходов, базу войск НАТО и ПРО.

Внутренние предпосылки вытекают из олигархически коррупционного устройства Украины, правители которой крайне заинтересованы в отвлечении народного гнева на внешнего врага (скажем, Россию), возложив на него ответственность за нищету и воровство.

Отсюда, была сформулирована концепция ИПО, кратко описываемая лозунгом «Украина – не Россия».

В последние два десятилетия ИПО реализовывалась по следующим направлениям:

  • насильственное насаждение украинского языка и всемерное уничтожение русскоязычных корней;

  • шовинистическое переписывание истории;

  • насаждение русофобии;

  • гонения на русскую православную церковь;

  • подготовка боевиков–нацистов и популяризация бендеровской идеологии в информационном пространстве Украины.

Однако, вышеуказанная ИПО, развязанная без учета разнородности украинского общества, привела к его расколу и к неконтролируемому США развитию событий.

В рамках сетевой войны информационно-психологические операции (ИПО) по навязыванию Украине «собственной» мечты осуществлялись США по различным направлениям.

Одно из них заключалось в насаждении шовинизма. Здесь пригодился опыт Гитлера:

  • достаточно, к примеру, предъявить «доказательства» о том, что цивилизация берёт своё начало от «древних укров» и во многом обязана им своим развитием;

  • дальше эту дезинформацию нужно заложить в школьные учебники и в «шарманку» национальных СМИ;

  • через 15-20 лет «промывания мозгов» таким пропагандистским мифом появится новое поколение граждан, которое не будет сомневаться в собственной национальной исключительности;

  • после этого, объявив Бендеру национальным героем, из них можно формировать штурмовые отряды, которые с речевками «слава нации» подавят всех несогласных с их идеологической платформой.

Другое направление ИПО, развитое Госдепом США, заключалось в насаждении русофобии. Здесь пригодился опыт Бендеры по:

  • уничтожению православных священников, ликвидации православных храмов, и памятников (ленинопад), как символов «русского мира»;

  • реализации геноцида в отношении русскоязычной части населения страны: «москаляку на гиляку», откровенному преследованию и физическому уничтожению российских граждан и им сочувствующих;

  • запрещению русского языка, ограничению распространению русскоязычной литературы, блокированию русскоязычных СМИ;

  • вовлечению (через конформизм) в эту неприязнь как можно большего числа украинцев: «кто не скачет, тот москаль».

Фактически американская ИПО в отношении Украины ставила своей целью отвращение её от России на основе противопоставления национального самосознания «русскому миру». Если говорить о Галиции и Малороссии, то желаемый для США результат во многом был достигнут именно здесь. Напротив, в Новороссии размежевания с Россией достигнуть не удалось и «русская мечта» там не убита, что собственно и является причиной раскола украинского общества. Поэтому дальнейшее противостояние США и России на Украине во многом будет наблюдаться именно в информационно-психологической сфере, даже в случае распада украинского государства на части. Корни этого процесса кроются в противоречиях (см. табл. 2.1), которые во многом носят информационно-психологический характер.

Причем, драматизм нынешней киевской власти, находящейся под контролем США, состоит в том, что для сохранения целостности страны она должна примирить её восточные и западные регионы, а по сценарию ИПО необходимо всячески сталкивать Украину с «русским миром». В разгорающемся костре этого антагонизма Украина уже потеряла Крым, и, похоже, Донбасс. Нарастающий экономический кризис может поднять Одессу и Харьков (пока запуганные бендеровскими штурмовиками) на массовые акции протеста. Тогда центробежные силы могут реально «разорвать» Украину.

Возможно, именно таким будет промежуточный итог сетевой войны, затеянной США в том числа и на Украине, ибо сейчас Обама в значительно большей степени увлечен «подавлением» исламистов в Ираке. Эта геополитическая проблема видится куда более сложной, если не сказать безнадежной, для разрешения. Поэтому Украина для США уходит на второй план. К тому же, Украина с ее кредитным иждивенчеством, газовым шантажом и бендеровским психозом, порядком поднадоела и всему Западу. Это серьёзный информационно-психологический просчет действующей киевской власти.

Таким образом, в условиях сетевых войн информационно-психологическая составляющая является важнейшим рискобразующим фактором.