Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 70082.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
485.15 Кб
Скачать

3. Технологии реализации сетевых операций и атак

3.1. Угрозы и особенности обеспечения безопасности личности в условиях реализации сетевых операций и атак

3.1.1. Группа информационно-психологического риска

Мировой литературный классик Л. Н. Толстой, как известно, предложил оценивать человека с помощью дроби: «Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя». Фактически это высказывание определяет степень адекватности самооценки индивида в сравнении с его оценкой, существующей в окружающем мире, считая последнюю объективной. Критерием в данном случае выступает единица, величина отклонения дроби от которой характеризует степень неадекватности индивида социальным нормам.

По большому счету, последний тезис можно рассматривать как некоторый критерий ИБ, ибо неадекватность самооценки является угрозой не только для личности, но и для социума, в который она встроена. Причем, обилие неадекватных субъектов чревато для общества и государства, обслуживающего его интересы, тяжелыми последствиями скачков энтропии.

Не вызывает сомнений, что этот критерий явно информационный, ибо сравнение идет между образами внутреннего и внешнего информационных пространств по отношению к субъекту. Начнём с группы риска.

Примером в данном случае может выглядеть человек с явно выраженным индивидуализмом и нарушенной коммуникабельностью, что очень характерно для современных молодых людей. Информационно-психологическая специфика подобных индивидов, как правило, замешана на их «махровом эгоизме», несущем опасность прежде всего близкому окружению такой личности. Это «эго» притупляет чувства к близким и вырабатывает исключительно потребительское отношение к ним. Создавая свой «мирок» и ревностно ограждая его от всякого стороннего вмешательства, он демонстрирует отстранение от внешнего информационного пространства, претерпевающего сейчас революционные изменения. Все это порождает соответствующие информационно-психологические риски, управлять которыми весьма затруднительно. Неадекватность порождает изоляцию и деградацию личности. И дело не только в том, что этот человек теряет реальных (не интернетовских) друзей и не заводит новых, в силу своей некоммуникабельности он тормозит свое развитие и неизбежно по толстовскому критерию превращается в дробь, существенно меньшую единицы. При этом начинает проявляться агрессивная реакция на любую критику из внешнего мира, порождающая антагонистические конфликты в семье и на работе. В первую очередь, неадекватность такой (дробно не единичной) личности проявляется в ее категоричности, конфликтности и внешней непривлекательности, затрудняющих контакт с окружающими. Несмотря на обычно весьма завышенные самооценки, подобная личность не в состоянии критически оценить свой стиль одежды, общения и т.п.). Характерно отметить, что всякое направленное на улучшение образа замечание, особенно со стороны близких, такая личность «встречает в штыки». Параллельно просматривается склонность «сваливать» свои объектно учащающиеся неуспехи на происки некого внешнего (виртуального) врага. Трагедия такого индивида заключается в том, что снижая уровень самокритики в бытовых контактах и профессиональной деятельности, он закрывается в некую «скорлупу», лишая себя шанса вызвать хоть какую-либо привлекательность со стороны внешнего информационного пространства. Разумеется, ни о какой конкурентоспособности речь в данном случае идти не может (дробь, отличная от единицы, рынок интересовать не может), не смотря на то, что среди «одиночек» нередко встречаются творчески весьма продуктивные личности.

Личность такого типа обычно старается уйти в «виртуальный мир» либо в своих снах, либо в какой-нибудь религии. Однако настойчивые молитвы и утопические иллюзии (без активных и социально-ответственных действий) не несут облегчения, и жизненная неудовлетворенность нарастает.

Печально, что подобный человек приносит проблемы и близким. Если у подобного индивида появится ребенок, то пример такого родителя будет воспитывать в нем немотивированность к получению знаний и навыков, иждивенчество и неприспособленность к окружающей жизни. Попытка нивелировать эту проблему старшим поколением носит утопический характер. Бедные родители с таким «индивидуем» живут «как на вулкане», т.е. в постоянном ожидании новых «коллизий». Отсюда вытекает еще одно противоречие, которое загоняет проблему индивида в тупик.

Такова симптоматика и диагностика психотипа «одиночки» по критерию «дроби Толстого» в контексте обеспечения личной и общественной информационно-психологической безопасности. Хорошо, если выход из этого тупика (его индивид с неполноценной «дробью Толстого» должен найти исключительно самостоятельно) не предложат активизировавшиеся экстремисты. По мере приближения к границам допустимого значения дроби обиженный на жизнь и травмированный человек своим чувством безысходности начинает привлекать их внимание (особенно в глобальной сети). В этом диапазоне обычно совершается попытка вербовки адепта, который при последующей интенсивной обработке может стать даже террористом-смертником. Сетевые атаки на людей призваны преумножить группы вышеуказанных личностей, которыми удобно управлять даже дистанционно («Ему немного подпоёшь, и делай с ним, что хошь»).