Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
23 апреля 1906 г.docx
Скачиваний:
42
Добавлен:
13.09.2021
Размер:
106.11 Кб
Скачать

2. Права и обязанности российских подданных

В Основных законах (как и в каждой конституции) содержалась особая глава, в которой закреплялись основные права и свободы подданных. В ней говорилось, что «условия приобретения российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом». Однако они носили формальный характер, т.к. их реализация на практике была весьма ограничена. Так, неприкосновенность личности ограничивалась тем, что с 1906 г. по февраль 1917 г. не было ни одного года, в течение которого на территории империи или ее отдельных регионов не объявлялось бы военное положение или положение усиленной или чрезвычайной охраны, когда полиция и военное командование получали особые полномочия вплоть до предания гражданских лиц военно-полевому или военно-окружному суду и юридические гарантии прав подданных приостанавливались.

Примечательно, что глава II Основных законов Российской империи («О правах и обязанностях российских подданных») начинается именно с обязанностей, а не прав и свобод. В пункте 28 сказано, что «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности согласно постановлениям закона». Пункт 29 устанавливает обязанность подданных платить «установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона». Однако глава II содержала не исчерпывающий перечень обязанностей жителей Российской Империи. Так, пункт 43 гласил: «Сила законов равно обязательна для всех без изъятия российских подданных и для иностранцев, в Российском государстве пребывающих». Согласно пункту 53 – «никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком». Обязанность повиновения законам является взаимной; повиноваться законам обязаны не только граждане, но и все власти и даже сам глава государства; притом каждый должен повиноваться законам и исполнять их в той сфере деятельности, которая ему предоставлена».

Обязанностям российских подданных соответствуют права. Основные законы Российской Империи 1906 года к личным правам и свободам подданных относили следующие: право на неприкосновенность личности: «никто не может подлежать преследованию за преступное деяние», содержаться под стражей иначе, как в порядке, определенном законом (пункт 30-31); «Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных» (пункт 32).

В проекте Основных законов Российской Империи 1906 года содержалось еще и следующее положение: «всякое задержанное (администрацией или полицией) лицо в течение 24 час. (а там, где нет судебной власти, в течение 3 суток) должно быть освобождено или предоставлено судебной власти для надлежащего постановления». Однако редактируя проект «Основных законов», Совет министров устранил эту норму, создав тем самым благодатную почву для дальнейшего произвола со стороны различного рода чиновников и полиции. «Основные законы» провозгласили право российских подданных на неприкосновенность жилища, то есть обыск или выемка жилища допускалась отныне «не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных»

Пункт 37 установил свободу слова, т.е. право каждого «в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами». В проекте Основных законов содержалось следующее правило: «частная переписка не подлежит задержанию и вскрытию, за исключением случаев законом установленных», однако данную норму исключили, мотивировав тем, что она «в настоящее время может нанести большой ущерб государственной безопасности». Между тем, признание неприкосновенности частной переписки «не требует доказательств. Переписка частных лиц – это их тайна; то, что один пишет другому, должно быть известно только тем, кому они найдут нужным.

«Российские подданные пользуются свободою веры», на условиях установленных законом, – гласил пункт 39. Однако «Основные законы» не провозгласили право каждого подданного исповедовать любую религию или не признавать никакой религии, то есть быть атеистом. Однако в ст. 62 подчеркивалось, что православная христианская вера “есть истинная и господствующая”.

К политическим правам подданных «Основные законы Российской Империи» причисляли право собраний (п. 36): так, согласно пункту 36 российские подданные могли «устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия». Здесь же оговаривалось, что «законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний» (в проекте Основных законов содержалось правило о том, что собрания могут проходить «как в закрытых помещениях, так и под открытым небом», однако Совет Министров решил исключить данную норму, как он объяснил, «в виду условий нашего климата и особого порядка испрошения разрешений на устройство собраний под открытым небом».

В развитие положений Манифеста 17 октября 1905 г. и п. 36 Основных законов 4 марта 1906 г. Николаем II были утверждены Временные правила об обществах и союзах [2]. Согласно ст. 2. Правил общества и союзы могли отныне образовываться «без испрошения на то разрешения правительственной власти». Однако действие данной нормы не распространялось на общества и союзы, преследующие религиозные цели, и на общества, создающиеся учащимися в учебных заведениях (ст. 4). Уставы таких обществ и союзов утверждались не сразу, так как Департамент полиции практически всегда требовал внести в положения проектов Уставов определенные изменения. Так, например, в Уставе Литовского римско-католического общества рабочих имени св. Иосифа в гор. Любаве, Департамент полиции требовал «исключить п. в об учреждении комитета для сглаживания споров между рабочими и нанимателями; исключить п. н об учреждении суда чести и третейского»; а также проект Устава дополнить следующими правилами: «о времени и месте каждого собрания заблаговременно сообщать с представлением программы вопросов местной администрации, которой предоставляется право командировать на собрание своего представителя» [1] требовалось также «дополнить устав указанием на право Министра Внутренних Дел закрывать общество и его отделение, когда это будет признано необходимым в интересах охранения государственного порядка и общественной безопасности» Статьей 6 Временных правил запрещалось создание обществ, которые: 1) преследуют цели, воспрещенные законом; направлены против общественной нравственности; угрожают общественному спокойствию и безопасности; 2) управляются лицами, находящимися за границей, если такие общества преследуют политические цели.

Из положений главы четвертой «Основных законов» можно вывести следующие права российских подданных, осуществляемые ими в ограниченном объеме: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти (Государственную Думу и Государственный Совет) и органы местного самоуправления.

Что касается свободы слова, печати, собраний, союзов, то порядок реализации этих прав устанавливался временными правилами о собраниях, союзах и о печати, изданными в марте 1906 г. Этими правилами для образования обществ или союзов, а также проведения публичных собраний формально не требовалось разрешения, но фактически устанавливался разрешительный порядок, т.е. организаторы соответствующих союзов или собраний должны были заранее представить властям проект устава, списки членов руководящих органов, источники поступления денежных средств (для обществ или союзов), и без утверждения устава общество не могло приступить к работе.

При этом министр внутренних дел или губернское присутствие по делам обществ могли в любой момент прекратить деятельность общества или союза, усмотрев, что оно отклоняется от своего устава или представляет опасность для общественного спокойствия. Для организации публичного собрания также нужно было испросить предварительное разрешение, сообщив властям о составе собрания, его целях и список ораторов. На публичном собрании обязательно было присутствие полицейского чиновника, который мог в любой момент закрыть собрание, усмотрев, что оно отклоняется от заранее сообщенной темы и своих целей. Что касается временных правил о печати, то они устанавливали отмену предварительной цензуры как для непериодической (повременной) печати, так и для периодической, т.е. книг, брошюр, но только выходившей в городах, что выдавалось чуть ли не за отмену цензуры вообще. Однако за 24 часа до выпуска тиража книги из типографии ее надо было представить в комитет по печати (как теперь стала называться цензура), и тот мог наложить арест на тираж, передав дело на окончательное решение суда. Авторы и издатели могли быть наказаны в административном и судебном порядке. Что касается изданий, выходивших вне городов, то для них по-прежнему сохранялась предварительная цензура. Даже обязанности платить налоги, а для лиц мужского пола нести воинскую обязанность были неравными и зависели от социального положения, образования и религиозной принадлежности

Из положений главы четвертой «Основных законов» можно вывести следующие права российских подданных, осуществляемые ими в ограниченном объеме: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти (Государственную Думу и Государственный Совет) и органы местного самоуправления.

Перечень экономических прав подданных в «Основных законах Российской Империи» был ограничен правом свободно выбирать себе занятие и правом «приобретать и отчуждать имущество» (пункт 34).

Правами российских подданных пользовались и иностранцы «с соблюдением ограничений, установленных законом» (

Провозглашалось (ст. 76 Основных законов) право подданных свободно выбирать свое местожительство и беспрепятственно ездить за границу. Но в соответствии с Положением о паспортах и видах на жительство 1895 г. бессрочные паспорта, по которым действительно можно было свободно выбирать место жительства и получить заграничный паспорт, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам. Лица податных сословий (т.е. крестьяне и мещане) получали виды на жительство при условии уплаты налогов и повинностей и разрешения на отлучку от своих общин, и только указом от 5 октября 1906 г. эти ограничения были отменены, да и то не полностью.