Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анализ текстов .docx
Скачиваний:
54
Добавлен:
30.01.2021
Размер:
19.17 Кб
Скачать

Эмиль Золя. Я обвиняю: Письмо господину Феликсу Фору президенту республики

(13 января 1898 год)

Дело Дрейфуса имело большой резонанс в обществе, так как разделило его на два лагеря. Это случилось благодаря письму писателя Эмиля Золя. Писатель выступил в защиту Альфреда Дрейфуса, который, по словам автора, был приговорён к ссылке без основательных доказательств. В первую очередь письмо президенту Франции Феликсу Фору – это не только призыв к правительству обратить внимание на это дело, но и заявление самого Золя, какую позицию он занимает.

Судя по письму, автор воспринимает тех, кого он обвиняет в судебной ошибке и несправедливому приговору невиновного Дрейфуса, не просто в качестве нарушителей заветов французской конституции. Автор видит в этих людях один из симптомов «страшного недуга, поразившего впоследствии Францию». При этом Золя не спешит обвинять всё правительство в разложении системы, он, наоборот, считает, что «обвиняемые» сами опозорили страну. Это говорит о том, что Золя действительно волновала судьба не только Дрейфуса, но и всей Франции, в которой стали распространяться антисемитские идеи, подкупные и ненадёжные судьи и самоуверенные шпионы, которые даже своим подозрительным поведением не наталкивают следствие на закономерные выводы.

Золя нередко в своём письме призывает к здравомыслию, ведь обвинения в сторону Дрейфуса иногда кажутся совершенно абсурдными.

«Нет ни одного порядочного человека, который не испытал бы, читая сей документ [судебное заключение], возмущения и гнева при мысли о непомерно тяжком наказании, постигшем узника Чёртова острова. Дрейфус знает несколько языков? Преступление. У него не было найдено никаких компрометирующих бумаг? Преступление. Он трудолюбив и любознателен? Преступление. Он держится спокойно? Преступление.»

Золя эмоционально обвиняет ведомство, которое поставило тёмное пятно на всей Франции несправедливым судом, который оказался слишком самонадеянным, чтобы признать ошибку, и, скрыв улику, позволил сбежать настоящему преступнику.

Также писатель упоминает газеты, которые отличились во время расследования дела Дрейфуса заблуждением общественности и выступлением против невинного человека. Возможно, Золя хотел подчеркнуть, что считает прессу одним из главных виновников внутренних социальных проблем Франции, которые они замалчивают.

Мартин Лютер. 95 тезисов (Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций)

(Римский папа Лев X ввёл практику индульгенций 18 октября 1517 года в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме. Недовольство политикой Рима и практикой индульгенций наблюдалось и раньше, но доктор теологии и монах-августинианец Мартин Лютер затронул теологический аспект этой практики, который лёг на благодатную почву. Немалую роль в опубликовании тезисов сыграла личность монаха-доминиканца Иоганна Тецеля, который беззастенчиво торговал индульгенциями в Виттенберге. тезисы были вывешены Лютером 31 октября 1517 года на двери Замковой церкви в Виттенберге (административный центр княжества Саксония)

95 тезисов Мартина Лютера – это ничто иное, как ответ на начинающую разлагаться церковную систему. На тот момент времени католическая церковь во главе с Папой достигла наивысшего влияния на государственные дела. Церковь начинает продавать индульгенцию, то есть прощение всех грехов. Лютер рассматривает явление индульгенции как показатель того, что религия отошла от настоящего понятия об учениях Христа и от Бога. Это ещё раз доказывало, что Папа поставил себя выше Христа.

С помощью своих тезисов Лютер хотел вернуть понимание того, что центр христианства – не Папа, потому что его власть распространяется только на мир живых, но не уходит за грань бытия. Учитывая, что Папа не может наказывать, особенно уже мёртвых, о чём упоминается в 13 тезисе: «Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение». И он же не может отпускать грехи, если человек не покаялся за содеянное. Из-за явления продажи индульгенции церковь лишала процесс покаяния своего религиозного значения, таинства, превращая это в процесс купле-продажи. Также в 30 тезисе Лютер говорит, что покаяние – это не сделка, где верующий кается и сразу получает прощение: «Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и — много меньше — в получении полного прощения».

Мартин Лютер ничего не говорит об устранении папы и церкви, лишь даёт понять, что в случае индульгенции папа приписывает себе полномочия, которые явно являются выше его назначения. Индульгенция – это лишь способ продать за деньги убеждения людей, даже сам Папа не может освобождать от наказания, которое не вынес сам и которое не предписано Писанием.

Как написал сам Лютер в 65 и 66 тезисах: «Итак, сокровища Евангелия — это сети, коими прежде улавливались люди от богатств. Сокровища же индульгенций — это сети, коими ныне улавливаются богатства людей».

После введения индульгенции человек не пытается заслужить прощение, он всего лишь от него откупается, что приведёт только к обесцениванию чувства раскаяния. Человек может совершить любой грех, но он не испытает муки совести, ведь за плату может отпустить все преступления.

Соседние файлы в предмете История зарубежной журналистики