Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
uchebnik_IOGP_iz-va_MGIMO_1_chast.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
2.85 Mб
Скачать

2. Расширение восстания.

Армия повстанцев. Вооружены повстанцы были дурно: рогатинами, обо­жженными кольями, дубинами. Лишь некоторые имели ружья, но не могли ими пользоваться с толком. «Амператор» при­нимал всех, хотя ценил более сведущих в военном ремесле казаков да сол­дат перебежчиков, особенно пушкарей (у восставших была своя артилле­рия, составленная из захваченных в крепостях пушек).

Оренбург был хорошо укрепленным губернским городом, его защищали 3 тыс. солдат. Пугачев стоял под Оренбургом 6 месяцев, но взять его так и не сумел. Однако войско восставших выросло, в некоторые моменты восстания его численность достигала 30 тыс. человек.

Управление восставшими. «Царь Петр III» пытался внести порядок в мятежную народную стихию. Повстанцы были поделены на «полки», возглавляемые выборными или назначенными Пугачевым «офи­церами». В 5 верстах от Оренбурга в Берде сделал он свою ставку. При им­ператоре из его охраны образовалась «гвардия». На пугачевские указы ста­вили «большую государственную печать». При «царе» действовала Воен­ная коллегия, сосредоточившая военную, административную и судебную власть.

В своей ставке и на поле битвы под Оренбургом Пугачев отлично играл «цар­скую роль». Он издавал указы не только от себя лично, но и от имени «сына и на­следника» Павла. Часто при людях Емельян Иванович доставал портрет великого князя и, глядя на него, говорил со слезами: «Ох, жаль мне Павла Петровича, как бы окаянные злодеи его не извели!» А в другой раз самозванец заявлял: «Сам я цар­ствовать уже не желаю, а восстановлю на царствие государя цесаревича».

Еще Пугачев показывал сподвижникам родимые пятна — в народе тогда все бы­ли убеждены, что цари имеют на теле «особые царские знаки». Красный кафтан, дорогая шапка, сабля и решительный вид завершали образ «государя». Хотя внеш­ность Емельяна Ивановича была непримечательная: это был казак тридцати с не­большим лет, среднего роста, смугловатый, волосы стрижены в круг, лицо обрам­ляла небольшая черная борода. Но он был таким «царем», каким желала видеть ца­ря мужицкая фантазия: лихим, безумно отважным, степенным, грозным и скорым на суд над «изменниками». Он казнил и жаловал...

301

Казнил помещиков да офицеров. Жаловал простых людей. Например, появился в его лагере мастеровой Афанасий Соколов по прозвищу «Хлопуша», видя «царя» упал в ноги и повинился: сидел он, Хлопуша, в оренбургской тюрьме, но был вы­пущен губернатором Рейнсдорфом, пообещав за деньги убить Пугачева. «Ампера-тор Петр III» прощает Хлопушу, да еще назначает его полковником. Вскоре Хло­пуша прославился как решительный и удачливый предводитель. Другого народно­го вожака Чику-Зарубина, Пугачев произвел в графы и звал не иначе, как «Иваном Никифоровичем Чернышевым».

Среди пожалованных вскоре оказались прибывшие к Пугачеву работные люди и приписные горнозаводские крестьяне, а также восставшие башкиры во главе со знатным молодым богатырем-поэтом Салаватом Юлаевым. Башкирам «царь» воз­вращал их земли. Башкиры принялись поджигать русские заводы, построенные в их крае, при этом уничтожались деревни русских поселенцев, жители вырезались чуть ли не поголовно.

Победы Пугачева. Между тем на выручку осажденному Оренбургу с вер­ными Екатерине II войсками спешил генерал-майор Кар. Но его полуторатысячный отряд был разгромлен. То же произошло и с воинской командой полковника Чернышева. Остатки правительствен­ных войск отступили в Казань и вызвали там панику среди местных дво­рян. Дворяне уже были наслышаны о свирепых расправах Пугачева и на­чали разбегаться, бросая дома и имущество.

Положение складывалось нешуточное. Екатерина, чтобы поддержать дух поволжских дворян, объявила себя «казанскою помещицей». К Оренбургу стали стягиваться войска. Для них требовался главнокомандующий — че­ловек талантливый и энергичный. Екатерина II ради пользы могла посту­паться убеждениями. Вот в этот решающий момент на придворном бале императрица обратилась к А.И.Бибикову, которого не любила за близость к своему сыну Павлу и «конституционные мечтания», и с ласковой улыб­кой попросила его стать главнокомандующим армией. Бибиков отвечал, что посвятил себя службе отечеству и, конечно, принимает назначение.

Надежды Екатерины оправдались. 22 марта 1774 г. в 6-часовом сражении под Татищевой крепостью Бибиков разгромил лучшие силы Пугачева. 2 тыс. пугачевцев были убиты, 4 тыс. ранены или сдались в плен, у по­встанцев захватили 36 пушек. Пугачев был вынужден снять осаду Орен­бурга. Казалось, бунт подавлен...