Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sravnitelnoe_pravo_t_2_Lafitskiy.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.72 Mб
Скачать

Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

Поэтому Фома Аквинский призывал воспользоваться теми средства­ми Ветхого Завета, которые были направлены на сохранение и при­умножение собственности1.

Вместе с тем Фома Аквинский убеждал установить пределы ее накоплению. «Должна, — доказывал он, — соблюдаться умеренность при распределении общих благ»2. Иначе будет разрушено такое на­чало общества, как справедливость.

Раскрывая все новые и новые грани справедливости, Фома Аквинский указывал, что справедливость требует своевременной и полной оплаты за труд. Прежде всего, это касается тех «рабочих, которые предлагают свой труд внаем, будучи бедными людьми, зарабатывающими кусок хлеба на день... иначе у них не будет еды»3.

Справедливость запрещает ростовщичество, потому что «брать проценты за деньги, данные в долг... означает продажу того, чего нет, и ведет к неравенству, противоречащему справедливости»4.

Справедливость не позволяет продавать товар по цене выше спра­ведливой цены, «поскольку это — обман ближнего, причиняющий ему вред»5.

Наконец, справедливость предписывает, чтобы адвокаты, врачи брали за свой труд «умеренную плату, должным образом учитывая положение лиц, характер дел, затраты труда и обычаи страны»6.

Фома Аквинский понимал, что средства обеспечения справед­ливости Ветхого Закона не были универсальными. «Обязательство соблюдать справедливость действительно является единым. Но определения того, что является справедливым и несправедливым согласно человеческим либо Божественным институтам, различа­ется в зависимости от того, в каком состоянии находится человече­ство»7.

С пришествием Христа прежний Ветхий Закон был заменен Но­вым Законом, но не потому, что Ветхий Закон не был хорошим8, а потому что изменился сам человек9.

1 См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 105. Раздел 2.

2 Там же. Книга 2. Вопрос 61. Раздел 1.

3 Там же. Книга I. Вопрос 105. Раздел 2.

4 Там же. Вопрос 78. Раздел 1.

5 Там же. Вопрос 77. Раздел 1.

6 Там же. Книга 2. Вопрос 71. Раздел 4.

7 Там же. Книга 1. Вопрос 104. Раздел 3.

8 Там же. Вопрос 98. Раздел 1.

9 Там же. Вопрос 91. Раздел 5.

2

Там же. Вопрос 107. Раздел 1.

3

Там же.

4

Там же. Раздел 2.

5

Там же. Вопрос 108. Раздел 1.

6

Там же. Вопрос 107. Раздел 1.

7

Там же. Вопрос 108. Раздел 1.

8

Там же. Вопрос 106. Раздел 4.

9

Там же. Вопрос 99. Раздел 3.

10

Там же. Вопрос 90. Раздел 2.

11

Там же. Вопрос 100. Раздел 8.

27

Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

ческие законы должны соответствовать общему благу. Общее благо включает многое. Поэтому закон должен учитывать многое, в том числе многих людей, многие обстоятельства и времена. Потому что государство как сообщество состоит из многих людей, его благо мо­жет быть достигнуто многими действиями; и оно устанавливается не на короткое время, а на все время»1.

В более краткой формуле эту мысль Фома Аквинский передал так: «цель человеческого закона — быть полезным для человека»2.

Вторая цель закона — утверждение справедливости. «Закон на­правляет действия людей согласно порядку правильного»3, в осно­ве которого лежит справедливость. Точно так же и «справедливость состоит в том, чтобы делать правильное»4. Поэтому, убеждал Фома Аквинский, «сила закона зависит от того, насколько он справед­лив»5.

Человеческие законы могут быть справедливыми и несправедли­выми. «Если они справедливы, они обретают силу в сознании благо­даря естественному закону, от которого они исходят». Справедливые законы — это те законы, которые «прежде всего, соответствуют цели, а именно общему благу; которые приняты надлежащим лицом, не превышающим законодательные полномочия; которые соблюдают требование о возложении на подданных бремени, соразмерного и соответствующего общему благу»6.

Однако, законы могут быть несправедливыми, «если они проти­воречат общему благу... если они не соответствуют цели, что проис­ходит, когда правитель дает своим подданным обременительные законы, ведущие не к общему благу, а, главным образом, к удовле­творению его собственной алчности либо тщеславия; если автор закона создает закон, который выходит за пределы его власти; если на общество налагается бремя неравным образом, хотя, возможно, и с целью общего блага». Такие акты, делал вывод Фома Аквинский, «являются скорее актами насилия, а не законами»7.

Третья цель закона — «вести своих подданных к надлежащей добродетели»; а поскольку добродетель — это «то, что делает под­данных хорошими, то из этого следует, что надлежащее действие

1 Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 96. Раздел 1.

2 Там же. Вопрос 95. Раздел 3.

3 Там же. Вопрос 91. Раздел 5.

4 Там же. Вопрос 96. Раздел 2.

5 Там же. Вопрос 95. Раздел 2.

6 Там же. Вопрос 96. Раздел 4.

7 Там же.

28

Введение

закона заключается в том, чтобы делать тех, кому он дан, хорошими либо в целом, либо в каком-то отдельном отношении»1. Указанная цель не может быть осуществлена законом сразу, а только посте­пенно2.

Четвертая цель закона — борьба со злом, что обеспечивает «пре­ходящее спокойствие государства». Этой цели закон добивается, направляя внешние поступки людей и устраняя то зло, которое может воспрепятствовать мирному существованию государства»3.

Фома Аквинский сознавал, что «человеческие законы создаются для сообществ людей, которые в большинстве своем не совершенны. Поэтому человеческие законы должны запрещать не все зло, а толь­ко наиболее тяжкие его проявления, прежде всего те, «без запрета которых человеческое сообщество не может поддерживаться; так человеческий закон запрещает убийства, кражи и другие проявления зла»4.

Другая причина, по которой законы оставляли безнаказанными многие прегрешения, была вызвана стремлением не лишать необхо­димых благ тех людей, которые были лишены совершенства, и не обрекать их на еще большие страдания5.

Наконец, следующее соображение заключалось в том, что «муд­рый законодатель всегда мирится с меньшими нарушениями, чтобы не допустить большие»6.

Фома Аквинский часто подчеркивал необходимость освоить ис­кусство законотворчества.

Прежде всего, необходимо было четко усвоить границы его при­менения. «Человек не может предписывать законы неразумным су­ществам, в какой бы власти они у него ни находились. Но он может давать законы разумным существам, подчиненным ему настолько, насколько его законы своими повелениями или указаниями начер­таны в сознании людей как правила, содержащие принципы действия»7.

Далее, чтобы закон обрел обязывающую силу, он должен быть применен к тем людям, которые должны ему подчиняться8.

1 Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 92. Раздел 1.

2 Там же. Вопрос 96. Раздел 2.

3 Там же. Вопрос 97. Раздел 1.

4 Там же. Вопрос 96. Раздел 2.

5 Там же. Вопрос 78. Раздел 1.

6 Там же. Раздел 5.

7 Там же. Вопрос 92. Раздел 5.

8 Там же. Вопрос 90. Раздел 4.

29