Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ предоставлен КонсультантПлюс.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
182.61 Кб
Скачать

Установление момента окончания в составах преступлений с обстоятельствами времени

Маликов С.В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина.

Уголовно-правовая доктрина уделяет основное внимание собственно конструированию составов преступлений, его элементов и признаков. Состав преступления является одной из фундаментальных категорий уголовно-правовой науки. Согласно ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, однако понятия состава преступления и его признаков в законодательстве не содержится.

Законодатель использует факультативные признаки при конструировании только отдельных составов в дополнение к основным признакам, чтобы выделить специфические свойства конкретного преступления. Следует при этом указать, что такие признаки называются факультативными только в общем понятии состава преступления. Отсутствие факультативного признака не исключает ответственности за содеянное, если имеются основные признаки. Однако их наличие обязывает правоприменителя учитывать его, то есть включать в предмет доказывания.

В Уголовном кодексе Российской Федерации обстоятельства времени, выступающие обязательным признаком состава, присутствуют в целом ряде уголовно-правовых норм: ст. ст. 112, 115, 145.1, 190, 193, 194, 198 - 199.4, 314, 337 и др. В указанных составах преступлений уголовное право выполняет специфические функции:

1) закрепляет гарантии соблюдения определенных правил, установленных нормами смежного законодательства, стимулируя к их соблюдению посредством указания в УК РФ на конкретный срок, выступающий границей преступного и непреступного (выплата заработной платы, возвращение в места лишения свободы, возвращение в место прохождения воинской службы в установленные сроки);

2) ограничивает отдельные правоотношения временными рамками, закрепленными в смежном законодательстве, выход за пределы которых причиняет ущерб охраняемым уголовным законом общественным отношениям (в наибольшей степени проявляется в преступлениях в экономической сфере, ряд экологических общественно опасных деяний);

3) придает отдельным временным этапам (периодам) особое уголовно-правовое значение, увеличивающее (снижающее) степень общественной опасности деяний (совершение преступлений в военное время, совершение преступлений во время или сразу после родов, совершение преступлений в период избирательной кампании и др.);

4) устанавливает длительность явлений в качестве одного из критериев оценки причиненного вреда (длительность утраты здоровья).

Комплексного исследования указанных признаков в уголовном праве не осуществлялось, что приводит к противоречиям в установлении их роли и значения. В частности, такими вопросами являются установление момента окончания преступления и существования стадий в преступлениях, где имеется указание на обстоятельства времени. Решение данного вопроса в теории и на практике вызывает, как правило, затруднения. Главным образом это объясняется многообразием и запутанностью смежных нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения, охраняемые уголовным законом.

Относительно простой случай квалификации при наличии обстоятельств времени, представляет состав, предусмотренный ст. 190 УК РФ. Во-первых, это объясняется четким указанием в уголовном законе на момент его окончания. Так, в диспозиции этой статьи прямо отмечается на невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во-вторых, сравнительно небольшой объем смежного законодательства, посвященного этому вопросу, также способствует однозначному установлению временного периода, имеющего криминообразующее значение. Законом РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" устанавливается, что под временным вывозом культурных ценностей понимается перемещение культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, с обязательством их обратного ввоза в установленный срок (ст. 5). Конкретные сроки возвращения культурных ценностей определяются в свидетельстве при предоставлении права их временного вывоза.

Исходя из этого данное преступление считается оконченным с момента, когда истек установленный срок возвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Гораздо больше затруднений вызывают ситуации, когда обстоятельства времени конкретно в диспозиции статьи не указаны, однако об их наличии свидетельствует смежное законодательство. В таких случаях разногласия среди ученых вызывает толкование нормативных актов, регулирующих охраняемые уголовным законом правоотношения.

Так, сходными по конструкции являются составы преступлений, посягающие на порядок вывоза культурных ценностей (ст. 190 УК РФ) и порядок обращения с валютой (ст. 193 УК РФ), однако в последнем случае указания на какие-либо временные рамки отсутствует. В последнее время валютное законодательство претерпело значительные изменения, в частности, это коснулось темпоральных аспектов. Нормативные акты в данной области упоминают о двух видах обязательных сроков: контрактных (ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле") и сроках подачи резидентом распоряжения о продаже выручки (п. 3.1.4 Инструкции ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 111-И).

Применительно к первому виду сроков одним из принципиальных положений современного валютного законодательства стало возложение обязанности на лиц (резидентов), участвующих во внешнеторговых сделках, обеспечить получение денежных средств на счета в российских банках в определенные сроки. Законодательство впервые за всю историю исключило указание на фиксированные временные периоды, отдав их регулирование сторонам внешнеторговой сделки.

Полагаем, что повышению ответственности участников подобных правоотношений будет способствовать указание в уголовном законе на такие обстоятельства времени в данном составе преступления, как установленный валютным законодательством срок. Такая редакция акцентирует внимание на необходимости своевременного исполнения обязанности. Таким образом, указанное преступление следует признать оконченным с момента незачисления полученных валютных средств на счет организации в уполномоченном банке РФ в установленные сроки, то есть на следующий календарный день после истечения установленных сроков.

Более сложной представляется задача определения момента окончания преступных деяний в налоговой сфере, несмотря на то, что порядок уплаты налогов регулируется Налоговым кодексом РФ, устанавливающим строгие периоды, в которые должен быть уплачен соответствующий налог.

Доминирующей позицией в теории права является признание уклонения от уплаты налогов оконченным исходя из установленного налоговым законодательством срока уплаты налогов и сборов. В то же время в теории за последние 20 лет встречались и другие подходы. Наличие разногласий объясняется установленной в налоговом законодательстве возможностью включения в декларацию изменений даже после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога. Так, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога (ч. 4 ст. 81 НК РФ).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, предусмотренного ст. ст. 198 или 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3).

В подтверждение позиции о приоритете срока при уплате налога над иными обязанностями, носящими "срочный" характер, Пленум Верховного Суда РФ формулирует специальное правило: если налогоплательщик с целью уклонения от уплаты налогов не представил налоговую декларацию (либо включил в нее заведомо ложные сведения), но до истечения срока уплаты налога уплатил причитающиеся с него суммы в полном объеме, то в его действиях состав преступления отсутствует (п. 14).

Практически аналогичный порядок уплаты характерен для таможенных платежей. Большинство авторов склоняется к тому, что уклонение - это невыполнение требования таможенного органа об уплате таможенных платежей в сроки, определенные таможенным законодательством.

Общим выводом при рассмотрении вопроса о моменте окончания преступного деяния, посягающего на "срочные" правоотношения, является истечение предельного срока, установленного законодательством, регулирующим конкретную сферу правоотношений. Указанная рекомендация могла бы найти отражение в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ при анализе преступлений в сфере экономики.