Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статьи..docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
425.13 Кб
Скачать

Сущность непреодолимой силы по российскому праву

В пункте 3 ст. 401 ГК РФ дается легальное определение непреодолимой силы, под которой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Однако в доктрине до сих пор нет единого мнения о существенных характеристиках непреодолимой силы.

А. Чрезвычайность обстоятельства.

"Чрезвычайный" в словаре русского языка определяется как "исключительный, очень большой, превосходящий все" <18>. В юридической литературе высказываются различные суждения о сущности чрезвычайности обстоятельства. Одни цивилисты дают аналогичную характеристику <19>. А другие включают в содержание данного признака непредвидимость, неожиданность обстоятельства.

Мы не можем согласиться со смешиванием признаков чрезвычайности и непредвидимости или неожиданности. Чрезвычайность, по нашему мнению, имеет собственный смысл и означает нечто необычное, то, что не могло быть учтено лицом ни при каких обстоятельствах, что не относится к жизненному риску и выходит за пределы "нормального".

Отдельные авторы связывают чрезвычайность обстоятельства с необычайно большой мощью его проявления, например стихийных явлений (землетрясения, ураганы и т.п.) <22>. Данная позиция, по нашему мнению, справедливо критикуется, так как чрезвычайность - это необязательно большая мощь явления <23>.

Как верно отмечал О.С. Иоффе, указание на чрезвычайный характер непреодолимой силы очень важно, ибо, соответствуя ее объективной природе, оно ориентирует на недопустимость квалификации в качестве непреодолимой силы любого жизненного факта <24>.

При недоказанности чрезвычайности явлений суды признают несостоятельной ссылку на непреодолимую силу. Так, ФАС Волго-Вятского округа отменил решение суда апелляционной инстанции, который признал низкие температуры зимой обстоятельством непреодолимой силы. Суд указал, что резкое понижение температур наружного воздуха в зимнее время не обладает признаками исключительности и объективной непредотвратимости <25>.

На наш взгляд, чрезвычайность, т.е. исключительный характер, определяет именно и только обстоятельства непреодолимой силы. Мнение о том, что простой случай характеризуется субъективной чрезвычайностью, представляется непоследовательным <26>.

Во-первых, законодатель выделил чрезвычайность именно как признак непреодолимой силы, а не включил ее в характеристику отсутствия вины. Очевидно, давая легальное определение понятия, законодатель стремится обозначить именно особенности той или иной правовой категории. Соответственно, чрезвычайность, по мысли законодателя, является одним из таких отличительных, специфических признаков непреодолимой силы, удостоившихся закрепления в п. 3 ст. 401 ГК РФ.

Во-вторых, чрезвычайность по своему лексическому смыслу характеризует нечто исключительное, а исключительное всегда одно-единственное. Исключительное по своей природе не может быть классифицировано на виды. Значит, невозможно существование исключительного объективного и исключительного субъективного.

Наконец, простой случай не может являться исключительным, так как само слово "исключительный" подразумевает особый (квалифицированный) характер.

Таким образом, под чрезвычайностью следует понимать исключительность, выход за рамки обыденного обстоятельства, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не дает возможности должнику учитывать такое обстоятельство. Этот признак является специфическим и определяющим для характеристики непреодолимой силы.

Б. Непредотвратимость, непреодолимость обстоятельства.

Эта характеристика вытекает непосредственно из самого понятия "непреодолимая сила". В словаре русского языка "непреодолимый" описывается как "непобораемый, непобедимый, неосиливаемый, самый сильный, могучий" <27>, т.е. предполагается превосходная степень - самый сильный, что в юридическом смысле могло бы означать объективный критерий непредотвратимости. В цивилистике существуют разногласия применительно к критерию непредотвратимости. Одни ученые исходят из непреодолимости обстоятельств для конкретного причинителя вреда с учетом имеющихся у него возможностей. По мнению других юристов, явление будет относиться к непреодолимой силе, если оно непредотвратимо для любого лица, с учетом уровня развития науки и техники всего общества <29>.

Обе указанные позиции подвергаются критике. Так, при использовании субъективного критерия непредотвратимости категория непреодолимой силы становится непригодной для использования, так как в каждой ситуации ее содержание будет различно ("сколько должников - столько и непреодолимых сил"). Кроме того, стирается граница между случаем и непреодолимой силой. Критика объективного критерия непредотвратимости прямо противоположна - неосновательное сужение понятия непреодолимой силы.

Критерий непредотвратимости характеризуется в юридической литературе и как объективно-субъективный, поскольку закон указывает на непредотвратимость при данных условиях <30>. Такой вывод представляется не совсем последовательным, так как слова "при данных условиях" относятся не только к признаку непредотвратимости, а в целом дают направление для оценки обстоятельства в качестве непреодолимой силы, т.е. указывают на его относительность. По нашему мнению, недопустимо смешивать характеристики относительности и субъективности.

Мы присоединяемся к высказываемой в юридической литературе компромиссной позиции. Она заключается в необходимости учета не только возможностей конкретного должника, но и возможностей однородных лиц и организаций.

При характеристике непредотвратимости на основе оценки ее для однородных лиц и организаций закономерно возникает вопрос, по каким критериям следует выделять эти однородные организации или лица (учитывать только род деятельности, профессиональные качества либо также возраст, физические способности, талант или индивидуальные способности). По нашему мнению, при оценке следует учитывать только профессиональные навыки и способности, поскольку именно по данному критерию законодателем выделяется субъект повышенной ответственности. Учет иных обстоятельств привел бы к размыванию понятия непреодолимой силы и фактическому приравниванию данного подхода к субъективному критерию непредотвратимости.

Таким образом, признак непредотвратимости также следует отнести к числу существенных признаков непреодолимой силы. При его оценке следует использовать компромиссный подход: сравнение возможностей конкретного должника с возможностями однородных лиц и организаций по роду и условиям деятельности. При этом в обязательном порядке непредотвратимыми должны быть само обстоятельство и процесс, порождающий нарушение договора.

В. Относительность.

Относительность (при данных условиях) обусловливается тем, что дальнейшее развитие науки и техники сужает круг обстоятельств, наступление и вредные последствия которых непредотвратимы для человека. Однако она объективна и зависит от условий места и времени, а не от субъективных предпосылок.

Проанализированные признаки непреодолимой силы, выделенные законодателем в п. 3 ст. 401 ГК РФ, считаются отдельными исследователями достаточными для квалификации обстоятельств в качестве непреодолимой силы <32>. С этим трудно согласиться.

Г. Внешний характер обстоятельства.

В качестве дополнительной характеристики непреодолимой силы многие авторы выделяют внешний характер обстоятельства <33>. Эта точка зрения поддерживается и судебной практикой, отмечающей, что воздействие обстоятельств для признания их непреодолимой силой должно происходить извне <34>. Под внешним характером непреодолимой силы понимается отсутствие причинной связи между возникновением непреодолимой силы и деятельностью должника, т.е. явления непреодолимой силы есть результат иных причин, лежащих вне сферы деятельности ответственного лица. Но для освобождения от ответственности необходимо, чтобы непреодолимая сила, возникнув, влияла определенным образом на деятельность обязанного лица; противоправное поведение, вызвавшее нарушение договора или причинение вреда, должно выступать как следствие воздействия непреодолимой силы <35>.

Данный признак в юридической литературе характеризуется как определяющий и объясняющий причину освобождения от ответственности независимо от вины именно в результате непреодолимой силы <36>.

Вместе с тем высказываются и критические замечания по поводу признака внешнего характера обстоятельства непреодолимой силы. Так, О.С. Иоффе пишет, что непреодолимая сила в ряде случаев является не внешним, а внутренним обстоятельством по отношению к деятельности, причиняющей вред, недопустимо превращение внешнего происхождения непреодолимой силы в общий для нее признак <37>.

Мы присоединяемся к точке зрения, что как простой случай, так и непреодолимая сила могут носить внешний характер. Более чем убедительный пример приводится Е.А. Павлодским: "...дождь, град, гололед носят внешний характер, но не являются экстраординарными, то есть не могут быть отнесены к непреодолимой силе" <38>. Представляется, что внешний характер обстоятельств непреодолимой силы или простого случая определяется особенностями их причины. Если причина обстоятельства находится вне сферы влияния должника, то обстоятельство даже при проявлении в пределах сферы его деятельности должно быть признано внешним. Особое внимание следует обратить на то, что для квалификации какого-либо обстоятельства в качестве внешнего не имеет значения пространственно-территориальная характеристика обстоятельства (например, оползень на территории горнодобывающего предприятия).

Признание возможности наличия внешнего характера как за простым случаем, так и за обстоятельствами непреодолимой силы не лишает этот признак существенного значения для квалификации непреодолимой силы. В отличие от простого случая непреодолимая сила может иметь только внешний характер. Вместе с тем признак внешнего характера для квалификации обстоятельства в качестве непреодолимой силы должен использоваться в совокупности с другими отличительными признаками.

Д. Непредвиденность (непредвидимость).

Некоторые авторы выделяют и такой признак непреодолимой силы, как непредвиденность <39>. Под непредвиденностью следует понимать конкретное незнание о времени, месте, характере и особенностях будущего события, поскольку абстрактно можно предвидеть любое событие. Непредвиденность включается в определение непреодолимой силы многими международно-правовыми актами <40>.

Тем не менее в отечественной науке гражданского права отдельные правоведы высказываются против необходимости признака непредвиденности непреодолимой силы <41>. Мы не разделяем это мнение и считаем, что непредвиденность является характеристикой непреодолимой силы. В то же время совершенно справедливы суждения о том, что простой случай также может являться непредвиденным. Существует мнение, что "непредвидимость служит критерием отграничения и случайного противоправного действия от виновного. Следовательно, границы между виной и случаем, виной и непреодолимой силой совпадают" <42>. Это утверждение представляется нелогичным.

Во-первых, критерий непредвидимости не единственный, на который можно сослаться для разграничения вины, случая и непреодолимой силы. А, во-вторых, вина и непреодолимая сила вообще не имеют общей границы, так как существует еще и простой случай.

Совершенно справедливо отмечается, что отдельные обстоятельства непреодолимой силы в какой-то мере можно предвидеть. Так, полученное капитаном в открытом море предупреждение о шторме не поможет избежать его вредоносного действия. Однако, как верно указывается в юридической литературе, в данной ситуации о наступлении шторма стало известно тогда, когда избежать его не представлялось возможным. Когда же наступление каких-либо обстоятельств можно было предвидеть и избежать, то ссылка на непреодолимую силу несостоятельна <43>. То есть налицо должно быть сочетание непредвиденности и непредотвратимости.

Иногда происходит недопустимое, по нашему мнению, смешение непредвиденности и непредотвратимости. Указывается, в частности, что уже на протяжении десятилетий с помощью космической техники получают данные о надвигающихся штормах. Но космическая техника не является пока широко доступным средством, что позволяет считать в ряде случаев штормовую погоду непреодолимой силой <44>. Представляется, что не недоступность космической техники играет роль при квалификации шторма как непреодолимой силы, а его непредотвратимость.

Говоря о непредвидимости, следует обратить особое внимание на временной аспект данного признака. Обстоятельство непреодолимой силы обязательно должно являться непредвидимым в момент заключения договора.

Таким образом, непредвиденность играет определенную роль на стадии заключения договора и тогда, когда вредные последствия еще можно было предотвратить, т.е. в целом должна быть исключена вина должника. В то же время, несмотря на важность характеристики непредвиденности в указанные моменты времени, ее не следует особо выделять в определении непреодолимой силы, так как предвидимость конкретного обстоятельства очень часто дает возможность его предотвратить, и, напротив, для застигнутого врасплох должника данное обстоятельство, как правило, становится непредотвратимым. Из этого следует, что непредвиденность - это лишь свидетельство непредотвратимости.

Для характеристики обстоятельств непреодолимой силы большое значение имеет также время их возникновения. Так, если они возникли до заключения договора, то налицо первоначальная невозможность исполнения, а также возможность их предвидения. Следовательно, обстоятельства непреодолимой силы должны возникнуть после заключения договора. Только в этом случае можно говорить об их влиянии на договорную ответственность должника, в частности, о возможности его освобождения от нее.

При этом, когда препятствие для исполнения договора носит временный характер, освобождение от ответственности распространяется лишь на тот период, пока существует это препятствие.

Подводя итог анализу сущности непреодолимой силы как обстоятельства, освобождающего от ответственности, можно сделать вывод о том, что под непреодолимой силой следует понимать обстоятельства, возникающие после заключения договора, характеризующиеся чрезвычайностью, непредотвратимостью и внешним по отношению к деятельности должника характером и влекущие за собой нарушение договорного обязательства.