Скачиваний:
6
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
15.1 Mб
Скачать

1.2 Понятие, содержание, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводстве

Возбуждение уголовного дела рассматривается в правовой литературе как: 1) уголовно-правовой институт, т.е. совокупность процессуальных норм, устанавливающих порядок разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом; 2) процессуальный акт, с которого начинается стадия предварительного расследования; 3) самостоятельная стадия уголовного процесса.

Мнение о том, что возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного процесса, разделяется в настоящее время большинством ученых.

Как известно, каждая стадия имеет свои: конкретные задачи, круг участников, процессуальные действия и решения, составляющие ее содержание, сроки, итоговый процессуальный документ, отделяющий от последующих стадий. Именно указанные признаки определяют назначение стадии возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводстве.

Во-первых, непосредственные задачи стадии возбуждения уголовного дела служат реализации общего назначения уголовного судопроизводства, сформулированного в ст.6 УПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.21 УПК РФ в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Очевидно, что, прежде чем осуществлять деятельность по установлению события преступления и лиц, его совершивших, указанные органы и должностные лица на стадии возбуждения уголовного дела обязаны обнаружить признаки преступления, для чего рассматривают сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Исходя из этого, основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу, то есть оснований для отказа в возбуждении уголовного дела.

Во-вторых, в перечень участников уголовного судопроизводства на стадии возбуждения уголовного дела входят, прежде всего, органы и должностные лица, которые рассматривают сообщения о преступлении. В силу публично-правового характера уголовного судопроизводства возбуждение уголовного дела для дознавателя, органа дознания, руководителя следственного органа, следователя является не только правом, но и обязанностью (ч.2 ст.21, ч.1 ст.144, ч.1 ст.146 УПК РФ).

Круг иных участников уголовно-процессуальных правоотношений на данной стадии достаточно широк и включает: заявителя о преступлении (ст.141, 144 УПК РФ); лицо, явившееся с повинной (ст.142 УПК РФ); редакцию средства массовой информации (ст.144 УПК РФ); а в случае производства отдельных следственных действий – и других участников уголовного судопроизводства (например, специалист, эксперт, понятой и др.) (ст. 57-60, 144 УПК РФ)). Это требует от руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя при рассмотрении сообщений о преступлении уделить особое внимание соблюдению предписаний закона, обеспечивающих их права и законные интересы.

В-третьих, стадию возбуждения уголовного дела характеризует специфическая процессуальная форма (порядок) совершения отдельных процессуальных действий.

С момента поступления в органы, уполномоченные возбуждать уголовные дела, сообщений о преступлении (т.е. с момента появления повода для возбуждения уголовного дела) возникает уголовно-процессуальная обязанность выполнить действия, составляющие в своей совокупности деятельность по разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Различные подходы к определению начального момента стадии возбуждения уголовного дела, разрешил УПК РФ. Так, согласно предписаниям п. 9 ст.5, определяющим понятие досудебного производства, оно начинается с момента получения сообщения о преступлении.

В связи с этим можно сделать вывод, что стадия возбуждения уголовного дела начинается с момента приема органом дознания, дознавателем, руководителем следственного органа, следователем сообщения о преступлении.

Непременным условием принятия законного и обоснованного решения является строгая регламентация уголовно-процессуальным законом деятельности всех лиц, участвующих на данной стадии. Хотя на стадии возбуждения уголовного дела по общему правилу не могут проводиться следственные действия (за исключением осмотра места происшествия, осмотра трупа, предметов и документов, получения образцов для сравнительного исследования, освидетельствования, судебной экспертизы), это не исключает наличия процессуальной формы деятельности по рассмотрению сообщений о преступлении. Процессуальные действия не сводятся только к следственным и не исчерпываются ими1. К числу таких процессуальных, но не следственных действий и относится, в частности, получение объяснений, истребование предметов и документов, производство документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, с помощью которых может проводиться проверка сообщений о преступлениях.

В соответствии с ч.1 ст.144 УПК РФ, озаглавленной «Порядок рассмотрения сообщений о преступлении», дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение. Иными словами, процессуальная деятельность, осуществляемая в рамках стадии возбуждения уголовного дела в связи с поступившим в орган дознания, к следователю сообщением о преступлении, именуется «рассмотрение сообщений о преступлении».

Рассмотрение сообщений о преступлении составляет содержание стадии возбуждения уголовного дела.

В литературе существует и другая точка зрения: рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях – это относительно самостоятельная часть уголовного процесса; включение этой деятельности в стадию возбуждения уголовного дела является искусственным1.

Очевидно, что данное суждение не соответствует предписаниям ст.144 УПК РФ (впрочем, как ранее действовавшей нормы – ст. 109 УПК РСФСР 1960 года).

Таким образом, в понятие «рассмотрение сообщения о преступлении» следует включать следующие элементы:

а) прием и регистрацию сообщения о преступлении;

б) проверку сообщения о преступлении;

в) принятие процессуального решения о возбуждении, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче уголовного дела по подследственности.

В содержание стадии возбуждения уголовного дела включаются также уголовно-процессуальные правоотношения. Поскольку данная стадия составляет важную часть уголовно-процессуальной системы, является ее неотъемлемым и обязательным этапом, возникающие правоотношения обладают той же спецификой, что и прочие уголовно-процессуальные правоотношения.

В-четвертых, стадия возбуждения уголовного имеет свои сроки. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ решение по поступившему сообщению о преступлении должно быть принято в срок не позднее 3 суток. Указанный срок может быть продлен до 10 суток и до 30 суток.

В-пятых, рассматриваемая стадия уголовного процесса завершается присущим только ей процессуальным актом (постановлением о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела), который определяет все дальнейшее производство.

Таким образом, возбуждение уголовного дела – это начальная стадия уголовного процесса, в ходе которой полномочные органы государства и должностные лица, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о начале принудительной процессуальной деятельности или об отказе в этом1.

Своевременное возбуждение уголовного дела способствует успешному его расследованию. Напротив, запоздалое реагирование на сообщение о готовящемся или совершенном преступлении исключает возможность проведения расследования по «горячим следам», может привести к утрате доказательств и следов преступления, а потому серьезно затруднить расследование или обречь его на неудачу.

Поэтому значение стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что она обеспечивает возможность осуществления контроля за действиями органов расследования и законностью начала производства по уголовному делу, обоснованностью отказов в возбуждении уголовных дел, предупреждая необоснованные расследования, и вместе с тем является одним из главных средств реализации неотвратимости ответственности.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок расследования. Расследование проводится только в случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела является одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан.

Как уже отмечалось выше, стадия возбуждения уголовного дела свое законодательное закрепление получила только в УПК РСФСР 1960 г. В царской России, установление признаков преступления и их предварительная именовалось дознанием.

В большинстве стран континентальной Европы стадия возбуждения уголовного дела, как таковая, отсутствует, а специальный акт о возбуждении уголовного дела не предусматривается – вместо него принимаются акты о возбуждении публичного обвинения (Германия, Швеция), уголовного иска (Франция) и т. п., имеющие место на более поздних этапах предварительного расследования. По существу, они являются решениями о необходимости привлечения лица в качестве обвиняемого. До этого момента процессуальная деятельность по собиранию доказательств и изобличению подозреваемого проводилась в форме дознания. Начало же производства самого дознания не оформляется каким-либо процессуальным решением. Производство первоначальных следственных действий и означает начало производства по уголовному делу.

Указанное выше приводит многих российских ученых и практических работников к мнению о необходимости отмены стадии возбуждения уголовного дела.

По этому поводу, в частности, С. В. Бажанов пишет, что определение жесткого места института возбуждения уголовного дела и рассмотрение его в качестве самостоятельной стадии уголовного процесса нецелесообразно1.

Л.М. Володина уточняет, что стадия возбуждения уголовного дела «является нередко помехой для быстрого реагирования на преступления в силу запретов проведения следственных действий»2.

По мнению Ю.В. Деришева, самостоятельный акт о возбуждении производства из уголовного процесса следует убрать. Деятельность по проверке сообщений о противоправных действиях следует возложить на органы дознания, которая должна осуществляться в рамках административного законодательства3.

М.Л. Шифман в 1957 г. писал, что нет «никакой необходимости в выделении отдельной стадии возбуждения уголовного дела», что «нет основания искусственно разграничивать возбуждение уголовного дела и предварительное расследование на две стадии, тем более что возбуждение уголовного дела сводится по существу к составлению единственного документа -- постановления о возбуждении уголовного дела. Кому нужна эта микростадия?»1.

Общими аргументами сторонников высказанных позиций является возможность незамедлительного закрепления, изъятия и исследования доказательств, обнаружения и фиксации следов преступления, экономия процессуальных средств за счет устранения из процесса дублирования процессуальных действий, когда первоначально, например, берутся объяснения, а затем эти же лица допрашиваются.

С другой стороны, как отмечает В.Н. Григорьев, «в России уже более века существует система уголовного судопроизводства, в которой традиционно выделяется стадия возбуждения уголовного дела как одна из важных гарантий защиты личности от необоснованного применения мер уголовно-процессуального принуждения»2.

В юридической литературе присутствует точка зрения, что название стадии – «возбуждение уголовного дела» – не совсем верно отражает ее содержание.

Во-первых, в этой стадии можно принять решение не только о возбуждении, но и об отказе в возбуждении уголовного дела, а также о направлении сообщения и материалов его проверки по подследственности или подсудности.

Во-вторых, рассматриваемая стадия по своему содержанию представляет собой деятельность по приему информации о преступлении; ее оформлению и регистрации; рассмотрению этой информации; проведению проверки для уточнения оснований к возбуждению уголовного дела.

В-третьих, для принятия законного и обоснованного решения в стадии возбуждения уголовного дела должен быть разрешен целый ряд вопросов: является ли сообщение о преступлении поводом к возбуждению уголовного дела; содержатся ли в поводе сведения о признаках преступления; нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу; по какой статье Уголовного кодекса может быть квалифицировано преступление; какие меры следует принять для сохранения и закрепления следов преступления; есть ли необходимость проведения предварительной проверки, и какие при этом необходимо произвести действия; вправе ли данный орган или должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела; подлежат ли сообщение и материалы его проверки передаче по подследственности или подсудности.

В-четвертых, до принятия конкретного решения в стадии возбуждения уголовного дела составляется целый ряд документов: протокол принятия устного заявления, протокол явки с повинной; протокол осмотра места происшествия; объяснения; акты документальных проверок и др.

И, наконец, законом установлен определенный временной срок для производства действий и разрешения вопросов, предшествующих принятию решения в стадии возбуждения уголовного дела.

Учитывая изложенное, авторами предлагаются иные названия рассматриваемой стадии: стадия рассмотрения сообщений о преступлениях1; стадия разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела2; стадия решения вопроса о необходимости расследования3; стадия рассмотрения и разрешений сообщений о преступлениях4.

Нам представляется, что первоначальная стадия уголовного судопроизводства должна именоваться стадией рассмотрения и разрешений сообщений о преступлениях, ибо любая неточность в праве, а особенно в уголовном процессе, может привести к существенным нарушениям законности. Наименование уголовно-процессуальной деятельности должно точно отражать ее содержание.