Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Karandashev_Vvedenie_v_professiyu.doc
Скачиваний:
394
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
858.11 Кб
Скачать

10.3. Судебно-психологическая экспертиза

Оценка ситуации преступления, личности обвиняемого, по­терпевшего или свидетеля — одна из важных задач судебно-следственного процесса. Исследования и практика применения психоло­гических знаний в этой сфере имеют давнюю историю.

В нашей стране такой опыт был накоплен уже в 20—30 гг. XX века. Первым значительным исследованием в области судебно-психологической экспертизы была книга А.Е. Брусиловского «Су­дебно-психологическая экспертиза: ее предмет и методика», опубликованная в 1939 г. в Харькове. В ней содержались примеры использования судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном судопроизводстве.

Однако в психологической практике тогда было недостаточно научно обоснованных методик всестороннего исследования лично­сти. Уровень практической психологии отставал от задач, которые перед ней ставились. Психолог нередко переступал границы своей компетенции. Он выявлял не только достоверность показаний, но и определял вину лица, совершившего преступление. Такая неправо­мерная переоценка значимости психологической экспертизы вы­зывала негативное отношение к экспертным психологическим исследованиям (Васильев, 2001, с. 30—31). В силу этого в дальней­шем практика психологической экспертизы в судебных делах была прекращена (Прикладная юридическая психология, 2001, с. 44).

В начале 60-х годов судебно-психологическая экспертиза была восстановлена в правах, было регламентировано применение психо­логических знаний в уголовном процессе. В постановлении пленума Верховного суда СССР № 6 от 3 июля 1963 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» указывалось на целесообразность проведения судебно-психологической экспертизы при выяснении способности несовершеннолетних полностью осоз­навать значение своих действий и при определении меры их воз­можности руководить своими действиями. В 1980 г. было разработано и принято методическое письмо Прокуратуры СССР, посвящен­ное назначению и проведению судебно-психологической экспер­тизы. В статье 78 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ отмечается: «Экспертиза назначается в случаях, когда при произ­водстве дознания, предварительного следствия и при судебном раз­бирательстве необходимы специализированные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Вопросы, поставленные перед эк­спертом, и его заключения не могут выходить за пределы специ­альных познаний эксперта» (цит. по Васильев, 2001, с. 31).

Одной из частных задач судебно-следственного процесса — су­дебно-психологической экспертизы является оценка личности обвиняе­мого, потерпевшего или свидетеля. Привлечение квалифицированных специалистов-психологов для характеристики психологических фак­торов преступления может оказать здесь существенную помощь. В за­дачу эксперта-психолога может войти общая психологическая характеристика личности (так называемый психологический пор­трет). Но экспертная деятельность, в отличие от деятельности суда и следствия, не носит социально-оценочного характера, а строит­ся на научно обоснованных знаниях психологии.

Например, в Германии, Польше и Чехии общая психологи­ческая характеристика личности служит необходимым компонен­том любого вида судебно-следственного дела. Значительное место в деятельности экспертов-психологов этих стран занимает иссле­дование несовершеннолетних правонарушителей с целью опреде­ления их способности нести уголовную ответственность за свои деяния. В Польше исследованию психолога-эксперта подлежат инди­видуально-психологические особенности свидетелей, условия, в ко­торых воспринимались ими определенные факты, содержание показаний и некоторые другие обстоятельства (Васильев, 1997, с. 34).

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой ис­следование, проведенное экспертом на основе специальных знаний в области психологии. Одним из условий объективного эксперт­ного 'заключения становится научная надежность применяемых методов.

Важно учитывать и мотивы преступления. Однако это обстоя­тельство по сравнению с другими наиболее трудно для исследова­ния, поскольку мотивы не всегда осознаются преступником, либо подменяются им социально-приемлемой мотивировкой. По неко­торым делам практически отсутствуют прямые доказательства мо­тива преступления. Для их установления недостаточно обычных доказательств. Такие преступления относят зачастую к безмотив­ным. Но поскольку полностью безмотивных преступлений не бы­вает, для выяснения мотива преступления могут использоваться специальные познания в области психологии.

Судебно-психологическая экспертиза помогает полнее понять личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С це­лью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квали­фикации преступлений, целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при «неосознаваемых» мотивах взрослых преступников и при на­личии показаний, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом. При помощи судеб­но-психологической экспертизы удается объяснить поведение об­виняемого, выяснить его психологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.

Цель экспертизы — заключение, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем или судом будет доказатель­ством по уголовному делу. В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридическая квалификация, мораль­ная оценка личности и поведения подэкспертного, решение воп­росов медицинской диагностики. Юридическим основанием для производства судебно-психологической экспертизы является со­ответствующее постановление следователя или определение суда. К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

- установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, пол­ностью сознавать значение своих действий, и определение того, в какой мере они способны руководить ими;

- установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие зна­чение для дела, и давать о них правильные показания;

- установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

- установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний (сильного стра­ха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способ­ных существенно влиять на его сознание и деятельность;

- установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к само­убийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;

- установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков;

- установление индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его по­ведение и на формирование у него намерения совершить пре­ступление;

- установление структуры преступной группы и взаимоотношений в ней на основе имеющихся данных о психологических особен­ностях участников этой группы (Васмьев, 1997, с. 534—535).

При назначении судебно-психологической экспертизы должны быть правильно сформулированы вопросы, которые ставятся перед экспертом. Они не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции. Так, например, недопустима подмена психоло­гических понятий («аффект», «эмоциональное состояние», «эмо­циональная реакция») правовыми («внезапно возникшее сильное душевное волнение»). Перед экспертом-психологом не могут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний доп­рашиваемых лиц (Васильев, 1997, с. 534—535).

Рассмотрим некоторые типичные случаи, при которых назнача­ется судебно-психологическая экспертиза.

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсуди­мого) как совершенные в состоянии сильного душевного волне­ния (физиологического аффекта), и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений (Васильев, 2001, с. 522—532).

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях. Объектом данного вида судебно-пси­хологической экспертизы могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении малолет­них и несовершеннолетних потерпевших — жертв половых пре­ступлений. Одним из квалифицирующих признаков изнасилования и насильственных действий сексуального характера является ис­пользование виновным беспомощного состояния жертвы. В компе­тенцию психологической экспертизы входит оценка способности психически здоровой потерпевшей (потерпевшего) понимать ха­рактер и значение преступных действий виновного и оценка спо­собности оказывать сопротивление в зависимости от уровня психического развития, от индивидуально-психологических осо­бенностей и психического состояния (там же, с. 532—537).

Экспертиза социально-психологических особенностей членов пре­ступной группы. Данный вид экспертизы, как правило, назначает­ся в период предварительного следствия, когда преступление совершено в условиях сложившейся неформальной группы с асо­циальной и криминальной направленностью. Психологическая структура группы в значительной мере определяет индивидуаль­ное поведение. Многое зависит от того, является ли группа случайной преступной группой, компанией или организованной пре­ступной группой (там же, с. 537—541).

Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение соверша­емых им действий. Практические работники правоохранительной системы по делам несовершеннолетних нередко сталкиваются с фактами, когда подросток, совершивший правонарушение, проявля­ет различные признаки отставания в психическом развитии. При анализе содеянного может отмечаться несоразмерность объектив­ного содержания действий подростка субъективно поставленным целям. Например, похитив из ларька несколько ящиков водки, два подростка вылили эту водку из бутылок на землю, а пустые водоч­ные бутылки пытались сдать в приемный пункт посуды. Перед су-дебно-психологической экспертизой стоят задачи: определить уровень интеллектуального развития и уровень развития эмоционально-во­левой сферы подэкспертного, а также индивидуально-типологичес­кие особенности личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. Например, экспертиза может определить склонность подростка к фантазированию, его повышенную внуша­емость и т.п. Опыт работы показывает, что при расследовании уголов­ных дел с участием несовершеннолетних привлечение психолога не только повышает эффективность расследования, но и способствует оптимизации психологического контакта между следователем и под­ростком (там же, с. 541—545).

Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологичес­ких особенностей. Этот вид экспертизы проводится, когда: а) вызы­вают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивиду­альных особенностей; в) требуется установить ведущие мотивы по­ведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность; г) необходимо ис­следовать отдельные психологические черты обвиняемого или под­судимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение и т.д.), которые могли существенно повлиять на формирование у него на­мерения совершить преступление; д) необходимо дать психологи­ческую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей (там же, с. 545—546).

Посмертная судебно-психологическая экспертиза. Прежде все­го такая экспертиза проводится в отношении лиц, совершившихсамоубийство. Посмертная психологическая экспертиза может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда след­ствие разрабатывает версии о возможном убийстве, замаскированном под самоубийство, или, наоборот, о самоубийстве, замаскирован­ном под убийство. Заключение данной экспертизы может также в необходимых случаях помочь разграничить самоубийство и смерть в результате несчастного случая. Данный вид экспертизы специалис­ты относят к числу наиболее сложных и ответственных, поскольку эксперты лишены возможности проведения очного эксперимен­тально-психологического обследования. Человека уже нет в жи­вых, но необходимо воссоздать его личность, восстановить и исследовать внутренний мир, образ мыслей, чтобы выяснить при­чины, побудившие его уйти из жизни, или констатировать отсут­ствие таких причин (там же, с. 546—555).

Психолингвистическая экспертиза. Важными объектами иссле­дования в уголовном процессе являются письменные документы. Для установления их авторства следователь и суд прибегают, как правило, к помощи экспертов-криминалистов, назначая судебную почерковедческую экспертизу. В отличие от экспертов-почеркове­дов, которые устанавливают идентичность почерков исполнителя исследуемого документа и подозреваемого, эксперты-психолингви­сты могут установить истинного автора письменного документа (в том числе и печатного), позицию пишущего, его эмоциональное состояние, личностные и другие особенности (там же, с. 555—556).

Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшестви­ях, связанных с управлением техникой. Объектом данного вида эк­спертизы становятся люди, которые являются операторами различного профиля: водителями автомобилей, железнодорожных составов, летчиками, операторами энергетических установок. Пред­полагается, что по их вине или при участии произошли какие-либо происшествия. Но у следователя или суда возникают сомнения в психофизиологических возможностях, которые обеспечивают выполнение ими функций управления техникой. В роли экспертов в данном случае выступают специалисты в области психологии труда и инженерной психологии. В настоящее время судебно-психологическую экспертизу применяют при расследовании проис­шествий на всех видах транспорта. Безусловно, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании Дорожно-транспортных происшествий (там же, с. 556—558).

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

В гражданском процессе экспертиза проводится по делам о при­знании недействительными сделок, заключение которых связано с «пороками воли»; о причинении вреда гражданами, не спо­собными понимать значение своих действий или руководить ими; о возмещении вреда, причиненного по грубой или простой нео­сторожности как потерпевшего, так и самого причинителя, а так­же по делам об исках возмещения вреда. В случае, если участниками данных дел являются несовершеннолетние и лица с сенсорными нарушениями, суды в обязательном порядке назначают судебно-психологическую экспертизу. Для разрешения споров о праве на воспитание детей, по другим делам, связанным с личными и се­мейными отношениями, так же может назначаться судебно-пси-хологическая экспертиза и о моральном вреде, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответству­ющих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, повреждением здоровья в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страда­ний (там же, с. 558—560).

В ряде случаев назначается комплексная психолого-психиатри­ческая экспертиза.

В последние годы по инициативе следствия и суда в России проводился ряд судебно-психологических экспертиз по материа­лам уголовных дел о так называемых «финансовых пирамидах».

Судебно-психологическая экспертиза – одно из средств, обеспечивающих соблюдение уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования и рассмотрения дела в суде. Заключение эксперта наряду с другими фактическими дан­ными служит доказательством по уголовному делу. Уголовно-пра­вовое значение судебно-психологической экспертизы заключено в том, что она способствует установлению признаков личности, входящих в качестве элементов в состав преступления: возраста, внезапно возникшего сильного душевного волнения, беспомощ­ного состояния потерпевшего, мотива преступления. Экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить по некоторым категори­ям дел юридический мотив совершения преступления.

Данные, полученные в ходе экспертного исследования, помога­ют правильной организации процесса оказания исправительного воздействия на лицо, совершившее преступление. Судьи, заинтересованные в определении меры наказания и тактики исправле­ния преступника, нуждаются в характеристике его индивидуаль­ности не только с правовых, но и с психологических позиций. Такие свойства, как эмоциональная несдержанность психопатов, внушаемость олигофренов, утомляемость и аффективная взрывча­тость лиц с остаточными явлениями органического поражения мозга, повышенная чувствительность людей, страдающих невро­зами, могут обусловливать их склонность к эксцессам, некрити­ческое отношение к внушающим воздействиям непосредственного окружения и ослабление волевой регуляции поведения. У этих лиц иначе формируется чувство вины, а также проявляется специфич­ность восприятия властных санкций, связанных с наказанием. Пе­речисленные свойства важно учитывать для обоснованного применения .конкретных мер воздействия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]