Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2222.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
65.53 Кб
Скачать

Введение:

Актуальность темы. Возрождение лучших традиций обычного права, в ряду которых существенное место занимают уважение и почитание предков, собственности, добрососедство и взаимопомощь, призрение слабых, престарелых и сирот, обычаи деревенского общежительства, на наш взгляд, одно из важных средств преодоления того самого «правового нигилизма», который, по справедливому мнению Д.А.Медведева, препятствует поступательному развитию российского общества. В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации подчеркнул, что в ряду наиболее значимых ценностей нашего общества, его нравственных ориентиров необходимо считать справедливость, понимаемую как «политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей», реализуемую в социальных гарантиях и добивающуюся «достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации - в системе международных отношений»1.

Юридические традиции народов мира - уникальный феномен исторического развития права, аккумулировавший в себе как архаические устои, так и современные тенденции этноправовой жизни социума. Вступив в XXI в., народы (этносы), с одной стороны, стремятся к унификации информационного, научно-технического, образовательного, экономического, правового пространства, с другой - все более осознают неизбежность проявления этнической специфики в различных областях жизнедеятельности человека, в том числе в юридической ее составляющей. Исследование нормативного многообразия человечества, рассмотрение социального бытия индивида через призму различных правовых систем позволяют обнаружить комплекс подходов к пониманию одних и тех же явлений, что нередко облегчает составление так называемой «усредненной модели» права. Такие важнейшие первичные юридические категории, как справедливость, правосудие, наказание, преступление, не должны рассматриваться вне этнического контекста, ибо у каждого народа на протяжении тысячелетий, еще с первобытности,

1 Медведев Д.А. Уважать и охранять права и свободы человека // РГ. Федеральный выпуск. - № 4654. - 2008. - 8 мая. - С. 1; Послание Президента РФ Федеральному Собранию // РГ. - 6 ноября 2008. - № 230 (4787). - С. 2. складывались собственные правовые взгляды, с точки зрения которых происходила регуляция социальных отношений.

Углубленное изучение региональной правовой культуры, истории, проведение квалифицированных исследований в области древнего отечественного права, юридического быта населения, правовой этнографии регионов, национальных меньшинств, религиозного правосознания отдельными исследователями рассматриваются в качестве ориентиров в совершенствовании юридического образования, развитии национальных университетов. На межвузовской научно-практической конференции «Российская правовая политика в сфере образования» (г. Саратов, 21 сентября 2007 г.), широко обсуждавшей пути модернизации отечественной высшей школы, ставилась проблема «копирования» и «тиражирования» академического типа юридической подготовки, интеграции с естественнонаучными и гуманитарными факультетами университетов. «Так, скорее всего, вы не найдете в большинстве классических университетов, скажем, музей юридической антропологии или лабораторию правовой этнографии», - отмечал профессор о

Саратовского юридического института МВД России В.Н. Синюков . Юридическая антропология значительно обогащает как гуманитарные науки в целом, так и способствует выработке новых разнообразных и эффективных подходов в прикладных аспектах юридической деятельности.

Традиции этнического правосудия — центральное звено целостной и многогранной системы этнонорматики, позволяющее достигнуть одну из главных целей юриспруденции - предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций. Видный общественный деятель и правовед И.С. Аксаков писал: «Суд — есть выражение общественной нравственности, это голос бытовой совести. Суд должен твориться по разуму и по совести, и только уже при невозможности применить совесть ко всем условным явлениям гражданской жизни или в среде чисто условных отношений общество прибегает к опоре внешнего закона.Живой обычай выше мерт

2 Синюков В.Н. О концепции университетского юридического образования в России // Правовая политика и право вая жизнь. - №2.- 2008.- С. 194-195. вой буквы закона, совесть выше справедливости внешней. Таков принцип, который должен господствовать в судопроизводстве»3.

На необходимость поиска информации по обычному праву народов России обратила внимание еще в начале XX в. исследовательница истории и теории права В.Н. Харузина, констатировавшая «ревностное» собирание этнографического материала специалистами в этой области. По ее словам, область обычного права «быстрыми шагами идет к вымиранию», поэтому требует пристального изучения, особенно относительно инородцев. Об этом свидетельствуют и многие современные исследователи юридической антропологии, считающие, что большинство структуркрестьянского правосудия не нашло обстоятельной разработки4.

Актуальность темы определяется и тем, что обычное право наряду с письменным законодательством составляло правовую основу народной жизни, было фактором, поддерживавшим и консервировавшим общественные и политические отношения в России. Без изучения обычного права и выработки научного знания о нем нельзя понять историю того или иного народа, его образ жизни. В настоящее время особенно возрастают задачи выявления подлинной картины действия «правового поля» как в прошлом, так и настоящем.

Долгое время, главным образом, в советский период, этнические обычаи правосудия, называемые «самосудом», в основном пренебрегались официальным законодателем, однозначно рассматривавшим их в качестве социально-вредных, опасных, требующих искоренения из народного быта. Нельзя сказать, что в условиях современности данная концепция абсолютно отвергнута. До сих пор многие юристы, являющиеся проводниками позитивизма, акцентируются лишь на писаном законодательстве. Вместе с тем либерализация, провозглашение правового плюрализма и других свобод постепенно влекут пересмотр существовавших доктрин об источниках и сущности права, по крайней мере, подвергают сомнению их истинность, тем более абсолютизацию.

3 Величко A.M. Нравственные и национальные основы права: сборник статей по философии и истории права. СПб., 2002,- С. 117.

4 Харузина В.Н. Этнография. - Вып. 1. М., 1909. — С. 105; Семенов Ю.И. Первобытное и крестьянское обычное право: их сходство и различие, а также отношение к законному праву классовых социоисторических организмов //

Объектом исследования является мордовский этнос, как один из архоге-нетических коренных народов Восточной Европы, история которого насчитывает около двух тысячелетий. Судя по данным Всероссийской переписи населения 2002 г., его численность составила 845 тысяч человек. Наиболее компактной массой мордвапроживает в Республике Мордовия (284 тыс.). В ряду других регионов страны наибольшую численность она составляет в Самарской (86 тыс.), Пензенской (71 тыс.), Оренбургской (52 тыс.), Ульяновской (50 тыс.), Нижегородской (25 тыс.), Московской (22 тыс.), Челябинской (18 тыс.), Саратовской (17 тыс.), Свердловской (10 тыс.), Тюменской (10 тыс.) областях, в Москве (23 тыс.), Башкирии (26 тыс.), Татарии (24 тыс.), Чувашии (16 тыс.)5.

Мордва как этнос состоит из двух субэтносов — эрзя и мокша, каждый из которых имеет свой язык (эрзя-мордовский или эрзянский и мокша-мордовский или мокшанский), особенности в антропологическом облике, расселении, быте, материальной и духовной культуре. В Мордовии мокша расселена преимущественно в ее западных районах, эрзя - в восточных.

Помимо указанных субэтносов в этнической структуре мордвы в настоящее время выделяются две этнографические группы: теньгушевская мордва, именуемая иногдашокшей (по с. Шокша), которая проживает, в основном, в Теньгу-шевском районе Мордовии и мордва-каратаи (по селам Мордовские Каратаи и Заовражные Каратаи) в Камско-Устьинском районе Татарстана. Будучи изначально эрзянской по языку, теньгушевская группа мордвы подверглась сильному мокшанскому воздействию, а каратайская мордва (одни исследователи считают ее мокшей, другие - эрзей, третьи - смешанной эрзя-мокшанской группой) — татари-зации. До первой половины XX в. в этнической структуре мордвы выделялась еще одна этнографическая группа - терюшевская мордва, т.н. терюшане или те-рюхане (по селу Большое Терюшево - центру бывшей Терюшевской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии, ныне - Дальнеконстантиновского района Нижегородской области). Еще в 1920-х гг. терюхане отчасти сохраняли

Крестьянское правосудие. Обычное право российского крестьянства в XIX веке — начале XX века. М., 2003. - С. 29.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]