Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ГОСЫ / 15 шпора

.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
05.02.2015
Размер:
13.53 Кб
Скачать

15. Теория игр в системе культурологического знания

Игровые механизмы тв-ва. Игра общепризнанна как важнейший аспект и признак творческой деятельности. Сама дефиниция сформирована в пограничном исследовательском поле к-ры XX в. В психологии теория игр позиционирует представление о том, что «любое общение полезно и выгодно для людей». В семиотике для теории игр важны «не конфликтные ситуации, а создаваемые математиками игровые модели конфликтных ситуаций». Утверждается понятие игровой модели как пробабалистической структуры, где происходит своего рода обучение «неподготовленного индивида» и где «безусловно (реально) ситуация заменяется условной (игровой)». Определение игры в теории игр опирается на представление о деятельностном и вариативном характере ее. Берн Э.: «Игрой мы называем серию следующих др. за др. скрытых дополнительных трансакций с четко определенным предсказуемым исходом». Й. Хейзинга конкретизирует характер деятельности в игре: «Игра есть борьба за что-нибудь или же представление чего-нибудь». В то же вр. теория игр утверждает несомненность взаимосвязи игры и действительности. По Ю. Лотману, «игра – особого типа модель действительности», причем она является «одним из механизмов выработки творческого сознания, которое… ориентируется в сложном и многоплановом континууме возможностей» и тренировкой «в условной ситуации».

В теории игр достаточно устойчивым является представление об игре как инварианте свободы, в некоторых случаях – ее ипостаси, в др. – ее аспекте. Внимание к правилам как контекстуальному условию свободы – постоянный мотив в семиотической парадигме теории игр. Свобода не игра без правил, а игра в соответствии с правилами (Хейзинга, Барт). Программный характер приобретает утверждение Ю. Лотмана о том, что в игровой модели «все ограничения, не обусловленные ее правилами, снимаются». Для характеристики к-ры XX в. значим бытийный подход к игре. Экзистенция осмысливается в качестве пустоты, причем пустоты содержательной, которая «вступает в игру как ищуще-проектирующее выпускание, создание мест» (М. Хайдеггер). Самореализация в игровой парадигме, осознание себя через др., преодоление чужого сознания и чужой правды стали основанием экзистенциального подхода к т-ву у Бахтина.

В теории игр отсутствует отчетливая типология игр. В работах Й. Хейзинги важное место занимает тип игры-состязания в различных сферах человеческой деятельности. Можно выделить наиболее часто встречающиеся представления о типах игры: игры-состязания – «игра подражания», «игра головокружения», «игра случая». Могут быть игры, характеризуемые как проявления «дикарского мировоззрения», в частности азартные. Существенно значимо в типологии игр понятие драматической игры как коллективной практики, объединяющей группу «игроков» (а не актеров), которые коллективно импровизируют на заранее избранную и/или уточненную ситуацией тему. В широком смысле «драмтич. игра» является не просто постановкой для удовлетворения интереса публики, но способом донести до участников представление о самих механизмах театра и вызвать у них психофизическое освобождение.

Соседние файлы в папке ГОСЫ