Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

agureev_sa_efiopiia_v_otrazhenii_rossiiskogo_obshchestvennog

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
28.07.2020
Размер:
1.68 Mб
Скачать

Заключение.

Как показало проведенное исследование, интерес российских правящих кругов и наиболее образованной части российской общественности к Эфиопии, историкокультурным традициям ее народа был связан с общей тенденцией, получившей распространение в отечественном востоковедении с середины XIX столетия, когда Ближне- и Средневосточный регионы и страны Северо-Восточной Африки ввиду важности своего торгово-стратегического расположения заняли одно из центральных мест в системе международных отношений, в свою очередь, вызвав настоятельную потребность в их научном, экономическом и политическом изучении.

Обращение российских политических и деловых кругов к красноморскому региону диктовалось и стремлением властей к обеспечению надежных морских коммуникаций, проходящих через Суэцкий канал и связывающих Азию с Европой, обретению кратчайших и наиболее удобных транзитных путей, необходимых для развития морской торговли с Индией и Китаем, и объяснялось усилением значения юговосточного направления во внешней политике России.

Другим важнейшим фактором, обострившим внимание российской политической элиты и общественности к положению в Эфиопии, явилось нарастание англо-русского со-

181

181

перничества в Средней Азии, на Ближнем, Среднем, и Дальнем Востоке, и как следствие этого, стремление российских правящих кругов к оказанию противодействия усилению англо-итальянского влияния в зоне Красноморского региона, к ослаблению позиций основного внешнеполитического конкурента – Британии - в имеющих важное для России значение перечисленных регионах.

Неудача в осуществлении англо-итальянских экспансионистских планов в отношении Эфиопии, временное ослабление экономического влияния европейских колониальных держав (Англии, Франции, Италии) в зоне Красноморского региона и в связи с этим отвлечение значительных сил и средств Британской империи от Средней Азии, Ближнего и Дальнего Востока на осуществление политических инициатив в отношении Эфиопии объективно отвечали интересам российского правительства, способствуя установлению и развитию дипломатических и общественных связей России с Эфиопией.

Антибританская направленность африканской политики России и ее незаинтересованность в разделе эфиопских земель, как показало проведенное исследование, явилось главной причиной, определившей выбор эфиопской правящей элиты, нуждавшейся в долговременном стратегическом союзнике в Европе в связи с ростом экспансионистских устремлений со стороны Англии и Италии, в пользу развития и укрепления дипломатических связей с Россией, а не с Францией, преследовавшей в зоне Красноморского региона колониальные интересы.

Успешному развитию русско-эфиопских политических, общественных и культурных связей способствовала и направленная на сохранение национального суверенитета эфиопского государства расчетливая политика абиссинского негуса Менелика II, стремившегося к укреплению влияния Российской Империи в Красноморском регионе с целью создания противовеса колониальному влиянию европейских

182

182

держав и являвшегося инициатором становления русскоэфиопских отношений. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что Россия оставалась единственной европейской державой, открыто поддерживавшей Эфиопию в ее борьбе за независимость и строившей отношения с этой восточноафриканской страной на партнерской взаимовыгодной основе, что обеспечило доверие эфиопского народа и его правительства к российской стороне.

Идее укрепления русско-эфиопских связей послужила

иорганизация российских научно-исследовательских экспедиций в Эфиопию при поддержке российского правительства

иМИД и под эгидой ИРГО, оказавших заметное влияние на динамику и ход развития двусторонних отношений и одновременно способствовавших формированию устойчивого интереса российской общественности к восточноафриканской стране.

Важнейшим фактором развития политических и общественных отношений России с Эфиопией стала победа эфиопских войск над итальянскими колонизаторами в войне 1895-1896 гг., наглядно продемонстрировавшая рост национального самосознания эфиопского народа, его способность противостоять исходящим от западных держав внешним угрозам, что не только вызвало уважение и симпатии широких слоев российской общественности к мужественному, и близкому по вере африканскому народу, но и привлекло внимание российских правящих кругов к Эфиопии как к потенциальному союзнику в Красноморском регионе.

Формированию подчеркнуто положительного образа Эфиопии в общественном сознании россиян способствовала

ироссийская пресса, выполнявшая определенный политический заказ со стороны российского правительства, заинтересованного в развитии и углублении русско-эфиопских отношений.

Вслед за консервативной печатью даже известные своими умеренными взглядами и мало интересовавшиеся

183

183

абиссинскими событиями до войны 1895-1896 гг. либеральные российские издания, во многом поддавшись господствующим в общественной среде настроениям, также выступили с резкой критикой итальянской колониальной политики, одновременно выражая надежды на укрепление независимого христианского государства в Северо-Восточной Африке.

В отличие от европейской, позиции российской общественности в отношении эфиопского населения были присущи толерантность к чужой, восточной цивилизации, отсутствие всяческого патернализма и идей расового превосходства. Анализ российских общественных настроений, напротив, свидетельствует об идеализации образа «Африканской Швейцарии» в представлении русского человека, романтизации историко-культурных традиций ее жителей, отстоявших независимость в борьбе с итальянскими колонизаторами.

Лишь наиболее проницательные российские исследователи Африки указывали на старательно скрываемые отечественной прессой довольно неприглядные стороны абиссинской действительности (колониальная политика Эфиопии, направленная на эксплуатацию других африканских народов, жестокость в отношении покоренных племен и т. д.). Однако подобная в целом более реалистичная оценка политической жизни Эфиопии не способствовала изменению стойкого положительного образа страны и ее народа в массовом сознании россиян.

Однако формировавшееся в значительной степени под влиянием отечественной печати отношение российской общественности к Эфиопии и ее народу вышло за рамки обывательского интереса, получив наиболее яркое выражение в организации реальной помощи населению Эфиопии (сбор материальных средств, отправка граждан в СевероВосточную Африку в составе гуманитарной миссии Красного Креста и др.) со стороны представителей различных социальных групп и политических взглядов.

184

184

Именно самоотверженная и бескорыстная деятельность РОКК по оказанию помощи африканскому населению

впослевоенный период, поддержка, оказанная Эфиопии в один из самых драматичных моментов ее истории широкими слоями российской общественности, явились важным фактором успешного развития и укрепления русско-эфиопских отношений, определив их особую интенсивность и глубину в последующее десятилетие (1896-1906 гг.).

Вто же время географическая удаленность Эфиопии от России, слабый характер российских экономических интересов в стране, все возрастающая конкуренция со стороны европейских колониальных держав в Северо-Восточной Африке, а также отсутствие политической стабильности в Эфиопии порождали неготовность российского капитала к участию в экономическом освоении Эфиопии, постепенно способствуя снижению российского политического влияния

врегионе, и, как следствие этого, уменьшению интереса российских правящих кругов и общественности к стране.

С начала XX столетия заметно активизировавшая свое влияние на Дальнем Востоке российская дипломатия, проявляла все меньше интереса к событиям в Эфиопии, направив свои усилия на осуществление дорогостоящих проектов в отношении Китая и Кореи. Перенос российского политического влияния и деловой активности на Дальний и Средний Восток, строительство Транссибирской железной дороги привели к окончательному превращению Эфиопии в «периферию российских политических интересов».

Начавшаяся же в 1904 г. кровопролитная война с Японией, военно-политическое поражение России на Дальнем Востоке и накал революционного движения внутри страны предопределили угасание интереса российской политической элиты, деловых кругов и общественности к Эфиопии.

Всвязи с усилением британского влияния в зоне Красноморского региона (соглашение 1906 г. о разграничении сфер влияния в Эфиопии между Англией, Францией и

185

185

Италией), началом наметившегося англо-русского дипломатического сближения (1907 г.) и вхождением России в Entente Cordial (Антанта), сгладившим наиболее острые противоречия во взаимоотношениях Англии и России, российское правительство, рассматривая Францию и Великобританию в качестве долговременных союзников в Европе и признавая за ними право на ведение деятельной политики в СевероВосточной Африке, отказалось от проведения самостоятельной политики в регионе, надолго утратив интерес к Эфиопии и к африканской политике в целом.

Однако установление двусторонних дипломатических отношений и развитие общественно-политических связей России и Эфиопии на рубеже XIX-XX вв. не прошло бесследно.

Четко выраженная антиколониальная политика России в отношении Эфиопии и оказание российской общественностью при поддержке правительства бескорыстной помощи населению восточноафриканской страны в наиболее трагический и переломный период ее истории объективно способствовали сохранению национальной независимости Эфиопии. Формирование же положительных представлений русского и эфиопского народов друг о друге в конце XIXначале XX вв. заложило прочную основу для развития и укрепления отношений двух стран на последующих исторических этапах.

186

186

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1 См: Васин И. И. Колониальная политика Англии, Франции и Италии в Эфиопии в последней четверти XIX века. – М., 1967; Он же. Политика капиталистических держав в Эфиопии (80-90 гг. XIX

в.). – М., 1984; Трофимов В. А. Политика Англии и Италии в Севе- ро-Восточной Африке во II пол. XIX в. –М., 1962; Цыпкин Г. В. Эфиопия от раздробленности к политической централизации XIXXX вв. –М., 1980; Попов В. Разгром итальянцев под Адуа. – М.,

1938.

2Богданов Б. Подвиг русского путешественника. // Азия и Африка сегодня. – М., 1983. № 2.; Хренков А. В. Русские в Африке: ашиновская авантюра // Вестник российского гуманитарного научного фонда. – М., 1996. № 4, Эта экспедиция делает нам стыд и позор. Африканская авантюра вольных казаков.// Источник: документы русской истории. – М., 1999. № 5.

3Орлов Н. А. Итальянцы в Абиссинии 1870-1896. –СПб., 1897.

4Троянский А. Эритрейская колония Италии. – СПб., 1893.

5Скальковский К. А. Внешняя политика России и положение иностранных держав. –СПб., 1897; он же: Суэцкий канал и его значение для России. – СПб., 1870.

6Рубакин Н. А. Грозный негус. Рассказ о нравах и обычаях Абиссинии. // Народы и страны. Географическая библиотека. Вып. 11. .-

СПб., 1904.

187

187

7Жилинский Я. Г. Краткий очерк экспедиций итальянцев в Абиссинию. – СПб., 1890.

8См.: Абиссинцы в борьбе за свободу. (Без автора). – СПб, 1896; Что такое Абисиния и чего хотят от нее итальянцы. – М., 1887.

9Долганев Е. Е. Современная Абиссиния. Важнейшие монастыри.

– Сергиев Посад. 1897; Он же: Страна эфиопов (Абисисния). – СПб., 1890; он же: Современная Абисисния. Очерки быта, культуры, общественной и религиозной жизни эфиопского народа. – СПб., 1897.

10Бучинский В. Бахланов С. Наши черные единоверцы, их страна, государственный строй и входящие в состав государства племена.

– СПб., 1900.

11Бровцын Н. Г. Материалы для антропологии Эфиопии. Абиссинцы провинции Шоа. –СПб., 1909.

12Тураев Б. А. Свитки оправдания. – Записки ИРГО по отд. Этнографии. – СПб., 1909. Т. XXXIV. – С. 359-378.

13Болотов В. В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии. / Христианское чтение. 1888. №1-2 ; Он же: К вопросу о соединении Абиссинии с православной церковью./ христианское чтение. 1888. № 7-8.

14Тураев Б. А. Указ Соч.

15Болотов В. В. Указ Соч.

16Вебер Б. Из истории мирного проникновения европейцев в Абиссинию // Красный архив. – М., Т. 2, 1950; Вобликов Д. Р. Эфиопия – историко-экономический очерк. –М., 1959; он же:

188

188

Эфиопия в борьбе за сохранение независимости 1860-1960. –М., 1961; Ерофеев Н. А. Английский колониализм в середине XIX в. – М., 1976, Лукницкий К. Н. Абиссиния с древнейших времен до эпохи империализма. Абиссиния (Эфиопия). – М.-Л., 1936, Субботина И. Н. К вопросу об истории формирования английского империализма. // ученые записки МОПИ. – Вып. 13, Т. 288. –М., 1971, Ханов А. А. Некоторые моменты из истории Африканского Рога на рубеже XIXXX вв. (по материалам архивов) //Эфиопские исследования6 История, культура. – М., 1981, Хвостов В. М. История дипломатии. – Т. 2, -М., 1963, он же: Начало итальянской колониальной экспансии и первая итало-абиссинская война 1895-

1896 гг.// Историк-марксист. – М., 1935. № 12.

17 Вобликов Д. Р. Эфиопия в борьбе за сохранение независимости

1860-1960. –М., 1961.

18 Васин И. И. Политика капиталистических держав в Эфиопии

(80-90 гг. XIX в.). – М., 1974.

19Трофимов В. А. Политика Англии и Италии в Северо-Восточной Африке во II пол. XIX в. – М., 1962.; Он же: Политика Италии в отношении Эфиопии накануне битвы при Адуа (с конца 1894-март 1896 гг.)./ Институт международных отношений. – Ученые записки. –Вып. 8. –М., 1962.

20Цыпкин Г. В. Эфиопия от раздробленности к политической централизации XIX-XX вв. – М., 1980.

21Попов В. Разгром итальянцев под Адуа. – М., 1938.

189

189

22 Васин И. И. Политика капиталистических держав в Эфиопии (в

80-90 гг. XIX вв.).- М., 1974.; он же: Колониальная политика Англии, Франции и Италии в Эфиопии в последней трети XIX в. – М..

1967.

23 Кобищанов Ю. М. Аксум. – М., 1966; Он же: Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире. – М., 1980; Африка еще не открыта /Отв. ред. Кобищанов Ю. М. –М., 1967; Очерки истории исламской цивилизации в 2 Т./ Отв. ред. Кобищанов Ю. М., -М,

2008.

24Чернецов С. Б. Эфиопская литература до конца XVI в.// история всемирной литературы: В 8 Т./ АН СССР. – М., 1983-1994; Он же: Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии после Б. А. Тураева // Кунсткамера: Этнографические тетради. -1996. – Вып. 10. –С. 356-363.; Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. – СПб., 2004.

25Цыпкин Г. В. Эфиопия от раздробленности к политической централизации XIX –XX вв. – М., 1980.; Он же: Россия и Эфиопия: к столетию установления дипломатических отношений. // Вестник МГУ. Сер 13 Востоковедение. – М., 1996. № 3.; Он же: Менелик II

–император Эфиопии// Азия и Африка Сегодня. – М., 1972. № 6.

26Попов В. Разгром итальянцев под Адуа. – М., 1938.

27Бибер О. Таинственная Кафа. В стране царей-богов. – М., 196, Вальская Б. А. Вклад Русского Географического Общества в изучение Африки // Старны и народы Востока. –М., 1969. –Вып. 9; Она же: Путешествие Е. П. Ковалевского. – М., 1956. Горнунг М.

190

190