Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия вторая книга.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
991.82 Кб
Скачать

3. Современные философские представления о происхождении и сущности сознания. Язык и мышление

Современные философские школы, независимо от их ориентации на материализм или идеализм, как правило, учи­тывают достижения естествознания и пользуются его данны­ми в процессе обоснования собственных концепций сознания. Естествознание дает философам возможность более доказа­тельно аргументировать свою точку зрения, при этом экспе­риментальные данные естественных наук нередко интерпре­тируются ими по-своему, в нужном для них направлении. Такой подход к естественнонаучной информации делает осо­бенно сложной оценку различных философских концепций сознания и тем более выбор той из них, которая была бы ближе к объективной истине.

Практически все существующие в настоящее время фило­софские концепции сознания говорят о его значимых и содер­жательных характеристиках, основываясь на данных естест­вознания. При этом в качестве главных функций сознания выделяются познавательная, коммуникативная (средство об­щения) и рефлексивная (обращенность сознания на самое себя). Кроме того, подчеркивается его историчность (измен­чивость) зависимость от общественно-исторической практики общества, связь с предметной и орудийной (т. е. создающей орудия труда) деятельностью.

Для всех философских направлений характерно понима­ние активности сознания, хотя природа этой активности представителями ряда философских направлений связыва­ется с мистическим отношением к духу, а у других — с прак­тической преобразовательной деятельностью людей. Первое направление разрабатывается представителями различных идеалистических школ, а второе — материалистами.

Марксизм подчеркивал, что «первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к жизни». Следует отметить, что этот тезис подтверждается данными разнообразных наук об обществе — историей, археологией, этнографией, социологией. Традиционно сознание определяют как высшую, свойственную только человеку функцию голов­ного мозга, сущность которой заключается в целенаправлен­ном отражении объективных свойств и отношений предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регу­лировании и саморегулировании взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью.

Схематически эволюция материи к формированию созна­ния предполагает существование достаточно развитой и мно­гообразной биосферы, которая на определенном этапе эво­люции начинает обладать психикой, иметь нервную систему. Человекообразные обезьяны, появившиеся в конце плиоцена (примерно около 5 млн. лет тому назад), начинают обраба­тывать камни, создавая первые орудия труда.

Совместная трудовая деятельность, а вместе с ней и чле­нораздельная речь явились двумя самыми главными стиму­лами, под влиянием которых мозг обезьяны в течение мно­гих сотен тысяч лет постоянно превращается в человеческий мозг.

С точки зрения современных ученых и философов уже в психике животных можно видеть не только инстинкт, в виде передающихся по наследству сложных поведенческих про­грамм, которые можно назвать застывшим низшим разумом биологического вида, но и определенный разум, связанный со знанием, основанном на индивидуальном опыте. Этот ра­зум позволяет животному ориентироваться в обстановке, вырабатывать определенный план действий и осуществлять его. Можно сказать, что у высших животных есть и определен­ный практический интеллект, который проявляется в непо­средственной деятельности. Многочисленные работы совре­менных этологов (специалистов по поведению животных) по­казывают, что животным свойственно не только инстинктив­ное, но и разумное поведение, связанное с существованием у них сложной психики и наличием аналитико-синтетических и других форм мыслительной деятельности, основанных на конкретном, образном мышлении.

Отличие мыслительной деятельности человека и животно­го заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе социально-культурной практики членораздельной речью, сформировавшей у него наряду с образным абстракт­ное мышление. Языковое мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем такой его фор­мой, которая резко отличается от других. Она предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а в виде «идеализированных предметов», т. е. через значение слов, знаков и символов. Абстрактное мышление внесло качественные изменения в развитие человека и всего человечества, т. к. оно позволило как бы удвоить мир.

Практический мир вещей, предметов и поступков сущест­вует объективно, вне и независимо от сознания человека. Но в его сознании они существуют в виде мира понятий, слов, отражающих свойства и характеристики объективного мира. На этой основе у человека формируется способность сосре­доточиться на себе самом и овладеть самим собой как осо­бым предметом (рефлексия), благодаря чему все представ­ления человека и его опыт связываются в единое целое и по­лучают способность развиваться в новой сфере. Именно аб­страктная мыслительная деятельность сформировала новый мир человека — логику, математику, искусство и т. п. Весь духовный мир, все духовное производство вырастают из внутренней жизни, рефлексии и саморефлексии человека. «Будучи рефлексирующими, мы не только отличаемся от жи­вотного, но мы иные по сравнению с ним. Мы не простое из­менение степени, а изменение природы, как результат изме­нения состояния»,— писал французский антрополог Пьер Тейяр де Шарден .

Язык справедливо называют орудием мышления, каждое слово (понятие) является совокупностью знаний о данном предмете или явлении, поэтому две основополагающих функ­ции языка, познавательная и коммуникативная, неразрывно связаны между собой: познание мира человеком всегда было связано с общением человека с человеком.

Язык служит как формой выражения мысли, так и сред­ством, общения людей. Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет четкий конкретно-исторический отпеча­ток и порожден предметно-практической деятельностью лю­дей, их общественными отношениями, культурными тради­циями и обычаями. Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение.

С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т. е. реализуется прогностическая функция мышле­ния, что отличает человека от животных. Мысль человека всегда облекается в языковую форму. Вне языка (посред­ством мимики и жестов) могут быть переданы только неяс­ные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны для человека, однако несравнимы с речью, раскрывающей мысли, чувства и переживания человека.

Язык и мышление связаны между собой, но не тождест­венны друг другу. Великий русский психолог Л. С. Выгот­ский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и не возможна без слов. Язык развивается под влиянием предметной деятельности и тра­диций культуры общества, а мышление связано с овладе­нием законами логики и зависит от познавательных способ­ностей каждого человека.

Сознание является достоянием человека. Однако носите­лем сознания является конкретный индивид, личность, субъ­ект, который при рождении обладает лишь психикой и врож­денными задатками к мышлению. С момента рождения ребе­нок включен в определенную социальную среду и подчинен конкретным культурным традициям и нормам. На основе об­щения со взрослыми ребенок осваивает и присваивает, де­лает своим внутренним достоянием орудийные и знаковые системы деятельности, получает определенную направлен­ность своей жизнедеятельности и развивает свои способности к рефлексии, самоконтролю и самообучению.

Сознание любого человека уникально, так же как уни­кальна его биологическая природа. Однако уникальность индивидуального сознания не произвольна. Она обусловлена внешними по отношению к человеку конкретно — историче­скими факторами, в первую очередь, обществом: его социаль­ной организацией и социальной структурой, а также ближай­шей социальной средой, в которую включен человек с момен­та своего рождения.

Вместе с тем было бы неправильно считать, что индиви­дуальное сознание формируется только под воздействием общества. Человек всегда является субъектом и носителем свободной воли, он ответственен за выбор направленности своей жизнедеятельности и системы ценностной ориентации. Обстоятельства делают человека, но и человек творит обстоя­тельства.

Сознание выступает как бесконечный поток непрерывно меняющихся чувственных и умственных образов, существующих во «внутреннем опыте» человека и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание человека, формирующееся под влиянием объек­тивных и субъективных факторов, является возможно и глав­ным; но не единственным элементом высшей нервной дея­тельности человека. С точки зрения академика Симоно­ва П. В. высшая нервная (психическая) деятельность человека включает в себя три уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию).

Сознание в этом случае отождествляется со знанием, ко­торое может быть передано другим людям. Сам термин под­черкивает, что «сознание» — это совместное, общее знание. И в этом смысле оно обязательно должно быть облечено в языковую форму.

Подсознание включает в себя такие психические процес­сы, которые возникли под влиянием сложных поведенческих программ, доведенных до автоматизма и ставших навыками. Подсознание помогает человеку осуществлять свою жизне­деятельность без излишних психических перегрузок, кон­фликтов с другими людьми или с самим собой. В сферу под сознания включается все то, что уже было осознанно и этим оно отличается от сферы бессознательного. Подсознание -своего рода «автопилот», который помогает летчикам управ­лять самолетом тогда, когда он поднят в воздух и выведен на правильный курс.

Сверхсознание или творческая интуиция понимается как первоначальный этап творчества, который не контролируется ни сознанием, ни волей. Эта деятельность обеспечивает личности выдвижение и обоснование гипотез, поисков, новаций, того творчества, которое оказывается неподвластным ни установившимся традициям, ни консерватизму сознания, предрекающему неудачу неведомой ранее новизне. П. В. Си­монов полагает, что нейрофизиологической основой сверхсоз­нания является трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта и первичное замы­кание новых временных связей, чье соответствие или несоот­ветствие действительности выясняется лишь в дальнейшем.

Современная философская традиция рассматривает как индивидуальное сознание, принадлежащее личности, так и общественное сознание, носителем которого являются обще­ство, народ, этнос, социальная группа или общественный класс. Большое внимание проблемам общественного созна­ния, и в особенности выявлению роли идеологии в жизни современного человечества, уделяли все представители марк­систско-ленинского учения, а в новейшее время — представи­тели социальных концепций массового общества (У. Ростоу, Тоффлер) и концепций открытого и закрытого общества (К- Поппер и др.).

В концепции массового общества большое внимание уде­ляется проблеме потребления и раскрывается роль рекламы как средства, обеспечивающего престижное обладание веща­ми, анализируется роль моды, показывается значение мани­пулирования сознанием масс.

В работах К. Поппера показано различие культурно-исто­рических и политических систем, обусловленное функциони­рованием реальных идеологических, политических и социаль­но-психологических процессов, которые происходят в обще­стве, даются содержательные характеристики обществ раз­ного типа, позволяющие не только концептуально описывать, но и достаточно четко прогнозировать изменения в том или ином типе общества.

Особое значение проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания приобрели в конце XX века, когда перед человечеством нависла угроза экологической ката­строфы.

Представители алармистских (от «тревога») концепций в основном обращают внимание па глобальные проблемы со­временности. Они высказывают обоснованную тревогу в связи с резко обостряющимися проблемами экологии, голода, гонки вооружений и др., подчеркивая необходимость их раз­решения в масштабах всей планеты. Одновременно они раз­рабатывают биосферную концепцию культуры, выдвигают значимые параметры развития человечества, которые помо­гут ему выйти из тисков глобальных проблем и создать но­вый мир интегрированного человечества. В условиях, когда деятельность людей на Земле приобрела планетарный раз­мах, необходима серьезная трансформация сознания как ин­дивидуального, так и общественного. В этой связи на первое место в проблеме сознания выходит феномен социальности или подъем к коллективной ступени мышления.

По мнению целого ряда ученых для современного чело­вечества характерен переход в ноосферу (в новую сферу ра­зума), отличительной особенностью которой является инте­грация (объединение) индивидуальных сознаний множества людей в единый (планетарный) разум.