
Синдром задержки развития плода
Задержка развития плода (ЗРП) занимает важное место в структуре перинатальной заболеваемости и смертности.
Частота ЗРП составляет 5—17,6 %, а в структуре перинатальной смертности гибель плодов и новорожденных с этим синдромом составляет 20—25 %.
Выделяют две формы ЗРП: симметричную и асимметричную, которые возникают и развиваются на различных этапах беременности под воздействием различных этиологических факторов.
Симметричная форма ЗРП характеризуется дефицитом массы и длины плода для данного гестационного срока, пропорционально уменьшенными размерами головки и туловища.
Она является результатом анатомо-функционального нарушения фетоплацентарного комплекса под влиянием факторов, воздействующих в период раннего эмбриогенеза и плацентации: медико-биологических (генетические и иммунологические нарушения, половой инфантилизм, инфекции) и социально-экологических (нарушение питания, курение, алкоголизм, наркомания, воздействие радионуклидов).
Асимметричная форма ЗПР характеризуется непропорциональным развитием различных органов.
В меньшей степени отстают в развитии головной мозг и скелет плода, в большей — страдают паренхиматозные органы, прежде всего печень.
Эта форма возникает чаще в конце II и в Ш триместре беременности на фоне плацентарной недостаточности, вызванной различными заболеваниями и осложнениями беременности.
Независимо от этиологии непосредственной причиной ЗРП является плацентарная недостаточность, которая возникает в результате нарушения маточно-плацентарного кровотока.
При длительном воздействии неблагоприятных факторов и недостаточности маточно-плацентарного кровообращения выявляются дистрофические изменения в плаценте, которые приводят к нарушению ее ферментативной и гормональной функций.
При плацентарной недостаточности за счет сосудистых нарушений изменяется транспорт питательных веществ (липидов, углеводов, белков и др.) и, как следствие этого, нарушается газообмен плода, что приводит к отставанию его роста и развитию ЗРП.
Для диагностики ЗРП имеет значение оценка показателей высоты стояния дна матки и окружности живота с учетом роста беременной, положения плода и количества околоплодных вод.
При физиологической беременности прирост высоты стояния дна матки составляет при сроке до 28 нед 1—2 см за неделю, после 36 нед — 0,5—1,5 см за неделю, после 38 нед — 0,2—0,5 см за неделю.
Отставание высоты стояния дна матки на 2 см и более по сравнению с нормой или отсутствие ее прироста в течение 2—3 нед при динамическом наблюдении за беременной указывает на гипотрофию плода.
Ранним признаком формирования ЗРП может служить также снижение величины прибавки массы тела женщины к моменту родов в среднем менее чем на 6—7 кг.
УЗИ в настоящее время имеет наибольшее значение для диагностики ЗРП.
Этот метод позволяет проводить динамическую фетометрию, оценивать состояние плаценты, измерять скорость кровотока в маточной артерии, артерии и вене пуповины, аорте и других сосудах плода.
Скрининговая ультразвуковая фетометрия должна включать измерение бипариетального размера головки, среднего диаметра и окружности живота, длины бедра.
Динамическое наблюдение и определение темпов роста этих параметров фетометрии позволяют диагностировать ЗРП с уточнением ее формы и степени тяжести.
Исходя из результатов УЗИ, выделяют три степени ЗРП (А.Н.Стрижаков и соавт., 1988).
При I степени показатели фетометрии отличаются от нормативных и соответствуют показателям, которые характерны для беременности на 2 нед меньшего срока, при II степени — на 3— 4 нед меньшего срока, при III степени — более чем на 4 нед меньшего срока.
Ультразвуковыми критериями симметричной формы ЗРП следует' считать пропорциональное уменьшение всех основных фетометрических параметров, характерных для данного срока беременности.
При возможных ошибках в определении срока беременности и подозрении на симметричную форму ЗРП показано повторное исследование через 2 нед.
О наличии этой формы ЗРП свидетельствует низкий по сравнению с нормой темп прироста фетометрических показателей.
Необходимо иметь в виду, что симметричная форма ЗРП нередко сочетается с врожденными пороками развития (сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем и пищеварительного канала плода, нарушениями фетального остеосинтеза).
Асимметричная форма ЗРП обычно является результатом нарушенная маточно-плацентарного кровообращения и возникает в конце II—начале III триместра беременности. Для нее характерно преимущественное отставание размеров внутренних органов плода и особенно печени.
Поэтому в первую очередь происходит уменьшение размеров живота плода.
Размеры головки и длина бедра остаются в пределах нормативных значений.
Для оценки фетоплацентарной системы при ЗРП важное значение имеет ультразвуковая плацентография, которая позволяет точно определить локализацию плаценты, ее размер, структуру и наличие патологических изменений.
По данным А.Н.Стрижакова и соавторов (1988), плацента чаще располагается по передней стенке (50,7 % случаев), ее истончение выявлено у 30,7 % беременных.
У 64 % беременных с ЗРП отмечалось преждевременное "созревание" плаценты (по классификации A.Grannum и соавт., 1979).
Частота и степень преждевременного созревания плаценты находятся в прямой зависимости от степени ЗРП, что отражает характер инволютивных морфологических изменений в плаценте и тяжесть фетоплацентарной недостаточности.
В Ш триместре беременности при ЗРП может отмечаться маловодие, что следует рассматривать как признак неблагополучия фетоплацентарного комплекса.
Выявление маловодия в более ранние сроки требует медико-генетического консультирования, поскольку в большинстве случаев сопряжено с наличием пороков развития плода.
Биофизический профиль плода (БПП) включает в себя тесты, отражающие поведенческие реакции плода.
В настоящее время большое распространение получила шкала A.M.Vintzeleos и соавторов (1988), согласно которой каждый признак БПП оценивают в 2 балла как нормальный, в 1 балл как сомнительный, в 0 баллов как патологический.
Сумма баллов 9—8 указывает на удовлетворительное состояние плода и возможность развития осложнений:
Сумма баллов 7—6 указывает на сомнительное состояние плода и возможность развития осложнений. >
Сумма баллов 5—4 и менее свидетельствует о наличии выраженной внутриутробной гипоксии плода и высоком риске перинатальных осложнений.
Для получения достоверной информации БПП можно определять, начиная с Ш триместра беременности.
Существуют противоречивые данные об интерпретации результатов БПП в более ранние сроки беременности, так как отмечается повышенная частота ареактивного нестрессового теста (НСТ) во II триместре беременности, что связано с незрелостью центров, регулирующих деятельность сердечно-сосудистой системы плода.
По данным F.A.Manning и соавторов (1986), A.M.Vintzeleos и соавторов (1984), определение БПП возможно и во II триместре беременности.
Авторы считают, что в сроках беременности до 30 нед периоды сна у плода значительно короче, чем в Ш триместре.
Если при этом отсутствуют или снижены показатели биофизической активности в течение 30 мин, то плод находится в состоянии гипоксии.
Оценивая БПП, необходимо соблюдать ряд условий.
Для правильной оценки НСТ, дыхательных движений плода (ДДП), двигательной активности плода (ДАП) и тонуса плода (111) следует иметь в виду чередование периодов активности и сна плода.
В этой связи наиболее удобным временем для проведения исследования считают промежуток от 10 до 23 ч.
Угнетающее действие на ЦНС плода оказывает прием беременной снотворных, анальгетиков, транквилизаторов, антигистаминных и наркотических препаратов, что приводит к неправильной трактовке результатов исследования.
Инфузия глюкозы, стимуляторы ЦНС завышают показатели ДДП и ДАП.
Для решения вопроса о дальнейшей тактике ведения беременных с ЗРП имеют значение как общая суммарная оценка БПП, отдельные его параметры, так и особенности акушерской ситуации, наличие сопутствующей патологии.
При нормальных показателях БПП интервал тестирования составляет 1 нед.
Показанием к родоразрешению независимо от срока беременности является оценка 5 баллов и менее.
При доношенной беременности оценка 7 баллов и уменьшение объема околоплодных вод (ООВ) служат показанием к родоразрешению.
Дальнейшая тактика ведения беременной зависит не только от данных БПП, но и от общей клинической картины, так как он представляет дополнительный метод исследования, который отражает лишь длительность и степень страдания плода.
Однако врачи часто обращают внимание на суммарную оценку БПП и не учитывают значимость отдельных его параметров.
В связи с этим A.M.Vintzeleos (1988) предложил концепцию постепенного угнетания отдельных биофизических параметров плода по мере развития и прогрессирования гипоксии.
Эта последовательность обусловлена порядком и сроками созревания центров нервной системы плода, контролирующих появление отдельных биофизических показателей, а также чувствительностью этих центров к гипоксии.
При оценке БПП различают показатели "острого страдания плода", к которым относятся НСТ, ДДП, ДАП, ТП, и "хронического страдания плода" — ООВ и степень зрелости плаценты (СЗП).
Гипоксия оказывает угнетающее действие на ЦНС плода в целом и, следовательно, на центры, контролирующие соответствующие функции плода.
Центр реактивности ЧСС, который созревает к концу II или началу III триместра беременности, наиболее чувствителен к гипоксии.
Созревание центра ДДП происходит к 20—21-й неделе беременности, и он поражается во вторую очередь.
Центр ДАП созревает к 9-й неделе беременности и менее чувствителен к гипоксии.
Функция центра ТП проявляется наиболее рано — с 7—8 нед беременности и подавляется в последнюю очередь при нарастании гипоксии.
По данным A.M.Vintzeleos и соавторов (1988), при оценке БПП наличие ареактивного НСТ и снижение ДДП, как правило, не приводят к перинатальным потерям.
При снижении или отсутствии ДАП частота перинатальных потерь составляет от 20 до 75 %, а при отсутствии ТП —100 %.
Концепция последовательного угнетения отдельных биофизических параметров по мере развития гипоксии позволяет не только избежать ложноположительных результатов, но и обосновать необходимость и неотложность лечебных мероприятий, прогнозировать исход беременности и своевременно решать вопрос о родоразрешении.
Кардиотокографическое исследование плода — мониторная регистрация ЧСС плода одновременно с сократительной деятельностью матки и движениями плода.
Анализ показателей кардиотокографии при ЗРП показал, что базальный уровень ЧСС существенно не менялся в зависимости от выраженности этого осложнения.
При данном синдроме резко нарушалось звено реакций акселерации: уменьшалось число акселераций (при III степени ЗРП они практически отсутствовали), снижалась их амплитуда, уменьшалась как средняя, так и общая продолжительность акселераций.
Выявлены и значительные изменения реакции деселерации: по мере увеличения выраженности синдрома прогрессирующе уменьшалось число спонтанных деселерации при увеличении их амплитуды и длительности, а также отмечался рост частоты поздних и вариабельных деселерации.
Соответственно степени выраженности ЗРП снижалась амплитуда мгновенных осцилляции.
Особенно отчетливо это прослеживается при тяжелой форме ЗРП, когда на кардиотокограмме регистрируются так называемые немые или терминальные типы кривых с резко сниженной амплитудой до 1—2 ударов в 1 мин и низкой частотой мгновенных осцилляции.
Анализ исследований показал, что при ЗРП ареактивный НСТ и положительный контрактильный тест отмечались значительно чаще, чем при других осложнениях беременности. Частота положительного контрактильного теста при ЗРП составила 43 %, а ареактивного нестрессового — 39 %.
Хотя кардиотокографическое исследование не позволяет выявлять ЗРП, этот метод дает возможность не только объективно оценивать состояние фетоплацентарной системы и прежде всего степень тяжести внутриутробной гипоксии, но и решать вопрос о возможности пролонгирования беременности, а также методе и сроках родоразрешения.
Эхокардиографическое исследование плода при задержке его развития позволяет диагностировать пороки сердечно-сосудистой системы плода и оценивать функциональное состояние системы фетального кровообращения.
Исследование проводят с помощью М-метода УЗИ во второй половине беременности, когда отчетливо визуализируется 6 стандартных сечений, срезы: четырехкамерный; четырехкамерный с основанием аорты; по длинной оси левого желудочка; по длинной оси правого желудочка через полые вены; через дугу аорты; через легочной ствол.
Для асимметричной формы ЗРП характерны изменения кардиогемодинамики по гипердинамическому типу.
При этом обнаруживаются увеличение, по сравнению с нормой, объема желудочков сердца как в период систолы, так и в период диастолы, повышение в 1,5 раза ударного индекса, увеличение массы миокарда.
При симметричной форме ЗРП изменение кардиогемодинамики отмечается у плодов со II—III степенью тяжести синдрома и имеются признаки гиподинамического типа: снижение ударного объема и фракции выброса левого желудочка.
Исследование кровотока в системе мать—плацента—плод с помощью допплерометрии позволяет проводить топическую диагностику гемодинамических нарушений на самых ранних, доклинических этапах формирования ЗРП, дифференцировать варианты плацентарной недостаточности (первичная или вторичная) и, следовательно, определять патогенетически обоснованную акушерскую тактику.
А.Н.Стрижаковым и соавторами (1991) разработана классификация нарушений маточно-плацентарного и плодово-плацентарного кровотока по качественной оценке кривых скорости кровотока в маточных артериях и артерии пуповины.
При I степени отмечаются нарушения только маточного (А) или только плодового (Б) кровотока.
Вторая степень характеризуется нарушениями как маточного, так и плодового кровотока, однако показатели не достигают критических значений.
При III степени показатели нарушения кровотока в артерии пуповины достигают критических значений, отмечаются нулевые и отрицательные значения диастолического компонента кровотока.
Отмечена четкая зависимость между степенью гемодинамических нарушений в системе мать-плацента—плод и частотой ЗРП.
При IA степени частота ЗРП составляет 33,3 %, 1Б—50 %, II—III степени — 100 %.