Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_starikova.docx
Скачиваний:
112
Добавлен:
30.06.2020
Размер:
212.15 Кб
Скачать

3.3.2. История личных глагольных форм

3.3.2.1. История форм настоящего времени

Формы настоящего времени с индоевропейского времени характеризовались личными окончаниями местоименного происхождения. Напр., варианты флексии 1 л. мн. ч. –мъ, -мо соотносимы с мы, 1 л. дв. ч. -вh  - это собственно форма личного мест. 1 л. дв. ч. в им. п. В глаголах I – IV классов они присоединялись к основе посредством тематических гласных е и и, в V – непосредственно к основе. Атематическое спряжение отличалось древним окончанием 1 л. ед. ч., отсутствием соединительного гласного, имея вид:

 

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

есмь

есмъ,-о,-ы

есвh

2 л.

еси

есте

еста

3 л.

есть

суть 

еста

 

История его форм свелась к утрате данной разновидности спряжения. Так, быть утратил спрягаемые формы в связи с уходом из языка аналитических форм, в образовании которых он принимал участие,  изменением синтаксического строя (утратой связки и распространением личных мест. в роли подлежащего). Остатки форм – есть, суть, в устойчивых выражениях встречаются и др. формы:  гой еси, несть числа (кому-чему). Форму на –м в 1 л. ед. ч. продолжают иметь есть и дать, но последний стал передавать значение будущего времени. Вhдhти, имати перешли как ведать и иметь в тематическое сряжение.

В укр. яз. полную пардигму древнего спряжения имеет есть (iсти: iм, ïси, iсть, ïмо,iсте, iдять), в нем же для образования сложного будущего времени используются формы на –иму  – по происхождению это тематическая форма глагола имати.

Тематические глаголы образовывали два варианта парадигм, в зависимости от спряжения глаголов (см. табл. 6). От парадигмы ст.-сл. яз. они отличались следующими формами:   

 

 

др.-рус.

 ст.-сл.

1 л. ед.

несу

ношу

нес@

нош@

3 л. ед.

несе(ть)

носи(ть)

несетъ

носитъ

3 л. мн.

несуть

носять

нес@тъ

нос#тъ

            

Обращает на себя внимание наличие в др.-рус. яз. вариантных форм в 3 л. ед. ч.: несе, несеть, сосуществующие уже в первых памятниках. В их употреблении выявляется закономерность: бесфлексийные формы стоят преимущественно при неопределенном субъекте (къто иде? человhкъ вьсе може), а флективные – при названном (посадникъ пишеть грамоту).

Таким образом в глаголе грамматически выражалась семантика определенности-неопределенности, не получившая категориального оформления, как и в случае с прилагательными: сначала исчезло семантическое различие форм, а потом и одна из них. С XIV в. формы без окончания заметно сокращаются в памятниках, сейчас они сохранились в украинском, белорусском языках и некоторых русских говорах.