Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
popd_kurs_lektsiy.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
549 Кб
Скачать
☆

Время отдыха-

это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Виды времени отдыха

1 Перерывы в течение рабочего дня, смены. Обед (30 мин – 2 час.) – не включается в рабочее время и оплате не подлежит, устанавливается не позднее 4 часов после начала рабочего дня. Если рабочий день не больше 6 часов, то можно без обеденного перерыва.

2 Перерывы между рабочими днями, сменами – 12-16 часов.

3 Еженедельные – минимум 42 часа. Работа в выходные дня запрещается. Компенсация – другим днем или денежной выплатой в двойном размере.

4 Нерабочие праздничные дни. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дня – выходной день переносится на следующий день после праздничного.

5 Отпуск.

Понятие и виды отпусков, их продолжительность

Отпуск- это период непрерывного отдыха в течение определенного количества рабочих дней подряд с сохранением места работы и среднего заработка.

Виды: 1 - ежегодные, 2- периодические.

Ежегодные: Основные – 28 календарных дней, более 28 дней – моложе 18 лет (31), госслужащим -30.

Дополнительные – за особый характер работы, за спец. стаж, работникам Крайнего Севера, с вредными и опасными условиями труда.

Периодические – по больничному листу; по беременности и родам (70 дней), по уходу за ребенком, социальные отпуска (до 5 дней).

Приходящиеся на отпуск выходные и праздничные нерабочие дни в отпуск не входят. Оплачиваются только рабочие дни.

Целевые отпуска – работникам, занимающимся научной деятельностью (кандидатская диссертация – 3 месяца, докторская – до 6 месяцев).

Порядок предоставления отпусков

Основной оплачиваемый отпуск в первый год работник может получить по истечении 6 месячной работы на данном предприятии. Досрочно (до 6 месяцев) отпуск могут получить работники моложе 18 лет или пострадавшие на АЭС.

О времени начала отпуска работник должен быть предупрежден не позднее 2 недель до его начала.

Предоставление отпуска в исключительных случаях по производственным причинам может быть перенесено на следующий рабочий год с согласия работника. Запрещается непредставление ежегодного отпуска в течение 2 лет подряд, а также лицам моложе 18 лет и работникам с вредными условиями труда.

Часть отпуска, которая превышает 18 календарных дней, по заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Отпуск может быть разделен на части и одна из них должна составлять не менее 14 календарных дней.

Вопросы для проверки:

1Назоваите виды рабочего времени и охарактеризуйте их (понятие, для каких категорий работников установлены, продолжительность).

2 расскажите о работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (виды, условия, продолжительность).

3 Какие дни признаются выходными и нерабочими праздничными? Какие последствия влечет совпадение этих дней? В каких случаях и при каких условиях допускается работы в выходные и нерабочие праздничные дни?

4 Что такое отпуск без сохранения заработной платы? В каких случаях работодатель вправе, а в каких обязан предоставить такой отпуск?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]