- •О рисках и спорах по кредитному договору а.И. Бычков
- •Глава I. Оформление кредитных отношений
- •§ 1. Способы заключения кредитного договора
- •§ 2. Финансовые ковенанты
- •§ 3. Обеспечение возвратности кредитных средств
- •§ 4. Обращение закладной
- •§ 5. Специфика кредитования индивидуального предпринимателя
- •Глава II. Плата за пользование кредитными средствами
- •§ 1. Процентные ставки по кредиту и порядок их изменения
- •§ 2. Аннуитетные и дифференцированные платежи
- •§ 3. Банковские комиссии
- •§ 4. Валютный кредит
- •§ 5. Убытки в сфере кредитования
- •Глава III. О спорных кредитах
- •§ 1. Кредит по чужому паспорту
- •§ 2. Кредит на некачественную вещь
- •§ 3. Раздел кредитного долга между бывшими супругами
- •§ 4. Подключение заемщика к программе страхования
- •§ 5. Аннулирование информации в бюро кредитных историй
- •Глава IV. Динамика кредитного обязательства
- •§ 1. Смерть заемщика
- •§ 2. Реорганизация и ликвидация заемщика
- •§ 3. Продажа кредитного портфеля
- •§ 4. Прекращение кредитного договора
- •§ 5. Особенности погашения кредита на Крымском полуострове
- •Глава V. Публично-правовые аспекты кредитования
- •§ 1. Антимонопольные запреты для банков
- •§ 2. Рекламирование кредитных продуктов
- •§ 3. Формирование резервов на возможные потери по ссудам
- •§ 4. Налогообложение по кредитному договору
- •§ 5. Оспаривание кредитного договора
§ 5. Специфика кредитования индивидуального предпринимателя
Особой спецификой обладает ситуация в сфере кредитования граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, поскольку при наличии такого специального статуса гражданин все равно в гражданском обороте имеет право участвовать в любом качестве по своему выбору, что обязательно следует учитывать банку при оформлении с ним кредитных отношений. В гражданском обороте гражданин может участвовать как физическое лицо и как индивидуальный предприниматель (далее - ИП), при этом выбор конкретной формы экономической деятельности остается за ним самим.
Закон также не разграничивает имущество, принадлежащее гражданину как физическому лицу и как индивидуальному предпринимателю, оно не обособляется и не учитывается им отдельно (Апелляционное определение суда Еврейской автономной области от 16.07.2014 по делу N 33-368/2014), не изменяется и объем ответственности гражданина при регистрации в качестве ИП: он также отвечает по своим долгам всем своим имуществом. В связи с этим на практике возникает множество вопросов, касающихся соотношения деятельности гражданина как физического лица и как ИП, что влечет за собой возникновение огромного количества споров.
Регистрация гражданина в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей для занятия коммерческой деятельностью не означает, что с этого момента сделки он будет совершать исключительно в этом качестве. Он, так же как и раньше, может заключать договоры, приобретать имущество, открывать счета в банках, указывая себя как обычного гражданина. Наличие у него регистрации в качестве ИП подобную возможность не исключает, поскольку в законе не сказано, что с момента приобретения гражданином данного статуса он может действовать в гражданском обороте исключительно как ИП и не вправе заключать сделки как обычный гражданин. По своему выбору он может в каждом конкретном случае вступать в правоотношения с контрагентами и третьими лицами как обычный гражданин или как ИП (Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.09.2014 N 33-1158/2014).
В действующем законодательстве РФ отсутствует разграничение на имущество физических лиц и ИП, поэтому в рамках исполнительного производства при исполнении принятых против гражданина решений допускается обращение взыскания на любое принадлежащее ему имущество вне зависимости от того, как оно на него оформлено - как на физическое лицо или же как на ИП (Апелляционное определение Тверского областного суда от 01.04.2015 по делу N 33-1034).
Статус ИП предоставляет гражданам еще одно интересное финансовое преимущество. По общему правилу сторона, выигравшая судебный спор, вправе взыскать с проигравшей стороны свои судебные расходы на оплату услуг представителей в разумных пределах. Такое правило не действует в случаях, когда стороны спора договорились об ином порядке распределения своих расходов по делу, либо выигравшая спор сторона в ходе судебного разбирательства злоупотребляла своими процессуальными правами, нарушила обязательный досудебный порядок урегулирования конфликта. Помимо этого, в судебной практике с целью противодействия злоупотреблениям со стороны недобросовестных участников гражданского оборота выработан подход, который запрещает взыскивать судебные расходы в пользу выигравшей спор стороны даже при доказанности факта их реального понесения в случае, если исполнителем юридических услуг выступил ее супруг.
Супруги могут представлять интересы друг друга в судах, однако расходы на оплату юридических услуг к возмещению за счет проигравшей стороны они предъявить не смогут, поскольку переданные деньги все равно остаются в общем семейном бюджете (Апелляционное определение Саратовского облсуда от 03.07.2014 по делу N 33-3841). Поскольку денежные средства из семейного бюджета супругов не выбывают, они не могут считаться доходом для одного и расходом для другого в отсутствие брачного договора или соглашения о разделе имущества, устанавливающих отличный от законного правовой режим их имущества (Апелляционное определение Смоленского областного суда от 10.02.2015 по делу N 33-751/2015), что исключает возможность считать юридические услуги реально оплаченными.
Исключение из этого правила составляет случай, когда оба супруга зарегистрированы в качестве ИП: в рассматриваемом правоотношении стороны выступают в качестве самостоятельных равноправных хозяйствующих субъектов - индивидуальных предпринимателей. Полученная представителем за оказание услуг по гражданско-правовой сделке денежная сумма подлежит учету при определении доходов предпринимателя в его деятельности.
Кроме того, в соответствии со ст. 221 и подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ индивидуальные предприниматели вправе в качестве профессиональных вычетов учесть расходы на юридические услуги. При этом каких-либо исключений в зависимости от правового режима имущества индивидуального предпринимателя налоговое законодательство не содержит. Поэтому довод проигравшей стороны о том, что предприниматель не понес расходов в связи с оплатой юридических услуг, не имеет правового значения (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1231/13).
Наличие у него данного статуса не исключает возможности для гражданина участвовать в обороте как обычное физическое лицо, в частности, приобретать товары, работы или услуги для личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В таком случае гражданин пользуется всеми гарантиями, которые предоставлены ему как потребителю (освобождение от уплаты пошлины при обращении в суд при сумме требований до 1000000 руб., альтернативная подсудность, которую заранее нельзя изменить пророгационным соглашением <27>, и т.п.). Наличие у гражданина статуса ИП не лишает его также права заниматься трудовой и иной деятельностью в качестве обычного физического лица, сохраняя свой статус. Он может совмещать трудовую деятельность с предпринимательской, если закон никаких запретов на этот счет не содержит.
--------------------------------
<27> Рожкова М.А. Юридические факты гражданского и процессуального права: соглашения о защите прав и процессуальные соглашения. М.: Статут, 2009. С. 268.
Таким образом, после регистрации гражданина в качестве ИП его права и обязанности как обычного гражданина не прекращаются, ранее возникшие права и обязанности не изменяются и также не прекращаются. Аналогичным образом, не изменяются и не прекращаются правоотношения, в которые он вступил как ИП, после прекращения данного статуса. Он также отвечает в том же объеме по всем своим долгам, и к нему можно предъявлять любые иски (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 29.09.2015 по делу N 11-11586/2015).
Если, к примеру, ИП заключил кредитный договор с банком, то утрата им впоследствии данного статуса не влечет за собой прекращение кредитного договора и не является основанием для освобождения гражданина от обязанности погасить ссудную задолженность, которая образовалась в период, когда он был ИП (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.01.2006 по делу N А10-4131/05-Ф02-6889/05-С2), не дает ему права оспаривать условия кредитного договора с позиции потребителя, права которого были ущемлены.
В отношениях с коммерсантами, как выше мы уже отметили, банк обладает большей свободой усмотрения, чем с обычными гражданами, поэтому после прекращения статуса ИП у заемщика может возникнуть соблазн извлечь преимущества из своего текущего положения как у обычного гражданина, однако такая позиция, очевидно, будет являться неправомерной. В кредитные правоотношения с банком он изначально вступил как коммерсант, осознавая все риски и действуя своей волей и в своем интересе, поэтому утрата им в дальнейшем данного статуса не изменяет ситуацию.
В таком случае изменяется только подведомственность споров: если на момент регистрации гражданина ИП банк за взысканием задолженности обращался бы в арбитражный суд, то после утраты гражданином данного статуса банк должен обращаться в суд общей юрисдикции, поскольку по субъектному составу и своему характеру спор уже не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Исключение составляет только случай, когда банк обратился в суд со своими требованиями в период, когда гражданин был зарегистрирован в качестве ИП. Даже если в дальнейшем после возбуждения в арбитражном суде искового производства он утратит свой статус, спор прекращению не подлежит и должен быть рассмотрен по существу. Это связано с тем, что на момент принятия иска банка гражданин имел статус ИП. Определение подведомственности спора, т.е. установление судом своей компетенции по рассмотрению инициированного спора, происходит на момент принятия иска, а не в ходе производства по делу.
Наличие у гражданина статуса ИП имеет главным образом процессуальное (подведомственность споров с его участием), а не материально-правовое значение (Постановление ФАС Московского округа от 09.06.2012 по делу N А40-44822/11-145-342). Если в одном случае права гражданина были нарушены как ИП (например, недопуск для участия в торгах), то после утраты данного статуса он не лишен возможности требовать возмещения причиненных убытков при наличии необходимых доказательств. Тот факт, что заявку он подавал как ИП, а судебный процесс инициирует как физическое лицо, не является основанием для вывода о том, что его права как физического лица не считаются нарушенными. Это связано с тем, что нарушение прав ИП автоматически означает нарушение прав гражданина, зарегистрированного в данном качестве.
Гражданин самостоятельно принимает решение о том, в каком качестве он будет действовать в гражданском обороте - в качестве ИП или обычного гражданина. При наличии данного статуса он может вступить в правоотношения как обычный гражданин и именно в таком качестве приобретает соответствующие права и обязанности. Соответственно, и приобретение им в дальнейшем данного статуса не влечет применения к его отношениям с контрагентом иных правил, поскольку это не влияет на уже возникшие правоотношения. Так, например, наличие у него статуса ИП само по себе еще не означает, что при заключении договора с банком он намеревался пользоваться банковскими услугами в коммерческих целях (Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 03.12.2014 по делу N 33-996).
Так, в одном деле суд указал, что спор о взыскании задолженности по иску банка к ИП подлежал рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку кредитный договор заемщик заключил как физическое лицо. В заявлении в адрес банка он указал на получение кредита для потребительских целей. Эта же цель была указана в самом кредитном договоре. При этом доказательств расходования кредита на ведение предпринимательской деятельности представлено не было (Определение Саратовского областного суда от 14.03.2012 по делу N 33-1014). Впрочем, даже расходование кредита на предпринимательские цели не является безусловным обстоятельством, позволяющим отнести спор к компетенции арбитражного суда (Определение Оренбургского областного суда от 28.08.2013 по делу N 33-5650/2013).
Если против гражданина будет инициировано судебное разбирательство в суде общей юрисдикции, то его попытка добиться прекращения производства по делу не увенчается успехом, так как в силу абз. 1 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 18.08.1992 N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" гражданские дела подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Однако суд общей юрисдикции прекратит производство по делу, даже если гражданин участвовал в сделке в качестве физического лица, но при этом будет установлено, что действовал он все равно как ИП: например, использовал имущество, по поводу или в связи с которым возник судебный спор, в предпринимательской деятельности, при том что гражданин был зарегистрирован в качестве ИП. В такой ситуации тот факт, что в сделке он себя указал как обычное физическое лицо, не свидетельствует о том, что он участвовал в ней не как предприниматель.
Таким образом, для определения надлежащей подведомственности споров с участием ИП необходимо принимать во внимание не только наличие данного статуса, но и характер спорного правоотношения, в каком качестве гражданин в нем участвовал. Если, к примеру, спор возник из кредитного договора, по которому гражданин задолжал банку денежные средства, то суд учитывает, в каком качестве гражданин в таком договоре участвовал и для каких целей брал кредит.
Заключив кредитный договор как обычное физическое лицо, гражданин самостоятельно определяет в нем свой статус, обозначая тем самым отсутствие связи предмета договора с предпринимательской деятельностью. Если кредит брался им для личных, семейных, бытовых или иных нужд, не связанных с предпринимательством, то спор подлежит разрешению в суде общей юрисдикции и статус гражданина как ИП не имеет значения (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 18.09.2013 по делу N 33-5447). Поэтому гражданин не сможет ссылаться на его наличие как на основание прекращения производства по делу.
Помимо этого, для определения подведомственности спора принимаются во внимание и иные сопутствующие обстоятельства: в частности, как гражданин производил платежи по договору, с какого счета перечислял деньги или на какой счет они зачислялись для него - счет гражданина или счет ИП (Определение Ленинградского областного суда от 26.01.2012 N 33-299/2012), для каких целей он брал кредитные средства в банке, что устанавливается из содержания текста кредитного договора, анкет, заявлений и иных документов (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 14.03.2012 по делу N 33-1014), фактическое использование кредитных средств и др.
Управляющая компания свои расходы на содержание принадлежащего ИП здания и иного имущества должна взыскивать с него в суде общей юрисдикции, невзирая на статус ИП, если право собственности в ЕГРП на объекты недвижимого имущества было зарегистрировано за ним как за физическим лицом и нет доказательств использования их в предпринимательской или иной экономической деятельности. В связи с этим при определении подведомственности статус ИП является только отправной точкой, поскольку наиболее важным критерием, имеющим определяющее значение, является характер спора.
Решение вопроса о наличии у гражданина статуса потребителя зависит от конкретных обстоятельств дела, в частности, от характера и целей приобретаемого имущества, при том что в случае возникновения спора бремя доказывания наличия у гражданина статуса потребителя в силу ст. 56 ГПК РФ или ст. 65 АПК РФ лежит на нем самом. Так, к примеру, если гражданин за плату у коммерческой организации приобрел нежилое помещение, то характер и назначение данного объекта с очевидностью не предполагают его использование для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При отсутствии у гражданина доказательств своей правоты суд не будет его рассматривать в качестве потребителя (Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2015 N 32-КГ15-19).
Подтверждение данного вывода можно найти в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, где указано, что наличие у лица, которое возвело самовольную постройку, статуса ИП при отсутствии данных, свидетельствующих о том, что спорный объект недвижимости используется или будет использован для целей предпринимательской деятельности, само по себе не является основанием для отказа в принятии к производству судом общей юрисдикции искового заявления о признании права собственности или о сносе такой самовольной постройки по основаниям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Если в определенных сферах гражданин может участвовать только как предприниматель (например, участие в закупках на поставку товаров в течение определенного периода времени для государственных нужд), то при оформлении соответствующих документов он должен обязать указывать на свой статус ИП и подтверждать его соответствующими документами (свидетельство о регистрации в качестве ИП, выписка из ЕГРИП).
Гражданин может выполнять отдельные экономические операции без регистрации в качестве ИП, при условии, что они носят единичный случай и не подпадают под определение предпринимательской деятельности как направленной на систематическое получение дохода от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ), поскольку в этом случае им нужно будет уже регистрироваться в качестве ИП.
При отсутствии регистрации гражданин не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ). В отношениях с другим гражданином суд может квалифицировать его деятельность как предпринимательскую с наделением контрагента всеми правами, которыми обладает потребитель (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
Признаками коммерческой деятельности, которые позволяют применять правила об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью, являются следующие: систематическое совершение хозяйственных операций и регулярное получение прибыли от них, наличие в заключаемых договорах условий, характерных для коммерческих договоров, как то: штрафы и иные санкции, основания для освобождения от ответственности, порядок пролонгации договора и др. (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.06.2015 по делу N 33-19620/15).
Подобного рода условия, оптимизирующие возможные риски сторон коммерческой сделки, свидетельствуют о ее связи с предпринимательской деятельностью. Соответственно, гражданин, реализующий товары, работы и услуги в отсутствие у него регистрации ИП, рискует главным образом не возможностью быть привлеченным по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, где размер штрафа совсем незначителен (всего 500 - 2000 руб.), а негативными налоговыми последствиями. Помимо НДФЛ 13%, пени и штрафа с суммы дохода налоговая инспекция ему также может дополнительно предъявить НДС 18%, поскольку он занимается реализацией. Зарегистрировавшись в качестве ИП, он имел бы возможность использовать специальный налоговый режим (УСН) и платить 6% с дохода, либо оформить патент на отдельные виды коммерческой деятельности. Однако при отсутствии регистрации он попадает на НДС, пени и штраф за нарушение обязанности по его уплате (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 N 59-КГ15-2).
Чтобы снять риск выставления НДС, гражданин со своим контрагентом может договориться о новации денежного обязательства перед ним по оплате в заемное обязательство, так как в соответствии с подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
В связи с этим к отношениям гражданина, фактически занимающегося коммерческой деятельностью, суд применит правила об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью, однако суды других граждан с его участием будет рассматривать суд общей юрисдикции, поскольку статуса ИП он не приобрел (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Статус ИП имеет важное практическое значение в налоговых правоотношениях. Так, для получения имущественного налогового вычета при приобретении объекта недвижимости его необходимо оформить как на физическое лицо, поскольку у ИП такого права нет (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 28.10.2013 по делу N 33-12903/2013), что не лишает гражданина уже после покупки зарегистрировать ИП и вести хозяйственную деятельность через него.
Налоговое законодательство РФ, оперируя различными понятиями "физического лица" и "индивидуального предпринимателя", предусматривает и различный порядок взыскания налога, сбора, пеней и штрафов с налогоплательщиков.
Статьи 46, 47 НК РФ регламентируют вопросы взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах, а также другого имущества налогоплательщика (плательщика сборов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя в банках и разрешают указанное взыскание без обращения налогового органа в суд.
В отношении налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, налоговое законодательство предусматривает только лишь судебный порядок взыскания недоимки (ст. 48 НК РФ). При этом в соответствии с ч. 2 ст. 104 НК РФ исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или ИП подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося ИП, - в суд общей юрисдикции.
Утрата гражданином статуса ИП, как выше мы уже отметили, не влияет на его налоговые обязанности перед бюджетом. Если они у него возникли до утраты статуса, то изменяется лишь порядок принудительного взыскания налога при уклонении от его добровольной уплаты. Сама обязанность его заплатить по определенной ставке, порядок и срок уплаты остаются при этом неизмененными. Это связано с тем, что утрата гражданином статуса ИП законом не предусмотрена в качестве основания для прекращения или изменения его обязанности по уплате налога (сбора), напротив, статус налогоплательщика у него сохраняется и после прекращения предпринимательской деятельности.
Участие гражданина в отношениях, связанных с уплатой налога, завершается со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим, а приобретение либо утрата им специального правового статуса, переход под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов сами по себе не влияют на права и обязанности налогоплательщика, возникшие у него до соответствующих изменений (Кассационное определение Ярославского областного суда от 21.11.2011 по делу N 33-6871).
В связи с этим, если гражданин, например, выдал заем ИП и обратно его получает, будучи в этом качестве, то он платит налог в рамках УСН (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2002 N Ф08-4278/2002-1576А). Если же заем он выдал как физическое лицо и затем зарегистрировался как ИП, то в таком случае его доход в виде процентов по займу облагается по ставке 13%, поскольку налоговые обязанности по этой сделке у него возникли ранее, когда он не обладал специальным статусом.
