Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат по КСЕ на тему Природа против человека.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.06.2014
Размер:
2.31 Mб
Скачать

II. О «малой ледниковой эпохе»

Главный рычаг, с помощью которого человек без мощной техники способен воздействовать на климат, - земная поверхность, ландшафты, изменения состава тропосферы, в частности, содержание в ней углекислого газа. Уничтожение растительного покрова (огнем, чрезмерным выпасом домашних животных, земледелием) приводит в действие сложные механизмы взаимосвязей биоценозов. Преображаются и деградируют почвы, меняется режим поверхностных и грунтовых вод, развиваются эрозионные процессы и выветривание, происходит образование пустынь. Обычно предполагается, что климат порождает пустыню. Для техногенных пустынь соотношение обратное: опустошение обширных регионов вызывает изменение климата. После того как глубоко нарушены естественные ландшафты на значительных территориях, они уже не могут за сравнительно небольшие сроки восстановиться хотя бы частично. Формируются новые устойчивые природные комплексы техногенных пустынь и пустошей, для изменения которых требуются огромные затраты труда, средств, знаний.

Подобные рассуждения выглядят убедительно. Однако они могут вызвать серьезные сомнения в целом ряде конкретных случаев. Один из наиболее веских доводов в пользу влияния климата на цивилизацию связан с проблемой т.н. «малой ледниковой эпохи», которая совпадает с последней фазой европейского Средневековья. Возникает вопрос, не нарушила ли климатическая аномалия (сильное похолодание) устойчивость общественных систем?

Для ответа на этот вопрос надо обобщить разнообразные исторические свидетельства, позволяющие восстанавливать былые природные условия.

Правда, следует помнить, что свидетельства эти косвенны: мы судим о природе по ее отражению в сознании людей и в общественных явлениях. Тем не менее, уже само обилие соответствующих материалов позволяет сделать некоторые достаточно объективные выводы.

Во многих районах в высоких и умеренных широтах европейской части Северного полушария вторая половина Iи началоIIтысячелетия, по-видимому, характеризовались в целом климатом несколько более теплым, чем современный.

Именно тогда – в IXиXвеках – корабли викингов достигли берегов Исландии и Гренландии, Америки. В Гренландии археологами обнаружены развалины ферм с просторными хлевами и сенными сараями: колонисты разводили овец, коз и коров.

Сейчас на месте древних поселений лишь сухая лишайниковая пустошь, а тысячу лет назад там росли сочные травы. Случайно ли норманны назвали открытую ими землю «Зеленой» страной? Значит, она была благоприятна для обитания.

Конечно, воинская доблесть викингов и освоение ими Атлантики были связаны с целым рядом социальных явлений и этим преимущественно определялись. Однако, в полнее возможно, что климатические условия в ту пору делали возможными дальние походы в холодных северных морях.

В XIIIвеке в обстановка в Северной Атлантике изменилась. Плавучие льды и ледовые поля появились там, где их раньше не было. Связь со Скандинавией становилась все более трудной. Ухудшилась ледовая обстановка. Последний корабль пробился к берегам Гренландии в 1377 году. После этого следуют драматические события гибели норманнских поселений от голода и холода.

В 1921 году в Херьюлснесе археологами было исследовано старинное кладбище. Даже на исходе лета могилы целиком находились в мерзлоте. Корни кустарников переплетались со скелетами – значит захоронения производились в талый грунт.

В течение времени глубина могил становилась все меньше и меньше. Наиболее вероятная причина: из года в год все тоньше становился слой земли, который оттаивал каждое лето. Если судить по максимальной величине оттаивания, то во времена существования в Южной Гренландии норманнских поселений среднегодовая температура была на 2-4°С теплее нынешней.

Трудные времена переживала и Исландия. Как обычно считается, холода стали причиной частых неурожаев (хлеба не вызревали). Население в 1200–1800 годах сократилось наполовину. Если ранние исландские саги вообще не упоминают о морских льдах у берегов острова, то в конце XVIIIвека ледяная блокада Исландии длилась полгода. В 1784 году датское правительство рассматривало даже вопрос о переселении исландцев на материк. (Только с серединыXIXвека в Исландии началось потепление.)

Похолодание пришло в Европу. В Альпах многие ледники надвигались на возделанные земли, вплотную подходили к деревням, вынуждая жителей уходить с обжитых мест. Подобная картина наблюдалась и в Скандинавии. В материковой части Европы процесс характеризовался теми же особенностями, что и в Исландии. Ряды холодных лет чередовались с потеплениями, но каждая следующая волна холода превосходила предыдущую. Наилучшие климатические условия были, как полагают некоторые ученые, между 1590 и 1850 годами.

Тогда же, в конце Средних веков начали наступать отдельные ледники Кавказа. Их максимальное продвижение также пришлось на середину XIXвека. Академик Г. Абих, побывавший в верховьях Баксана в 1849 году, наблюдал впечатляющую картину: язык ледника Большой Азау вторгся в вековой сосновый лес, деревья с зеленой еще хвоей торчали прямо изо льда.

В западном полушарии, на Аляске и в других горных районах ледниковая активность во втором тысячелетии нашей эры также хорошо фиксируется благодаря применению метода радиоуглеродного датирования и дендрохронологии.

«Недавняя история ледников в Северной Америке представляется нам в следующем виде: около середины XVIIIвека ледники предприняли большое наступление – самое большое со времени их продвижения около 1300 года и, возможно, даже за последние несколько тысяч лет. Затем начался период отступления, который продолжается до сих пор, перемежаясь с остановками и небольшими подвижками вперед», - так пишет американский географ Дж. Дайсон.

Можно было бы привести еще примеры, относящиеся к другим горным системам, но общая картина более или менее ясна. В северном полушарии, по мнению ряда специалистов, ледниковая активизация началась в XII–XIVвеках. После этого их надвигание, прерываемое временными остановками и отступаниями, продолжалось вплоть до серединыXIXвека. Правда, эти данные осредненные. Они показывают более направление природных процессов, чем их точную и всеобщую хронологию.

В действительности разные ледники обладают разной инерцией; их наступания (отступания) не обязательно должны совпадать по времени. Это связано с формой и расположением ледникового бассейна, особенностями области питания, положением снеговой линии, степенью покрытия ледника мореным материалом. Обычно наступание одной группы ледников сопровождается отступанием другой группы. Т.о. речь идет о статистическом преобладании наступания ледников в определенные эпохи, в частности, в конце Средневековья.

На Алтае следы похолодания сохранены структурой верхней границы леса. Эта граница тройная. Вверху, на высотах около 2400-2500 м, прослеживается погибший лес – засохшие и полусгнившие стволы, иногда торчащие вертикально, иногда упавшие. Нередко они имеют толщину более метра. Возраст таких деревьев 500-600 лет. Ниже, до высоты примерно 2380-2400 метров поднимается молодой лес, в котором максимальный возраст деревьев приближается к 100 годам. Наконец, еще ниже, на уровне 2280-2300 метров проходит граница зеленого леса, где очень много деревьев в возрасте 250 лет.

Судя по всему, такие странные колебания возраста деревьев объясняется тем, что когда-то, более 200 лет назад, климат в этих краях значительно ухудшился, что вызвало гибель высокогорных лесов. Затем, с улучшением природной обстановки леса начали восстанавливаться.

Похолодание, судя по некоторым данным, затронуло восточную окраину Азиатского материка. В Японии сведения о данных начала цветения сакуры имеются с IXвека. Анализ этих материалов показывает, что вIX-Xвеках вишня зацветала в среднем на неделю раньше, чем вXI-XVIвеках. Изучение китайских летописей позволяет придти к выводу, чтоXII-XIVвека в целом отличались более суровыми зимами, чемVII-VIIIвеках.

Надо только учесть, что в давние времена наблюдения вели редко и в летописях отмечали, по-видимому, климатические аномалии.

Х

Колебания уровня Каспийского моря

ронологические границы малого ледникового периода устанавливаются по-разному. Согласно одним данным, он прослеживается начиная сXIIIвека, по другим – сXVвека. Эти различия могут отражать разную степень инертности климата и ледников в разных частях огромного массива суши Северного полушария. Внутри «малого ледникового периода» выделяют несколько максимумов похолодания. Это стадии второй половиныXVIIвека, начала и серединыXIXвека. Но и эти уточнения относятся к определенным регионам или даже участникам, а не ко всей Евразии.

Малая ледниковая эпоха отчасти подтверждается изменением уровня естественных дождемеров – бессточных озер.

Если обратиться к крупнейшему такому водоему – Каспийскому морю, то от начала нашей эры его уровень последовательно снижался и в VIвеке достиг, видимо, наиболее низкого положения за историческое время – 32 метра. Во второй половине первого тысячелетия колебания уровня были весьма контрастными. Временами он поднимался до отметки 26 метров. ВXI-XIIвеках отметка уровня была около 30 метров, после чего на протяжении почти семи столетий она непрерывно поднималась (с небольшими задержками и временными спадами), достигнув максимума в 1805 году – 23 метра.

Иссык-Куль на протяжении длительного времени, с середины первого тысячелетия до конца XIVвека, имел уровень более низкий, чем в настоящее время. ДатируемыеXIVвеком образцы древесины из затопленных сооружений и пни деревьев со дна озера, поднятые с глубины 2-6 м. Затем уровень поднялся и вXVIIIвеке – первой четвертиXIXвека (в конце малой ледниковой эпохи) Иссык-Куль временно стал проточным озером. Для этого потребовался подъем водного зеркала почти на 20 метров по отношению к его положению вXIVвеке.

Исследования остатков древних ирригационных систем позволило сделать вывод, что в XV-XVIIвеках впадающая в озеро Балхаш река Или была более многоводной. ВXIII-XVIвеках часть вод Амударьи сбрасывалась в Сарыкамышскую впадину и дальше, через русло Узбоя, в Каспийское море.

Итак, учеными собрано достаточно много фактов, которые могут свидетельствовать о том, что климат XIII, а в особенностиXVI– первой половиныXIXвека в целом был более суровым, чем в предыдущих веках. А раньше, почти вIтысячелетии нашей эры и два-три столетия позже, климат благоприятствовал развитию европейской цивилизации.

Считают, что причины этих и подобных им климатических колебаний могла быть изменчивость приливообразующей силы, которая вызывает интенсивные образования в океанской толще воды внутренних волн большой амплитуды. Они вызывают, как предполагал советский географ А. В. Шнитников, охлаждение поверхности Мирового океана, а значит, и климатические аномалии.

Внутренние волны образуются на границе раздела между слоями морской воды с разной плотностью, например, на контакте теплой поверхности воды с более холодной и тяжелой придонной. Они могут быть связаны с приливными явлениями, перепадами атмосферного давления, различиями в скоростях течений у поверхности и на глубине. Внутренние волны, как правило, отличаются гораздо более значительными размерами, чем поверхностные, но они остаются незримыми и могут проявляться в изменении динамики и температуры морских течений, которые, в свою очередь, оказывают влияние на климатическую обстановку в крупных регионах, не говоря уж о колебаниях погоды.

Согласно другой точке зрения, высказанной норвежским географом Дж. Бьеркнесом, сказывается изменчивость атмосферной циркуляции из-за смещения центров атмосферного давления. Это, в свою очередь, влияет на морские течения, переносящие тепло из низких широт в высокие. Существуют также гипотезы о зависимости подобных крупных климатических изменений от колебаний солнечной активности.

Если признать реальность глобальных климатических явлений малой ледниковой эпохи, то напрашивается логически обоснованный шаг: сопоставить их с социальными процессами. Тогда выясняется определенное соответствие: крупная волна похолодания более или менее совпадает с коренными изменениями в жизни общества, с кризисом феодализма, окончанием Средневековья и началом Нового времени – становления капитализма, бурного научно-технического прогресса.

Можно признать совпадение крупных природных и общественных процессов чистой случайностью. Однако в науке подобные ссылки выглядят, как отказ от анализа и объяснения. Поэтому исследователи еще в XIXвеке были склонны усматривать в подобных совпадениях доказательства зависимости развития человеческого общества от более мощных природных явлений. Эти идеи сохраняют свою актуальность и поныне.