Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия - Кошарный, Бабина.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.76 Mб
Скачать

4. Метафизика всеединства в. С. Соловьева и персоналистическая философия н. А. Бердяева

4. Последним представителем плеяды ярких отечественных мыслителей XIX в. был один из самых оригинальных и глубоких мыслителей России Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900). Сын известного историка С. М. Соловьева, он после окончания Московского университета в 21 год успешно защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874), а в 1880 г. и докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». В этих и других работах мыслитель наметил основные отправные точки своей религиозно-философской системы.

В центре философии В. С. Соловьева – идея всеединства, т.е. идея органической целостности мира; это, по Соловьеву, идеал, к которому стремится мир, преодолевая хаос и рассогласованность своих отдельных частей. Идеал всеединства реализуется в полной мере в Боге как абсолютном всеединстве. Стремление к всеединству, соединению с божественным Логосом является, полагал Соловьев, смыслом существования всего живого на земле. В этом восхождении к всеединству мир проходит три основные стадии: астрофизическую, биологическую и историческую, в ходе которых осуществляется постепенное одухотворение материи и материализация духовного. Через царство минералов, растений, животных осуществляется переход к «природному человеку». Затем через историю общества – к «человеку духовному» или царству духовно-человеческому, где все, что когда-то отпало от Бога, вновь соединяется с ним. «Повышение бытия» происходит за счет нравственных, творческих усилий человека, который находит в этом процессе свое спасение. Человечество, двигаясь этим путем, достигает своего высшего состояния – богочеловечества.

Служение абсолютному Добру, Богу делает человека нравственным – это магистральный путь к богочеловечеству, поэтому размышление о добре, нравственная философия становятся ведущими элементами системы философии В. С. Соловьева. Нравственной философии он посвятил одну из самых значительных своих книг – «Оправдание добра» (1897–1899).

Показать добро как правду В. С. Соловьев считал своей важнейшей задачей. Человек должен быть уверен в истинности идеалов, которым он служит. Поэтому мыслитель большое внимание уделял вопросам гносеологии, в частности, вопросу об истине, ее природе и путях постижения. Соловьев развивал так называемое онтологическое понимание истины. Она для него – это не знание, соответствующее действительности, а сам познаваемый объект. Предметом истинного знания может быть только природа всех вещей, а не отдельная вещь либо какой-то факт, либо понятие, как бы точно последнее не отображало бы бытие. Истина, по Соловьеву, должна иметь характер неизменности и всеобщности. Это то, что есть везде и всегда. Иначе говоря, истина – абсолютно сущее всеединое, то, что все в себе содержит, это Бог как основа всякой реальности.

Философия всеединства, согласно Соловьеву, дает возможность всесторонне познать мир. Истина не может раскрыться в результате одностороннего эмпирического или рационалистического подхода. Она дается лишь синтетическому единству трех видов знания: собственно философского, научного и богословского.

В. С. Соловьев видел задачи философии не только в определении нравственных путей человечества и способов постижения истины. Он полагал, что пока истина не постигнута, пока человечество живет во лжи, перед философией встает задача активного воздействия на окружающую действительность с целью творческого преобразования жизни. Большую роль в решении этой задачи Соловьев отводил искусству, через которое человек может воплощать свои творческие потенции в создании новой действительности. Поэтому наряду с метафизикой, нравственной философией, гносеологией, философией истории система Соловьева включает в себя и эстетику, и философию творчества.

В начале своего творческого пути В. С. Соловьев был идейно связан со славянофилами, но затем, сохраняя религиозный характер философии, он подверг критике славянофильские социально-политические воззрения. Философ проповедовал идею единения Востока и Запада во всех областях жизни. Русская идея для В. С. Соловьева – это осуществление «социальной троицы», «где каждое из трех главных организующих единств, церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними»1.

Традиции религиозно-философской мысли XIX в. были продолжены и в начале XX в., когда русская духовная культура находилась в состоянии подъема, получившего в литературе название «Серебряный век», «русский духовный Ренессанс начала XX в.». Наследие русских мыслителей XIX в., в особенности метафизика всеединства В. С. Соловьева, дало толчок к творчеству большой группы философов, внесших огромный вклад в развитие русской философской мысли, сделавших ее достоянием мировой философской общественности. Среди них такие известные имена, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. И. Введенский, С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, В. И. Иванов, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, И. И. Лапашин, Л. М. Лопатин, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский, Д. С. Мережковский, П. И. Новгородцев, В. В. Розанов, П. Б. Струве, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, Г. Г. Шпет, В. Ф. Эрн.

Одним из таких оригинальных мыслителей, составивших славу русской философии XX в., был Николай Александрович Бердяев (1874–1948). Следуя за В. С. Соловьевым, он, как и другие деятели русского духовного Ренессанса, стремился обосновать идеи свободы и социального прогресса. Он автор книг «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901), «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916), «Смысл истории» (1923), «Философия неравенства» (1923), «Я и мир объектов» (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947), «Самосознание, опыт философской автобиографии» (1949) и др.

Н. А. Бердяев называл себя «философом свободы». Проблема свободы действительно находилась в центре его философии. Выше всего в иерархии человеческих ценностей (выше общества, нации, государства) он ставил свободу личности, считал свободу существеннейшей характеристикой последней.

Другим основополагающим понятием, которое неизменно присутствует в работах Н. А. Бердяева, является понятие творчества.

Философ считал, что материальный мир – это мир обыденности, в нем царят разъединенность, вражда, рабство. Человек находится в плену у этого мира, он скован эмпирическими условиями жизни. Этот мир, по Бердяеву, – результат объективации, овеществления мира духовного, он есть нечто ставшее, в нем господствует необходимость, это мир не подлинный, призрачный. Единственной подлинной реальностью в этом мире является человеческая личность. Через нее и в ней объективации, вещам, необходимости противостоят дух, творчество и свобода. Задача человека состоит в том, чтобы вырваться из мира объективации в мир свободы. Инструментом освобождения является творчество, способностью к которому обладает человек, поскольку он образ и подобие Бога-творца. Творчество неразрывно связано со свободой.

Однако процесс творчества (творческий акт) чрезвычайно противоречив. Он, будучи полетом духа, создает какой-то продукт, который изначально отягощен материей и ведет к объективации, т.е. к тому миру, над которым стремится возвыситься личность. Таким образом, творчество, являющееся проявлением свободы человеческого духа, глубоко трагично.

Философия, полагал Бердяев, неизбежно антропологична, персоналистична и экзистенциальна. В центре – проблема смысла жизни и личной судьбы, она должна быть направлена на человеческую личность, ее существование, борьбу за свободу, творчество и «жизнь в духе». Ее главная задача – познание бытия в человеке и через человека.

Гуманистический пафос, свойственный значительной части русских философов, обоснование ими примата духовных ценностей над материально-бытовыми, возможности совершенствования человека, активные нравственные искания, понимание органической связи человека с природой, космосом, критическое отношение к мещанству, эгоизму, однобокому рационализму оказались вполне созвучными и нашему времени.