Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия - Кошарный, Бабина.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.76 Mб
Скачать

2. Философия п. Я. Чаадаева, славянофилов и западников

2. Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856) – автор знаменитых «Философических писем», один из первых русских людей, попытавшийся создать систему, которая должна была объединить религию, философию, социальное знание. Ему принадлежит и первенство в предельно острой постановке вопроса об особенностях исторического развития России и Западной Европы в их соотнесенности, что способствовало появлению славянофильства и западничества в русской мысли XIX в.

О П. Я. Чаадаеве Н. А. Бердяев – русский философ ХХ в. – говорил, что его философия истории была «пробуждением самостоятельной оригинальной русской мысли»1. Именно философия истории и антропология находились в центре философских интересов Чаадаева.

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано первое «Философическое письмо», вызвавшее бурную, в основном негативную из-за крайнего нигилизма по отношению к отечественной истории и русской жизни, реакцию в российском обществе. Чаадаев писал в нем о тяжелом положении русского народа, об оторванности страны от общечеловеческого развития, осуждал самодержавие и крепостничество, полагая, что корни всех пороков русской жизни заключаются в религиозной истории. Принятие православия – вот причина всех бед русского народа, считал мыслитель. Идеалом общественного развития для него был Запад – единственно правильная форма цивилизации. Успехи Запада философ связывал с преобладанием там католицизма, обеспечившего, по его мнению, единство общества, успехи науки и т.п. Таким образом, Чаадаев развивал учение об обществе и истории как подчиненных религиозной и церковной истории. В основе мира лежит духовное начало. Сущность исторического процесса – не в физических событиях, а в развитии духа. Но здесь речь идет не о «мировом разуме» Гегеля, а о неком замысле Бога относительно человеческой истории. Предметом философии истории является человек как существо, причастное к Богу. Исторический процесс иррационален, он управляется божественным Провидением. Христианский провиденциализм – основная теоретическая установка философии истории Чаадаева2.

Мистицизм, идея об особом пути исторического развития России, о роли в этом обособлении православия роднили мыслителя со взглядами славянофилов. С другой стороны, подчеркивание преимуществ западной культуры, западного образа жизни делали его близким западничеству.

Философия славянофилов. Именно в этом течении философии проявились наиболее яркие черты русского национального философского сознания. Обычно славянофильством называют учение о самобытном историческом пути России, об его особенностях, отличающих Россию, ее национальный облик от Запада. Под западничеством понимается признание неизбежности для России пройти тот же путь, что прошли и западные страны. Эти оценки отражают умонастроения, характерные для представителей славянофильства и западничества, но ничего не говорят об их философских позициях.

Как мировоззрение философские взгляды славянофилов сложились в 30–40-е гг. XIX в. в ходе дискуссий в среде русской интеллигенции. Родоначальниками течения были Иван Васильевич Киреевский (1806–1856), Алексей Степанович Хомяков (1804–1860), Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) и Юрий Федорович Самарин (1819–1876).

Наибольший вклад в разработку философских идей внесли И. В. Киреевский («О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России», «О необходимости и возможности новых начал для философии» и др.) и А. С. Хомяков («По поводу Гумбольдта», «Семирамида», «Письма о современной философии» и др.).

Славянофилы критиковали рационализм западной философии, господство материального над духовным. Главным пороком рационализма они считали разрушение целостности человеческого духа, абсолютизацию логического мышления. Высшей формой человеческого познания, полагали они, является вера, которая определяет все другие формы познавательной деятельности. Религия для них – исходный момент, формирующий мысленный строй каждого человека. Она же – духовное ядро, определяющее жизнь общества, его историю. Философия при этом понималась в качестве процесса перехода человеческого разума из области веры в область практической жизни. Именно здесь постепенно реализуются начала, включающие в себя отвлеченное, абстрактное содержание. Философия должна осмыслить их и на этой основе правильно решить вопросы, поставленные жизнью.

Славянофилы ввели в философский оборот понятия «цельное знание», «цельный дух», «живознание», «целостная личность», «соборность» и др.

Принцип целостности был для них ключевым, он пронизывал все стороны учения славянофилов. В сфере познания он означал, что постижение истины невозможно через отдельные познавательные способности человека. Ни интеллект, ни чувства, ни вера сами по себе не приведут к истине. Только синтез чувственного опыта, разума и мистической интуиции при обязательном участии воли образуют цельное («живое») знание, которое дает возможность познать мир таким, каким он есть в действительности – развивающимся целым, а не в виде суммы абстрактных понятий или чувственных данных. При этом подлинная истина дается не отдельному человеку, а только общности людей, объединенных любовью к Богу, т.е. соборному сознанию.

Соборность – это особый вид коллективизма (церковного), в котором личность, будучи связанной с другими личностями, остается свободной, не растворяется в общей массе. Более того, именно здесь она обретает подлинную духовную самостоятельность для единения с другими такими же свободными личностями на основе общей любви к Богу.

Соборность славянофилы противопоставляли западному индивидуализму, разобщенности в общественной жизни. Они полагали, что подлинная вера сохраняется только в соборном сознании. Соборность отрицает слепое подчинение всякому авторитету, даже авторитету церковных иерархов. Она предполагает добровольное вхождение личности в Церковь. Поэтому подлинным выразителем христианской веры они считали православие, а подлинным хранителем ее – народ, а не церковную иерархию. Славянофилы были твердо уверены, что только православно-христианское мировоззрение и церковь могут вывести человечество на путь спасения.

С религиозно-философских позиций славянофилы объясняли и всемирную историю. Высоко оценивая достижения запада в области культуры, науки, обустроенности жизни, они все же полагали, что именно западное христианство (католицизм и протестантизм), в конечном счете, привели западноевропейское общество к меркантилизму, индивидуализму и другим порокам. Православной России суждено заложить основы нового общеевропейского сознания, опирающегося на сохраненные православием подлинные христианские ценности.

Славянофилы положили начало самобытной русской философии, выдвинули основополагающие идеи русской религиозной философии. В дальнейшем их идеи получили всестороннюю разработку в философии В. С. Соловьева, С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, Л. П. Карсавина и других русских мыслителей.

Философия западников. В отличие от славянофилов, западники ориентировались на творческое усвоение опыта Западной Европы для социально-политического и экономического преобразования российского общества (отмена крепостного права, обеспечение свободы личности, свободы слова и т.д.). При этом часть западников не исключала и революционные методы борьбы за преобразование общества. В философско-мировоз- зренческом плане они также были неоднородны. Идеи западничества разделяли непохожие друг на друга в теоретическом отношении мыслители: Николай Владимирович Станкевич (1813–1840), Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848), Александр Иванович Герцен (1812–1870), Михаил Александрович Бакунин (1814–1876), Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889), Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868), Петр Лаврович Лавров (1823–1900), Василий Петрович Боткин (1812–1869), Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885), Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855), Николай Константинович Михайловский (1842–1904). Многие западники находились под сильным влиянием философии Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, других европейских мыслителей рационалистического направления. В большинстве своем их философские взгляды были свободны от религиозных компонентов. Среди западников были сторонники философского материализма и материалистически окрашенного позитивизма. Эти направления философской мысли в 1950–1980 гг. XIX в. оказывали преобладающее влияние на умонастроения российской общественности, особенно молодежи.

В центре философского творчества Белинского, Герцена, Бакунина, Чернышевского, Лаврова, Михайловского была проблема человека, его природы и свободы, вопросы взаимодействия личности и общества, личности и государства, вокруг которых шла острая полемика.

Русские материалисты, вслед за Л. Фейербахом, считали человека материальным существом, высшим продуктом длительной эволюции природы, а поэтому подчиненным законам, которые действуют в природе. Человек как природное существо подвластен и всеобщему принципу причинности. В работе «Антропологический принцип в философии» (1860) Н. Г. Чернышевский доказывал, что нет никаких оснований предполагать наличие у человека нематериальной души, которая имеет свободную волю и подпадает под действие объективных законов. Поэтому понять человека, его поступки можно через установление их причин, кроющихся в обстоятельствах человеческой жизни, среды, в которой человек воспитывается. Сделать человека лучше можно, изменив условия его жизни, общественные отношения, создав справедливый общественный строй, позволяющий человеку удовлетворять потребности своим трудом. Таким строем Белинский, Герцен, Чернышевский и другие считали социализм. Так, философский материализм оказывался тесно связанным с социалистическими идеями, которые в условиях сословного строя в России вызывали сочувствие и поддержку значительной части российской интеллигенции, подталкивая ее к участию в народнических организациях, борьбе за социалистические преобразования на базе крестьянской общины, а позже и к марксистскому движению.

Западники в целом олицетворяли освободительное движение в России в его либеральном и радикальном вариантах. Сильной стороной их философского наследия являются тесная связь с общественной практикой и глубокий интерес к естествознанию, особенно у А. И. Герцена и Д. И. Писарева.

Полемика славянофилов и западников имела мировоззренческий характер. Это были споры людей, которых волновала судьба Отечества, вопросы оптимального пути экономического, социально-политического и культурного развития страны. «Да, мы были противниками их, – писал западник А. И. Герцен, – но очень странными: у нас была одна любовь... И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время, как сердце билось одно»1.