Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ХАРТИГ В. Современная инфузионная терапия. Парентеральное пи.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.49 Mб
Скачать

4. Состояние питания и физическое состояние

Выясняют, как питался больной до сих пор в количествен­ном и качественном отношениях, были ли истощающие забо­левания, прогрессивное похудание за последнее время.

Уже тщательно собранный анамнез позволяет составить ориентировочное представление о водном, электролитном, кислотно-ще-гочном и энергетическом балансе.

3.2. Клинические, инструментальные и лабораторные исследования

Клинический статус больного

Тщательное клиническое обследование позволяет составить основное представление о водном и энергетическом балансе. Обращают внимание, например, на следующее:

— Состояние питания и общее состояние.

— Эластичность (тургор) кожи (складка кожи расправ­ляется или не расправляется).

— Влажность языка и слизистых оболочек, образование отеков.

— Нарушения органов в связи с состоянием водного, электролитного, кислотно-щелочного и энергетического ба­ланса (например, сердце, печень, почки); роль в патогенезе нарушений основного заболевания:

— Состояние нервной системы (неврологические и психи­ческие нарушения, сознание).

— Масса тела, рост.

— Сердечно-сосудистая система: сердце, артериальное давление, пульс (частота, ритм, наполнение), наполнение вен, периферическое кровообращение (см. 3.1.5), признаки декомпенсации.

— Функция легких (частота и глубина дыхания, жизнен­ная емкость).

Клиническая характеристика состояния гидратации

Легкая дегидратация (потеря до 2% массы тела, около 1,5л): жажда, других примечательных признаков нет.

Дегидратация средней тяжести (потеря до 6% массы тела, около 4 л): жажда, сухость слизистых оболочек и языка, сла­бость, олигурия, недомогание, нарушения системы кровооб­ращения.

Дегидратация тяжелая (потеря более 7% массы тела, око­ло 5 л и более): признаки такие же, как и при дегидратации средней степени, и, кроме того, понижение умственной и фи­зической активности, галлюцинации, делирий, шок, кома.

Гипергидратация: например, отеки, асцит; хрипы при вы­слушивании легких, признаки сердечной декомпенсации, заболевания печени с асцитом, слюнотечение; церебральные знаки при гипотонический гннергидратации.

Функция почек

Измерение суточного диуреза, значение рН (например, при помощи специальной индикаторной бумаги), химическое и микроскопическое исследование мочи, осмоляльность, кон­центрационная способность почек (например, изменение про­бы Фольгарда = проба на концентрацию в ночные часы; про­тивопоказания: изостенурия с компенсаторной полиурией). Данные о функции канальцев получают с помощью пробы с феноловым красным.

Большую ценность имеет определение электролитов мочи (особенно калия и натрия), титрационной кислотности и выведения аммиака с мочой. Эти данные дополняют резуль­таты исследования электролитов плазмы, позволяют вычис­лить баланс, сделать заключение о функции почек и иногда вскрывают парциальные нарушения функции почек.

Точное определение содержания натрия, калия и хлоридов в моче имеет большое значение в плане инфузионной тера­пии.

Для определения фильтрационной способности почек слу­жит измерение мочевины и креатинина плазмы.

Так как уровень мочевины зависит еще и от расщепления белков, креатинин плазмы является чувствительным индика­тором гломерулярной фильтрации, специфичным для тяже­лой почечной недостаточности [Schwab, 1966].

Особое внимание нужно обращать на олигурию. Она может быть вызвана тремя причинами:

— преренальными: дефицит жидкости, повышенное влия­ние вазопрессина и альдостерона;

— ренальными: острый гломерулонефрит;

— постренальными: закупорка мочевыводящих путей (камни в почечных лоханках, камни мочеточников, наруше­ние опорожнения мочевого пузыря, например, при гипертро­фии предстательной железы).

Правда, встречаются состояния дегидратации без олигу-рии [Schwab, I960]: например, несахарный диабет, цере­бральный синдром потери солей, осмотический диурез при хронической почечной недостаточности, полиурическая фаза острой почечной недостаточности, дефицит калия, избыток кальция.

Олигурия без дегидратации [Schwab, I960]: в послеопера­ционном периоде, олигурическая стадия острой почечной не­достаточности, острый гломерулонефрит, сморщенная почка (конечная стадия), атония мочевых путей, развитие отеков.

Исследование баланса

Учет баланса имеет большое значение для оценки состояния водного, электролитного и энергетического обмена и проведе­ния рациональной терапии. Особое значение имеет изучение баланса при нарушениях регуляторных функций организма, особенно при повреждении почек. Путем исследования ба­ланса можно вскрыть парциальные функциональные наруше­ния, например нефропатии с потерей натрия и калия. Здесь исследование баланса позволяет сделать решающие заклю­чения о необходимости замещающей терапии (исследования выведения с мочой веществ при питании с различным содер­жанием электролитов). Баланс определяется отдельно для каждого компонента обмена веществ (например, воды, нат­рия, калия и азота). Различают положительный баланс (по­ступление превышает потерю), состояние равновесия (по­ступление равно расходу) и отрицательный баланс (потеря превышает поступление).

Для составления баланса необходимо точно учитывать прием и отдачу. Однако с помощью обычных методов можно только частично измерить некоторые процессы, а именно вы­ведение воды, электролитов, азота и др. с мочой и калом, а также прием воды, электролитов, азота и др. с пищей, напит­ками или парентеральное поступление. Можно определить количество и состав секретов. Другие участвующие в балан­се факторы должны быть определены путем приблизительно­го подсчета (табл. 62).

Таблица 62. Положительные и отрицательные факторы баланса

+

-

Вода, образующаяся при окислительных про­цессах (см. 1.4.1 — поступление)

Perspiratio insensibilis (см. 1.4.1 — потери)

Образование воды при расплавлении тканей тела (см. 1.4.1 — поступление)

Perspiratio sensibilis (см. 1.4.1 — потери)

Очень ценным подспорьем для исследования водного ба­ланса является применение кровати-весов, с помощью кото­рых можно следить за содержанием воды в организме. Поль­зуясь ими, можно распознавать накопление воды в орга­низме.

Следовало бы предостеречь от слишком шаблонного при­менения полученных результатов в практике инфузионной те­рапии.

Например, было бы неправильным вычислять суточное количество ияфузионных жидкостей по следующему методу: потеря воды через легкие и кожу (около 1,2 л) + выводимое количество мочи = доза инфузионных растворов на последую­щие 24 ч, включая компенсацию дополнительных потерь (дренаж желудка и т. п.). При этом нужно думать, что вы­водимое количество мочи является следствием ряда регуля­торных процессов. При дефиците жидкости развивается олигурия. В этом случае нужно использовать большие объемы инфузионных растворов.

То же самое можно сказать и в отношении вычисления необходимого количества электролитов исходя из их дефи­цита в плазме, включая измеренные потери с мочой и иног­да с секретами. При дефиците калия этот метод дает слиш­ком низкие значения, так как в этом случае содержание ка­лия в суточной моче резко понижено.

Электролиты плазмы, кислотно-щелочное равновесие

Содержание натрия, калия и кальция в плазме быстрее и надежнее всего определяется методом пламенной фотомет­рии. Определение параметров кислотно-щелочного состояния приведено в 1.3.4.

На основании этих результатов можно составить ионограмму плазмы (рис. 137).

рСО2х0,03

Na +

Действительный гидрокарбонат

С1

К +

Остаток анионов

Са2+

2Mg2+

Протеин

Рис. 137. Данные лабораторных исследова­ний, представленные в форме ионограммы. Остаток анионов = Na++K++Ca2++2Mg+ — (действительный бикарбонат+хлорид+протеин); протеин = г/100мл х 2,41. Увеличение остатка анионов при повышении фосфата, сульфата и/или органических кислотных радикалов.

Для точного представления об электролитном обмене все­го организма служит измерение натрия, калия и других эле­ментов, участвующих в обмене, с помощью изотопов.

Для получения информации о состоянии внутриклеточного пространства часто используют эритроциты, так как они лег­ко подвергаются химическому анализу. Однако при этом нужно помнить, что отдельные виды клеток организма имеют другой электролитный состав и его динамику. Ввиду специ­фических функций в отдельных типах клеток несколько меняется как обмен веществ, так и содержание электролитов.

Различная динамика внутриклеточного натрия и калия установлена в печени и мышцах, например при странгуляци-онной непроходимости (Staib) и при дефиците калия (Losert). Несмотря на это, определение внутриклеточного со­держания электролитов в эритроцитах и биоптатах мышц считается допустимым.

Другим важным методом исследования является опреде­ление осмоляльности плазмы (более подробно см. 1.2.2).

Исследование крови

Определение гемоглобина, гематокрита, числа красных и бе­лых кровяных телец/мкл и лейкоцитарной формулы является обычными методами (при этом нужно помнить о влиянии де- и гипергидратации; см. табл. 10 и пояснения 2.1). На осно­вании полученных данных можно дополнительно определить следующее:

— Средний объем эритроцитов:

Гематокрит (в %) Х 10

———————————— = 85(78—92) мкм3.

Число эритроцитов (вмлн/мкл)

Это позволяет составить представление о внутриклеточном содержании воды: при гипертонической де- и гипергидрата­ции средний объем эритроцитов падает (содержание воды в эритроцитах), при гипотонической де- и гипергидратации средний объем эритроцитов увеличивается (содержание во­ды в эритроцитах).

— Средняя концентрация гемоглобина в эритроцитах/дл объема эритроцитов:

Гемоглобин (в г/дл) X 100

———————————— = 33,5 (31,5-35,5) г/дл.

Гематокрит (в %)

Средняя концентрация гемоглобина в эритроцитах исклю­чает влияние изотонической де- и гипергидратации на содер­жание гемоглобина. При гипертонических и гипотонических нарушениях изменяется средняя концентрация гемоглобина (см. табл. 10).

Прочие исследования: общий белок, концентрация альбу­мина в плазме, состояние свертывающей системы крови, са­хар крови (иногда толерантность к глюкозе), газовый анализ крови.

Измерение объема крови перед, во время и после операции (см. 3.5.1).

С помощью простой методики получается дополнительная информация, представляющая ценность особенно при острых кровопотерях, при которых гемоглобин вначале остается еще нормальным, а также при хронических анемиях, кото­рые посредством исследования только гемоглобина и гемато­крита диагностируются плохо. Объем крови определяют так­же для предупреждения избыточных трансфузий, особенно у больных, имеющих какие-либо повреждения органов, а так­же у стариков (Wasmuth, Hale).

Измерение центрального венозного давления

Центральное венозное давление является динамическим по­казателем объема циркулирующей крови и связано с сокра­тительной силой правого желудочка (см. также 3.1.5). Из­мерение центрального венозного давления — очень ценный метод контроля инфузионной терапии. Он указывает на де­фицит объема крови, позволяет провести точное замещение крови при кровопотерях, свидетельствует о границах функ­циональной возможности правого желудочка и защищает та­ким образом больного от избыточных инфузий или трансфу­зий (табл. 63). Так как техника его проста и не требует дорогостоящей аппаратуры, измерение центрального венозного давления должно чаще применяться при проведении инфузионной терапии.

Таблица 63. Соотношения между центральным венозным и артериальным давлением (модифицировано по Feurstein)

Центральное ве­нозное давление

Артериальное давление

Место нарушения

Причина нарушения

Объем крови

Гиповолемия,

Объем крови

Гиповолемия, централизация

Объем крови

Гиперволемия

Терминальный отдел

сосудистого русла

Вазопрессоры

Сердечная мышца

Сердечная недостаточность, тампонада сердца

Терминальный отдел

сосудистого русла

Расширение сосудов

Уровень центрального венозного давления позволяет су­дить об объеме так называемой системы низкого давления (венозная система, правое предсердие, легочное кровеное русло, левое предсердие). Система низкого давления пред­ставляет собой 80% всего объема крови, и центральное ве­нозное давление можно использовать как индикатор общего объема циркулирующей крови, если изменение объема крови не превышает 20—30% (Feuerstein) и сердце имеет нор­мальную сократительную силу.

При кровопускании и трансфузиях крови в системе низко­го давления происходят однозначные изменения венозного Давления. При трансфузии крови до 1000 мл артериальная система высокого давления принимает только 5 мл, осталь­ное распределяется в системе низкого давления, особенно в ее интраторакальном отрезке (Feuerstein). Можно предпо­ложить, что между изменениями венозного давления и объемом крови в определенных границах существует линейная зависимость.

Измерение центрального венозного давления и объема крови не исключают, а дополняют друг друга по информативности.

Рис. 138. Техника измерения центрального венозного давления (объясне­ния в тексте).

Техника измерения

Больной должен лежать на плоской поверхности совершенно спокойно (в течение 30 мин до измерения). Психическое воз­буждение нужно устранить. На центральное венозное дав­ление влияет также изменение внутригрудного давления.

Так как на периферическое венозное давление влияет ряд факторов, например венозные клапаны, давление тканей, положение руки и головы, только центральное венозное дав­ление дает удовлетворяющую информацию. При измерении центрального венозного давления конец синтетического зон­да вводят в полую вену, например в верхнюю полую вену (техника см. 6.4). Наполненный жидкостью (инфузионным раствором) синтетический катетер подводят к мерной линей­ке, укрепленной на штативе. Нулевая точка этой измери­тельной линейки находится строго на уровне правого пред­сердия. Жидкость течет в вену до тех пор, пока давление крови не сравняется с высотой водяного столба над нулевой точкой шкалы.

Для определения уровня предсердия исходят из того, что правое предсердие находится несколько выше середины диа­метра грудной клетки (рис. 138). Определить эту точку мож­но очень просто при помощи исследования верхушечного толчка. Он разделяет диаметр грудной клетки на 2/53/5 расстояния (подробности см. в работе Burri). Соответствен­но надежная контрольная точка: 6,6 см дорсально от angulus sterni (Debrimner, Buhler).

Измерительная система соединена с инфузионной системой по принципу сообщающихся сосудов (см. рис. 139). Путем закрытия клеммы А можно заполнить измерительную систе­му, путем открытия А и закрытия клеммы В можно прово­дить измерение.

Нужно помнить, что просвет искусственного катетера не так уж мал. Хотя диаметр зонда не влияет на точность опре­деления, малая эластичность трубки может играть роль.

Имеют значение свободное расположение канюли, устра­нение завихрений, например, вследствие сильного отведения плеча. Зонд при измерении должен быть несколько напряжен, так как при отрицательном давлении возникает опасность воздушной эмболии.

В настоящее время венозное давление можно определить и при помощи специального контактного прибора, который в части случаев можно ввести в сосуд.

Нормальные значения

В среднем центральное венозное давление должно состав­лять 8 см вод. ст.; нижняя граница — 3 см, а верхняя 10 (Burri, Allgower); у младенцев и маленьких детей 2—5 см (Stoeckel).

При введении больших количеств инфузионных растворов его нужно измерять после каждых 1000 мл. Инфузию пре­кращают, еслш центральное давление превысит 12—15 см вод. ст., особенно у больных с поражением сердца. В этих случаях необходимо обеспечить поддержку деятельности сердца (см. 3.1.6).