- •Оглавление
- •Введение. Цели и задачи исследования. Основные результаты
- •Задачи проекта
- •Реализация и основные результаты
- •Методология исследования
- •2.1. Социологическая экспедиция - комплексный метод исследования. Основные характеристики и особенности
- •2.2. Объект исследования
- •2.2.1. Выборка. Описание конкретных общин
- •2.3. Предмет исследования и рабочие гипотезы
- •2.4. Методика и инструментарий исследования
- •2.4.1. Используемые методы и инструментарий
- •2.4.2. Основные процедуры сбора данных и выходные документы Интервью с жителями селения, членами общины
- •Невключенное наблюдение и фоторегистрация
- •Экспертные интервью и внеэкспедиционные исследовательские процедуры
- •2.4.3. Полевая статистика времени
- •2.4.4. Дополнительные методологические замечания
- •2.5. Рабочий план исследования и его выполнение
- •2.6. Перспективы развития методологии и технологии социологических экспедиций
- •Основные результаты исследования
- •3.1. Община староверов в сельском поселении
- •3.1.1. Численность, структура, соотношение с другими жителями поселения
- •3.1.2. Понятие «община». Критерии идентификации общины и самоидентификация старообрядцев относительно принадлежности к общине
- •3.2. Механизм самоуправления в общинах
- •3.2.1. Сфера действия самоуправления в общинах староверов. Принятые способы (порядок) решения основных проблем общины
- •3.2.2. Реализация функций самоуправления в разных сферах жизни. Структура иерархии.
- •3.3. Лидеры общин и стилевые особенности управления (руководства)
- •3.4. Воспроизводство самоуправления
- •3.4.1. Система фиксации, хранения и трансляции правил, норм, знаний, опыта.
- •3.4.2. Порядок воспроизводства самоуправления (передача полномочий, власти)
- •3.5. Взаимодействие и согласование общинного самоуправления с внешними системами управления
- •3.5.1. Иерархическое взаимодействие внутри церкви и сетевое взаимодействие с другими общинами
- •3.5.2. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Согласование общинного самоуправления с текущим правовым контекстом (законодательством рф)
- •Заключение. Основные выводы Основные выводы, касающиеся объекта исследования
- •Основные выводы, касающиеся предмета исследования
- •Основные выводы, касающиеся методологии исследования
3.5.2. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Согласование общинного самоуправления с текущим правовым контекстом (законодательством рф)
История старообрядчества в СССР, включающая раскулачивание, коллективизацию, физическое уничтожение, последующие преследования и запреты резко сократили численность общин. На фоне жесткого администрирования государством хозяйственной, духовной, культурной и светской жизни, это привело к тому, что старообрядчество в СССР из влиятельной, самостоятельной силы, превратилось в очень ограниченные по численности, сугубо религиозно ориентированные небольшие сообщества, в основном, пожилых людей.
Вымывание лидеров, способных своим примером влиять на общественную жизнь, привело к тому, что общины «закуклились», ограничивают свою деятельность только религиозным общением. На сегодняшний день самоуправление старообрядческих общин сводится исключительно к внутри религиозной деятельности. И хотя в последнее время отмечается лояльность власти по отношению к церкви, но сломанное уже не вернешь. Тем более что лояльность власти в основном сводится к поддержке РПЦ, а не старообрядчества.
При этом старообрядческие общины (община в данном случае рассматривается как общественная организация) являются объектом государственного регулирования и вынуждено вступают в отношения с государством. Регистрация общин, ведение финансовой деятельности (при ее наличии), выделение земли при постройке храма или молельного дома и т.д. – все это является предметом государственного регулирования и происходит в строгом соответствии с законодательством и требованиями надзорных органов. И только на этом уровне происходит взаимодействие общин (организаций) с органами власти.
Государство является и основным работодателем для членов общин, оно же решает все вопросы социального обеспечения (пенсии, пособия), но не как членов общины, а как граждан страны. И даже не принимая государства, наиболее ортодоксальные старообрядцы вынуждены обращаться к власти при решении мирских вопросов.
С другой стороны, члены общины, являясь гражданами государства, обязаны выполнять законодательство РФ. В ходе исследования не выявлено противоречий между членством в староверческой общине и выполнением требований государства к свои гражданам.
Таким образом, можно констатировать, что взаимодействие государства со старообрядчеством происходит на двух уровнях:
между государством и общественной организацией (старообрядческой общиной).
между членами общины и государством – как граждане РФ. Члены общин подчиняются законам государства.
При этом старообрядческие общины, в отличие от многих других общественных институтов или общественных организаций (например, РПЦ), не влияют на политическую, светскую и хозяйственную жизнь государства в целом.
Однако в местах традиционного распространения старообрядчества, где большинство жителей являются православными (старообрядцами по крещению), даже при малочисленности самих общин, лидеры общин традиционно обладают определенным влиянием на жителей этих поселений. В зависимости от авторитета руководителя (уставщика, наставника, священнослужителя) это влияние может быть разным, но оно есть. И этим пытаются пользоваться представители власти. В основном - в период выборов или при необходимости провести какое-то решение.
Характерный пример взаимодействия представителей власти и общиной: глава сельского поселения идет за благословлением на новый срок к руководителю общины, полагая, что взяв такое благословление, он получит дополнительный канал воздействия не только на членов общины, но и на остальных жителей села.
В свою очередь члены общины порой идут в депутаты (формально не являясь членами общины) для решения общих для села вопросов. Отметим особо, их цель - решение проблем не общины, а именно общесельских проблем. Но это, как правило, редкие случаи, так как члены общин, в основном, пожилые люди, замкнутые только на своих проблемах. Подобные явления – это, скорее, гражданская позиция человека, никак не связанная с его принадлежностью к старообрядцам.
И, наконец, третий вариант взаимодействия - отдельные представители органов власти вступают в контакт со старообрядческими общинами. Представитель власти, сам являясь верующим и старообрядцем по крещению, но не членом общины, искренне верит, что обращением к Богу, молитвой – он может поправить свои дела. Характерный пример: обращение чиновника к представителям старообрядческой общины (помолиться за него) как противовес алтайским шаманам, желающим его смещения.
Представление о возможном влиянии общин подталкивает ряд руководителей, политиков предлагать помощь старообрядческим общинам (строительство церкви, молельного дома и т.п.) или поздравлять в день именин настоятеля и т.д. в обмен на лояльное к себе отношение. Например, старообрядческая церковь в одном из сел Пермской области появилась по инициативе депутата местного совета. Аналогичные предложения поступали от представителей власти и в других селах старообрядцев.
При этом уровень и желание представителей государства «взаимодействовать» с представителями старообрядческой церкви напрямую зависит от численности общины, авторитета руководителя и ее организованности. Последнее (организованность) в том числе зависит от принадлежности общины (толка, согласия).
К беспоповцам – значительно меньше «предложений» в сравнении, например, с поповцами. В частности, эта тенденция ярко выражена в староверческих общинах белокриницкого согласия. Численность, иерархическое построение, организованность РПСЦ в Пермском крае делает ее привлекательной, в том числе, для «новых староверов» - людей из старообрядческих семей, имеющий советский партийно – хозяйственный опыт. Эти люди, приходя в РПСЦ, привносят туда свои навыки управления, связи с руководством территорий, представителями бизнеса. Эти люди дают рычаги влияния на власть и бизнес. И наоборот, представители власти и бизнеса стремятся заручиться поддержкой руководителей общин. Один из респондентов рассказывал исследователям про одного бизнесмена-армянина, который как-то сказал фразу, характеризующую эту ситуацию: «Если нужно для бизнеса – я стану старовером». Для «новых староверов», приходящих в общины, главным ресурсом является включенность во власть и семейные связи с бизнесом. В какой-то степени РПСЦ в Пермском крае повторяет путь РПЦ.
Следует отметить, что «государственная жизнь», регламенты, принятые в государстве, все больше проникает и во внутриобщинные отношения.
Примером этого является процедура выборов делегатов Освященного Собора представителями Рогожской старообрядческой общины (Москва). Все члены общины для голосования должны иметь именные мандаты. Делегатом может быть избран только член общины, прописанный в этой местности. Несоответствие этого требования у одного из кандидатов привело к потребности пересмотра устава общины. Согласно «Соборным правилам», избранный на Освещенный Собор делегат должен представить выписку из протокола собрания своей общины, заверенную печатью общины.
Это только один пример, когда правила, действующие в государстве, становятся правилами во внутрицерковных процедурах.
