- •I Вселенский собор и его постановления.
- •II Вселенский собор.
- •Тема 6. Святитель Иоанн Златоуст.
- •Состояние духовного просвещения в VI - VIII веках.
- •III Вселенский Собор.
- •IV Вселенский Собор 451 года в Халкидоне.
- •V Вселенский собор.
- •VII Вселенский собор.
- •В 820 году император Лев Армянин был убит прямо в соборе Святой Софии216. Новый император Михаил Косноязычный, возвращает православных из ссылок, но не дает им права занимать общественные должности.
- •Административное устройство Церкви. Церковное управление.
- •Вселенское соборное управление и церковное законодательство.
- •Лекция 13. Церковное благочиние и благочестие в период Вселенских соборов.
- •Места общественного богослужения.
- •Богослужебные времена и праздники.
- •Христианская жизнь.
Административное устройство Церкви. Церковное управление.
Второе правило II-го Вселенского Собора говорит том, что «областные епископы да не простирают своей власти на Церкви за пределами своей области»235. Этим постановлением, Собор стремится упорядочить церковную жизнь. К этому времени «территориально-административный строй Церкви более или менее соответствовал таковому же строю империи»236, и Собор стремится закрепить эту практику на высшем уровне. Как мы уже упоминали, империя состояла из провинций (епархий), которые объединялись в диоцезы. Совокупность диоцезов составляла префектуру. По аналогии и административное деление в Церкви принимает ту же форму: «несколько епархий объединяются в округа, которые можно назвать митрополичьими, во главе их стоят иерархи с титулом митрополитов или архиепископов»237. Митрополиты созывали соборы провинции, поставляли епископов. Права митрополита ограничивались поместными соборами, которые должны были собираться один раз в полугодие.
Исторически происходит процесс возвышения отдельных кафедр, которые имеют важнейшее значение в жизни империи, и, таким образом, объединяют вокруг себя епархии из нескольких диоцезов. Таковы Римская, Константинопольская, Александрийская и Антиохийская кафедры, а в силу своего священного исторического значения – и Иерусалимская кафедра. Епископам этих кафедр на IV Вселенском соборе усваивается именование патриархов.
В данной системе управления существовали исключения - Церкви с самостоятельным управлением (автокефальные). На Востоке это была Кипрская Церковь, на Западе - Медиоланская, Аквилейская, Равенская и Карфагенская. Их предстоятели чаще всего носили титул архиепископов, но при этом имели преимущества перед митрополитами.
В VII веке православный Восток (Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархаты) подпадает под власть турок. Соответственно с этим возвышается значение Константинополя.
Вселенское соборное управление и церковное законодательство.
Высшей инстанцией церковной власти являются Вселенские соборы. Соборным управлением обусловливается церковное единство в широком смысле этого слова. Оно достигает своего расцвета в IV веке, когда Церковь вступила в эпоху Вселенских соборов, решавших важнейшие вопросы церковной жизни.
Теоретически, церковные соборы, должны были проходить при поддержке, но без влияния светской власти. Однако, на практике такое положение дел встречалось крайне редко238.
Все постановления Вселенских соборов, утвержденные имперской властью имели статус общеобязательных. Постановления поместных соборов становились обязательными для всех поместных Церквей после утверждения Вселенскими соборами.
К окончанию эпохи Вселенских соборов церковное законодательство, основывалось на правилах, разработанных
семью Вселенскими соборами;
поместными соборами: Анкирским (314), Неокесарийским (315), Гангрским (370), Антиохийским (341), Лаодикийским (364), Сардикийским (343), Карфагенским (419), Константинопольскими (861 и 879);
святыми отцыми.
Причины и история развития папского примата.
В Западной Церкви всегда находилась в исключительном положении Римская кафедра. Во-первых, в силу того, что Рим долгое время являлся столицей империи, а во вторых – по своему апостольскому происхождению. Со временем это привело не только к первенству чести этой кафедры, но и к открытым притязаниям ее епископов на единоличное главенство в Церкви, что выразилось в теории папского примата.
Для обоснования этого тезиса католические апологеты ссылаются на евангельские слова Иисуса Христа, сказанные ап. Петру: "Ты - Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 13-19); "...Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих" (Лк. 22, 31-32); а также на текст Ин. 21, 15-17, где Господь трижды вопрошает апостола Петра о любви к нему и повелевает пасти своих овец.
Указанные Евангельские места являются главными аргументами идеи примата Римского епископа, однако имеются и другие основания для ее утверждения:
руководящая роль ап. Петра среди апостолов (Деян. 1,15; 2,14; 4,8; 5,3; 5,8; 5,29);
основание ап. Петром Римской кафедры и смерть его в Риме;
ссылка на традицию древней неразделенной Церкви среди пяти патриархов упоминать в богослужении Римского епископа первым, что якобы отражало признание первенствующей его роли.
Во многих спорных ситуациях папы пытались провести свою линию в качестве решения для всей Церкви.
Уже папа Стефан (254-257) в споре о перекрещивании еретиков, аргументируя свою правоту, впервые ссылается на свое преемство от ап. Петра. Указанный момент можно назвать первым официальным проявлением папского примата.
Взгляд на примат папы можно найти в работах святых отцов Церкви того времени, среди которых были и сами Римские папы. Так, Лев Великий (440-461) пишет: «Петр признан камнем Церкви только за свою особенную твердую веру, за свою личную добродетель»239. А вот блаженный Августин, объясняя одно из своих высказываний, говорит: «Я где-то сказал об апостоле Петре, что на нем, как на камне, построена Церковь; но я знаю, что после я часто понимал слова так, что камень, на котором построена Церковь, представленная Петром, - есть Христос»240. Вполне определенно бл. Августин понимает и символизм евангельского отрывка о ключах: «Если бы Петр не был символом Церкви, ему не было бы сказано: «дам тебе ключи Царства небесного». Когда Петр получил ключи, он знаменовал всю церковь»241.
В эпоху догматических споров мы видим, что очень часто Рим занимает православную позицию, в то время как Восток подвергается еретическому заражению. В этих условиях папы всегда стремятся упомянуть о римской кафедре, как о хранительнице Православия, и подчеркивают при этом: «Всех этих соблазнительных явлений и не было бы совсем, если бы вы держались старого обычая - сначала обращаться к нам, a затем уж и делать постановления»242.
Когда IV Вселенский собор своим 28-ым правилом даровал Константинополю, как Новому Риму второе место в списках кафедр, после Рима Старого, папа Лев Великий отверг это постановление, и оно никогда не признавалось Римской кафедрой в этой редакции.
В конце 869 года в Константинополе созывается собор с участием папских легатов. Этот Малый Свято-Софийский собор католиками считается VIII Вселенским собором. На первом заседании присутствовало всего 12 епископов, число которых затем возросло всего до 80243. Такое значение столь малочисленному собору Запад придает в потому, что на соборе папа потребовал от всех участников подписать особый документ – о признании верховной власти папы и преимущества Римской кафедры. Формулу подписали, но через 10 лет 383 восточных епископа в присутствии папских легатов отменили решения этого собора244.
Тем не менее, с течением времени примат папы утвердился в католической Церкви, и даже был дополнен учением о непогрешимости папы в вопросах вероучения, когда он выступает как Римский первосвященник.
До настоящего времени папа носит титул: «Епископ Рима, заместитель Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, архиеписком и митрополит провинции Романии, суверен государства – града Ватикан, раб рабов Божих»245.
