Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kratkie_otvety_na_voprosy_zacheta.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
237.57 Кб
Скачать

38. Аргументы "за" и "против'" эвтаназии;

Попытаемся теперь кратко суммировать аргументы и контраргументы как сторонников, так и противников эвтана­зии. Те, кто выступают в защиту эвтаназии, обычно обосновы­вают свою позицию следующими доводами:

1.Человеку должно быть предоставлено право самоопре­деления.

2.Человек должен быть защищен от жестокого и негу­манного лечения.

3.Человек имеет право быть альтруистом.

4.“Экономический” аргумент. Порой утверждается, что лечение и содержание обреченных отнимает у общества немало средств, которые можно было бы, узаконив эвта­назию, использовать более рационально. Не говоря уже о том, что экономические соображения далеко не всегда являются приемлемым доводом при обсуждении мо­ральных проблем, необходимо отметить еще и следую­щее. Такого рода аргументация находится в опасной близости к тем соображениям, которыми руководство­вались нацисты, осуществляя свои бесчеловечные про­граммы “оздоровления нации”. К этому можно еще до­бавить, что, согласно данным некоторых подсчетов, ре­альная экономия средств при широком введении актив­ной эвтаназии оказалась бы исчезающе малой.

Обратимся теперь к аргументам противников активной эв­таназии.

1.Активная эвтаназия суть покущение на непреходящую ценность, каковой является человеческая жизнь. Не только в христианстве, но и во всех других религиоз­ных конфессиях в качестве одной из высших ценностей выступает святость человеческой жизни, а потому само­убийство и эвтаназия рассматриваются как нарушение божьей воли.

2.Возможность диагностической и прогностической ошибки врача.

3.Возможность появления новых медикаментов и спосо­бов лечения. Порой надежда на такое новое средство гра­ничит с верой в чудо, но едва ли разумно подвергать мо­ральному осуждению смертельно больного человека или его близких, которые верят в возможность чуда.

4.Наличие эффективных болеутоляющих средств.

5.Риск злоупотреблений со стороны персонала.

6.Аргумент '"наклонной плоскости”. В каком-то смысле он близок к предыдущему. Суть его в следующем: коль скоро эвтаназия будет узаконена, то, пусть даже в зако­не будут прописаны жесткие требования к ее практиче­скому осуществлению, в реальной жизни постоянно бу­дут возникать ситуации “на грани” узаконенных требо­ваний.

39. Что такое хосписы и есть ли они в России? Какие виды помощи оказываются пациентам в хосписе?

Хоспис (от англ. hospice) — медицинское учреждение, в котором больные с прогнозируемым неблагоприятным исходом заболевания получают достойный уход и обслуживание. Пациенты хосписов окружены обычными «домашними» вещами, к ним открыт свободный доступ родственникам и друзьям. Медицинский персонал оказывает паллиативную медицинскую помощь.

Различные формы организации паллиативной медицины - это патронажная служба помощи также на дому, дневные и ночные ста­ционары, выездная служба (“скорая помощь”), специализированные отделения больниц общего про­филя и т.д. Действенность помощи умирающим определяется комплексным подходом к решению их проблем, бригадным ха­рактером деятельности участвующих в этом деле врачей-специалистов, медицинских сестер, психологов, а также представи­телей духовенства, добровольцев, получивших специальную подготовку. Незаменима при этом роль близких родственников и друзей пациента, которые, однако, и сами нуждаются в ква­лифицированных советах и руководстве.

Когда врач и его коллеги владеют всем арсеналом средств и методов паллиативной помощи, они имеют моральное право сказать умирающему; “Мы поможем тебе пройти через ЭТО”.

Из всех проблем умирающего больного проблема борьбы с болью часто является самой насущной и неотложной. Сразу же следует сказать, что такие больные имеют законное право на применение в соответствии с их состоянием имеющихся в на­личии обезболивающих средств.

Борьба с болью есть непременное условие реализации од­ного из фундаментальных прав пациента - права на достойное умирание, о чем, в частности, специально говорится в приня­той ВМА “Лиссабонской декларации прав пациента” (1981 г.). Однако достижение этой цели рано или поздно требует от вра­ча назначения таких доз обезболивающих лекарственных средств, которые сами по себе могут влиять на сокращение жизни пациента. Назначая такие дозы обезболивающих ле­карств, врач исходит из того, что более важным для такого па­циента является качество, а не продолжительность его жизни. Иногда, с целью облегчения страданий умирающего, бывает разумнее отказаться от каких-то методов лечения, которые бу­дут продлевать не столько жизнь, сколько процесс умирания.

В понятии ‘‘качество жизни” соотносятся два аспекта: объективный и субъективный. В ситуации умирающего боль­ного улучшение объективных параметров качества его жизни не ограничивается только решением клинических проблем и проблем сестринского ухода, но выражается также в создании для него возможно более комфортных условий существования в целом.

И все-таки в конечном счете качество жизни имеет субъ­ективное выражение. Умирающий пациент, избавленный с по­мощью грамотного паллиативного лечения от боли, имеющий возможность общаться с семьей и друзьями, способный даже в последние дни своей жизни на высшие духовные проявления, наверное, вполне искренне может сказать, что он счастлив. Не­обходимо еще раз отметить, что в помощи нуждается не только умирающий, но и его близкие, переносящие тяжелейший пси­хоэмоциональный шок. Поэтому в рамках хосписного движе­ния психологической и социальной поддержке членов семей умирающих придается большое значение.

В комплексной характеристике качества жизни особое ме­сто занимает моральное самочувствие пациента. Одним из кри­териев успешного паллиативного лечения умирающего больно­го (и в особенности - хорошего сестринского ухода) является расширение возможностей самообслуживания больного, что одновременно увеличивает его самоуважение. Любые проявле­ния нормальной жизни (чтение, прием посетителей и т.п.) должны поощряться. Умирающий человек особенно остро чув­ствует недостаток заботы о нем. В таком положении человек имеет право на капризы и даже на чувство злости. Надо уметь соглашаться с больным, отказывающимся, например, от еды или от приема посетителей. Принятый в хосписах обычай вы­полнения последнего желания умирающего есть как бы логи­ческое завершение этой линии поведения, всей философии паллиативного лечения.

Пациент, узнавший о том, что его болезнь неизлечима, как правило, впадает в состояние шока. Состояние шока сменяется отрицанием заболевания, растерянностью, депрес­сией, паникой, у многих - чувством вины, гнева, жалости к се­бе, по выходе же из кризиса - позитивными действиями и при­мирением с действительностью. Считается, что страх смерти особенно выражен у больных СПИДом, в частности потому, что их возраст, как правило, не превышает сорока пяти лет, то есть возраста, когда человек еще не привык думать о неизбеж­ности смерти, что свойственно людям пожилым.

Когда развивается клиническая картина СПИДа или ино­го неизлечимого заболевания, практически все больные не со­мневаются в своей обреченности. Врач, как и все, кто оказыва­ет помощь и психосоциальную поддержку таким больным, дол­жен помнить о возможности возникновения у них суицидальных мыслей и намерений. Успех паллиативного лечения может суще­ственно снизить актуальность суицида для пациента. И дело не только в избавлении умирающего от страха перед болью и в возникновении у него ощущения защищенности. Паллиатив­ное лечение - это еще и средство, противостоящее чувству оди­ночества, отчуждения от мира людей, которые испытывают все умирающие.

Обращенность сознания умирающего к духовным аспек­там человеческого бытия, к вопросам смысла жизни общеизве­стна и характерна. Помощь умирающим сопряжена с сильнейшими стрессо­выми реакциями у медицинских сестер, врачей и вообще всех, кто участвует в этой работе. Основные стрессовые факторы - переживание неизбежной утраты тех, о ком проявлено столько заботы, кому отдано столько душевных и физических сил; чув­ство неуспеха медицинского лечения; участие в часто случаю­щихся в такой ситуации конфликтах и т.д. Состояние эмоцио­нального и физического истощения медицинского персонала, заня­того помощью умирающим, получило в литературе название “синдрома выгорания".

Специалисты в области паллиативного лечения подчерки­вают, что у умирающих пациентов в определенном смысле можно возродить и поддерживать надежду.

В России на сегодняшний день действует более 70 хосписов. Мировой опыт показывает, что один хоспис должен обслуживать район с населением 300-400 тысяч человек.