Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кузнецова диплом (корректива) (1).docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.42 Mб
Скачать
  1. Путин – преступник

Довольно часто в западной прессе можно столкнуться с изображением Путина как преступника или авантюриста, который ведет игру против некоего врага. Иногда, авторы прибегают к использованию иронии, дабы ослабить основную линию «Путин – диктатор», в которой авторы иногда любят доходить до крайностей, изображая Путина как непобедимого злодея.

  1. Американский The Week использует карикатуру Путина, играющего сам с собой в шахматы. Авторы не умаляют угрозу, исходящую от Путина в решении украинского кризиса, но в то же время, карикатура понижает градус опасений вокруг образа Путина-диктатора. Название статьи «Putin vs. Ukraine» (Путин против Украины) никак нельзя приравнять, например, «Врага мира». См. Приложение 7, рис. 1.

  2. Time, однако, выбирает создание образа Путина-преступника, внешне похожее на Путина-диктатора: красный цвет обложки, и лицо Путина, наполовину скрытое изображением митингующей толпы, близко по тематике к первой группе. Название статьи также ослабляет возможную тревогу читателя: «Putin’s gamble. Russia’s leader seems to hold all the cards in Crimea. But he hasn’t won yet» (Авантюра Путина. Российский лидер, кажется, держит все карты в Крыму. Но он все еще не выиграл). См. Приложение 7, рис. 2.

  3. Британский The economist в 2006 году издал статью «Не шутите с Россией»: фотоколлаж представляет Владимира Путина в образе чикагского гангстера. Однако, вместо настоящего пистолета в руках у него — пистолет заправочный: на рубеже 2006-2007 годов Запад всерьез опасался привычки российских властей «играть энергетическими мускулами» и шантажировать партнеров угрозой прекращения поставок ресурсов. См. Приложение 7, рис. 3.

Как мы видим, образ президента Путина видится западным журналистам в мрачных тонах. Некоторые видят в нем реальную угрозу миру, другие – авантюрного мошенника, с которым невозможно иметь дело. Вкупе с тем, что образ самой России, как мы показали в предыдущем параграфе, основан на стереотипном восприятии нашей страны, ситуация значительно усугубляется из-за негативного образа главы государства. Так как страна и лидер зачастую рассматриваются как единое целое, становится все сложнее наладить работу имиджмейкеров по созданию образа привлекательной России.

2.3. Лингвистические стратегии формирования положительного образа России

В 90-е годы, после распада СССР, отечественные ученые не сильно задумывались о международном имидже России. Изменения в этом вопросе начали происходить в 2000 году, когда В.В. Путин впервые пришел к власти. Стремительное и повсеместное повышение цен на энергоносители обеспечили приток финансовых средств в российский бюджет. Этот финансово-экономический подъем напомнил российскому руководству о роли России на мировой арене, ее участие в важных международных процессах.

На Западе, однако, подобное повышение интереса в возрождении России из руин и пепла, а вместе с ним – улучшение финансового положения в стране вызывало обеспокоенность. С началом второго президентского срока В.Путина усилились критические отзывы о действиях российских властей. Подобная перемена отношения к России дала начало широкому изучению проблемы построения образа государства в мировом сообществе.

Необходимо было противопоставить агрессивному настрою по отношению к внутренней и внешней политики России в информационном пространстве постепенное претворение в жизнь комплекса мер по созданию позитивного образа нашей страны за рубежом. В первую очередь, это было рассчитано на страны Западной Европы и Америки.

Сейчас никак нельзя упустить из виду тот факт, что Россия стала своеобразной ареной борьбы за природные ресурсы, которая в будущем может решить судьбу всего человечества. РФ находится прямо в центре международных противоречий, и чтобы обеспечить себе дальнейшее достойное развитие, необходимо опираться на научно обоснованные теории, в том числе, и по построению своего собственного положительного образа.

В создании преимущественно негативного имиджа России не последнюю роль играют СМИ — эффективнейшие инструменты формирования образа. Именно благодаря СМИ образ нашей страны за последние десять лет в значительной степени ухудшился.

Международный имидж России как экономически и социально отсталой страны по большей части был сформирован в результате информационной войны США против СССР. Парадокс заключается в том, что образ коммунистической «Империи зла» в зарубежных СМИ и общественном мнении был не так негативен, как образ побежденной постсоветской России в 90-е. СССР многие считали правопреемником Российской Империи, а заодно – и богатого культурного наследия. Теперь можно наблюдать обратную тенденцию – противопоставление нынешней России цивилизованному миру.

Исследования показывают, что применение PR технологий может способствовать продвижению позитивного имиджа России в сознание собственной и мировой общественности. Для этого необходимы объединенные усилия в теоретическом и профессиональном плане со стороны таких специалистов, как: социологов, экономистов, психологов, консультантов по предвыборным технологиям, спичрайтеров, политологов и других профессионалов в деле построения положительного образа страны.

Эту программу следует поддерживать органам власти и российского правительства как ключевую задачу по внешней политике, которая поможет наладить более устойчивое и благоприятное, всестороннее вхождение России в глобальное мировое сообщество.

В настоящее время накоплен богатый практический опыт по использованию PR технологий в деятельности органов государственной власти по созданию имиджа страны. Оно строится на трех принципах:

  1. Необходимо представлять образ страны как некий субъект, которой выполняет определенные функции, главная из которых – власть. Это подразумевает объяснение людям то, чем занимается правительство и президент, каковы их цели и задачи. Иными словами, первый принцип формирования образа напрямую зависит от заинтересованности и информированности граждан.

  2. Страна должна иметь свою «репутацию», и неустанно демонстрировать свои положительные черты.

  3. Последний принцип требует решения непростой задачи, а именно четкого формулирования национальной идеи, которая объединяет нацию и разъясняет саму сущность страны.

Как мы упомянули, СМИ являются главным мерилом, ключевым элементом в создании образа государства. При создании положительного имиджа страны при помощи языковых средств не стоит заново изобретать колесо, так как вполне допустимо, по нашему мнению, использование тех же средств, которыми оперируют западные журналисты при формировании образа России. Сравнительная и оценочная лексика, употребление метафор, на которые мы обращали внимание в предыдущих параграфах, также могут использовать и наши специалисты, лишь с учетом одной детали: необходимо поменять их окраску с отрицательного на положительный.

В качестве примера рассмотрим, как отражается в зарубежных СМИ процесс вхождения Крыма в состав России: подавляющее большинство использует термин «annexation » - аннексия, который трактуется не иначе, как «насильственное присоединение», и сразу же создается образ государства-агрессора. При создании положительного образа целесообразно заменить термин «annexation» на «accession» - вхождение, что подразумевает добровольный характер действия.

Другим ключевым моментом является то, что необходимо создавать этот новый положительный образ России в рамках следующих направлений:

1. Стабильное положение России во всех сферах общественной жизни, устойчивость ее внутренней системы власти и управления, открытость России для международного сотрудничества;

2. Привлекательность российской экономической системы для зарубежных инвесторов, которая подразумевает не только усовершенствование государственных механизмов обеспечения их прав и гарантий на территории России, но и правильным преподнесение потенциальным инвесторам информации и акцентирование их внимания на явные преимущества сотрудничества с Россией.

3. Добродетельные и образованные российские люди, не имеющие ничего общего с характеристикой как отстающего и «вечно догоняющего».

Например, если мы пишем в ключе первого направления – стабильности, необходимо использование соответствующих языковых средств: в нашем случае это, скорее всего, использование таких эпитетов как надежный, устойчивый, доверительный.

Помимо этого, желательно отойти от использования стереотипных образов восприятия России или главы государства. Как мы показали в двух предыдущих параграфах, стереотипы, вкупе с негативно окрашенными языковыми средствами, способны сформировать целиком и полностью отрицательный имидж государства.

Что касается графических средств формирования положительного образа, то следует принять во внимание тот факт, что, если на бумаге шанс отказаться от использования стереотипов более высок, то в невербальной коммуникации восприятие РФ зачастую не может обойтись без стереотипов.

В подобных случаях необходимо решить проблему использования стереотипов нетрадиционным способом. Так как стереотипы едва ли поддаются изменению в сознании людей, необходимо посмотреть на них с другой стороны и постараться «расширить» их – добавить новые черты или добавить положительные краски в сам образ стереотипа.

Отличным примером хорошо продуманной работы имиджмейкеров является та же Олимпиада в Сочи. На церемонии открытия и закрытия игр перед организаторами стояла сложная задача – необходимо было представить Россию в ином свете, отличном от образа построенного СМИ для иностранцев, однако далеко отходить от традиционного образа, который близок самим россиянам, было невозможным.

Задача осложнялась и некоторыми неоднозначными событиями в истории России, например Сталинская диктатура в 30-е и 40-е годы 20 века. Также уникальное географическое положение России – и в Европе, и в Азии – обязано было представить как западную, так и восточную сущность России.

Создателям шоу необходимо было подчеркнуть также и державность России, показать ее в виде империи, что также вызывало трудности, ведь империя обычно предполагает определенную долю милитаризма. Вместо военной тематики, был сделан упор на культурную империю и делался акцент на искусстве.

Так, вместо войн 1812 года был показан бал Наташи Ростовой, а в неоднозначно принимаемом на Западе советском периоде – проблема решилась при помощи движения авангардистов в 20 – 30-х годах XX века.

Организаторы также подчеркнули такие важные для россиян моменты, как: Россия – страна больших просторов, Россия – многонациональное государство и Россия православная. В «Русской азбуке» было представлено большинство ассоциаций, связанных с Россией, однако стоит признать, что они были блестяще обыграны нестандартным образом – так, букву Ы – представляло слово мы, твердый знак – Пушкин, а последнюю букву в алфавите неожиданно представило само название России.

См. Приложение 8, рис. 1 и 2.

Что касается более стереотипных образов – например, образа медведя – организаторы решили не отказываться от него и использовать его в качестве талисмана игр, однако при этом расширив образ – к олимпийскому мишке добавили также леопарда и зайца – своеобразная отсылка к русской тройке.

Как мы видим, создание положительного образа России за рубежом является достаточно кропотливой и трудоемкой работой. Ситуация осложняется тем, что в самих странах Запада, этот образ, благодаря многолетней пропаганде, которая часто повторяет слоганы времен холодной войны, и нелестным статьям в СМИ, хорошо закрепился в сознании граждан.

В нашей стране количество высококвалифицированных специалистов-имиджмейкеров в сфере СМИ невелико, по сравнению со странами Европы и Северной Америки. На решение этой проблемы уйдет не один год, и за это время вполне могут появится новые средства для создания образа государства или ведения информационной войны.