
- •Лекция № 3 Творческая судьба в. Маяковского План
- •1. Современный взгляд на творчество Маяковского
- •2. Краткий обзор жизненного и творческого пути поэта
- •3. Новаторский характер ранних произведений Маяковского
- •А вы могли бы?
- •Послушайте!
- •4. Творчество Маяковского послеоктябрьского периода
- •5. Лирический эпос Маяковского
- •6. Сатира Маяковского 1920-х годов
- •Новаторство поэзии в. Маяковского.
5. Лирический эпос Маяковского
Более человечна по содержанию интимная лирика Маяковского. Известны женщины, вдохновившие поэта на ее создание: Лилия Брик, Татьяна Яковлева. Лилия Брик - жена лефовца Осипа Брика, яркая личность, первая слушательница стихов. Ей, а также своей последней симпатии артистке МХАТа Веронике Полянской,. наряду с матерью и сестрами, Маяковский завещал право на собственность. В 1925 году отношения между ними прекратились, но подаренное ею кольцо поэт носил всю жизнь.
В 1928 году в Париже поэт познакомился с Татьяной Яковлевой, 21- летней племянницей русского художника - эмигранта. Ею в то время интересовались Сергей Прокофьев, позже - Дали, Пикассо, Бродский. В поэта девушка влюбилась, сочтя его нежным и добродушным. В Россию вернуть ее из Франции поэту не удалось: не дали визы в 1929 году. Осенью 1929 года она вышла замуж за виконта дю Я леей, погибшего во время войны с фашистами, борца Сопротивления. Умерла в США в 1991 году, вторично выйдя замуж.
Этим женщинам посвящены стихи «Лиличка! вместо письма» и «Письмо Татьяне Яковлевой», а также поэмы «Люблю» (1922) и «Про это» (1923).
В этих произведениях поэт деликатен, восторжен и нежен. В них искрится настоящее, а не поддельное чувство. Автор радуется и страдае одновременно, но больше — радуется.
Cтихотворение «Литчка. Вместо письма» (1916) написано в Петрограде. Преданности поэта любимой нет границ. Она выражается трепетном действии («руки твои, исступленный, гладил», «Выбегу, // юлом в улицу брошусь я», «А у любви твоей и плачем не вымолвишь о|дых»; «Тебя короновал»; «душу цветущую выжег»). В подборе нежных, светлых эпитетов («дорогая», «хорошая», «любимое имя», «цветущая душа»). В ласковых метафорах и сравнениях («Слов моих сухие листья», « {вон твоего любимого имени», «любовь моя - тяжелая гиря», «горечь обиженных жалоб»). Особенно удивительная, до бесконечности нежная метафорическая концовка стихотворения:
Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
Поэту не хватает обычных слов. Отсюда - неологизмы, характеризующие напряженное состояние его души: «в опожаренном песке», «дай в последнем крике выреветь».
В этом стихотворении, в отличие от патриотических, гражданских вещей, поэт умело раскрывает психологию героя:
День ещё -
Выгонишь,
Может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
Сломанная дрожью рука в рукав.
Центральными образами-сигналами светло-трагического переживания становятся слова: дорогая - хорошая - любовь-звон любимого имени - душа цветущая - последняя нежность.
Поэт сумел создать элегию грустную и трагическую одновременно.
В «Письме Татьяне Яковлевой» (1928) поэт чрезвычайно нежен. В самом начале он отвергает ту любовь, что покупается на время и за деньги:
Я не люблю
Парижскую любовь: -
Любую самочку
Шелками разукрасьте,
Потягиваясь, задремлю, сказав
Тубо - собакам
Озверевшей страсти.
Проводит резкую линию между животной страстью (собаки упоминаются не случайно) и истинным, высоким чувством:
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Образ любимой женщины в стихотворении светлый и нежный, почти пушкинский:
Ты одна мне
Ростом вровень
Стань же рядом
С бровью брови.
Отношение к ней автора — доброе теплое: он называет ее на «Вы», не! приказывает, а просит «идти на перекресток» ею «больших и неуклюжих рук», будто боится причинить ей физическую боль.
Стихотворение заканчивается инвективой об осуществлении замысла героя вернуть любимую женщину в Россию любой ценой, даже ценой завоевания Парижа:
Не хочешь?
Оставайся и зимуй
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем.
Обратим внимание на то, что стих полутонический, почти силлабо-тонический: короткие (1 и 4) и длинные (2 и 3) строки написаны 4-х и 6-ти-стопным ямбом. Рифма — созвучие в конце строк — в данном случае богатая, новаторская («зимой — возьму», «нанижем — Парижем»).
Стихотворение «прозрачное» в стилевом отношении: не перегружено экзотическими образами, неологизмами.
По жанру это преобразованное в письмо послание любимой женщине, лирический монолог, к ней обращённый, с оттенком лёгкой грусти, просветлённой надеждой о скорой встрече.
Лирическая поэма «Люблю» (1922) — это «светлый гимн женщине». Она имеет конкретного адресата — Лилю Брик.
В ней нет политических лозунгов. Она не дидактична, глубока, искренняя. Произведение автобиографично, о чём свидетельствуют названия её глав: «Обыкновенно так», «Мальчишкой», «Юношей», «Мой университет», «Взрослое», «Что вышло», «Зову», «Ты», «Невозможно», «Так и со мной».
Поэт отстаивает святость любви уже в первой главе, выступая против её очерствения «сердечной почвы», против её увядания со временем:
Любовь поцветёт,
Поцветёт
И скукожится.
В главах «Мальчишкой», «Юношей», «Мой университет» автор мшист о детстве, когда убегал на берег Риона, загорал па солнце, учился .побить всё живое. Повествует о том, как его «вышибли» из пятогсЖсласса гимназии, учили любить в тюрьмах. Именно в тюрьме он готов был отдать «всё на свете» за «степного» «жёлтого зайца» — маленький «лучёнышек» naicTeHe. Высказав свою ненависть к сытым и их уютной любви в главе «Мой университет»:
Сядут —
Чтобы нравиться даме,
Мыслишки звякают
Лбёнками медненъкими. —
Маяковский переходит к показу истинной, а не продажно-покупной любви {«Взрослое»). Это любовь огромная («Комок сердечный разросся громадой: щ громада любовь, \\ громада ненависть), умещающаяся в формуле «Больше чем можно, \\ больше чем надо», под ношей которой « ноги \\ шагали шатко», подгибались плечи (глава «Что вышло»).
В последующих главах любовь разрастается до бесконечных размеров, таких, что « дамьё \\ от меня \\ ракетой шарахалось: \\ «Нам чтобы поменьше, \\ нам вроде танго бы...» (глава «Зову»).
Глава «Ты» — о той, что
Отобрала сердце
И просто
Пошла играть —
Как девочка мячиком.
Обратим внимание на сравнение — светлое, чистое. Любовь возникла просто и красиво. Любимая, словно ребёнок с мячом, играет с сердцем любимого. Нет между ними никакой натянутости отношений: красиво, ярко, просто они развиваются. Глава «Так и со мной» — самая эмоциональная и страстная. Она полна ассоциаций, сравнений истинной любви с явлениями человеческой жизни.
Любовь в этой главе — символ домашнего уюта, согласия, что в общем противоречило взглядам поэта на жизнь. Заканчивается поэма эпилогом «Вывод», «Верой в неугасимость любви («Не смоют любовь \\ни ссоры, \\ ни вёрсты. \\ Продумана, \\ выверена, \\ проверена»), клятвой верности ей («Подъемля торжественно стих строкоперстый , \\ клянусь - \\ люблю \\ низменно и верно!»)
Ссоры с Лилей Брик приводили Маяковского в отчаяние. Поэт пишет письмо-дневник любимой, часть которого та опубликовала позже. В нём есть слова: «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего. (...) Без тебя (не без кчш « и отъезде», внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, Это и сейчас».
Настроение, вызванное с одной стороны, радостью признания обществом, с другой - страданием от возможной утраты любви, и разилось в поэме «Про это» (28 февраля 1923 г. Маяковский и Лиля едут в Петроград. Стоя, поэт прочёл своей любимой поэму «Проно». Прочтя он расплакался как ребенок. А ведь он играл в жизни роль железного трибуна революции.
Поэт утверждает в поэме величие темы любви, ставит се над всеми другими. Она настолько девственна, что даже возможный житель Марса ей пишет, даже калека её «скребёт» на бумаге. Эта тема — Истина! И Красота! (так написано j поэта). Она - «вовек не износится, она, как гроза, раскидывает «дела и людей», как нож, подступает к горлу.
Поэма из-за двойственного отношения поэта 1 личному и общему, из-за отказа от прямолинейного ответа на вопрос о любви как явления общественного не воспринималась критиками, долгое время замалчивалась. А. Воронский считал, что в ней «мало бодрой уверенности и больше разъедающего скепсиса». А. Метченко уже в 50-е годы XX века считал метод психологического анализа (раздвоенность, перевоплощение, герои-двойники, терзания души) неудачно воплощённым Маяковским.
Главное достоинство поэмы - трагическое соединение личного и общественного. Поэт считает, что чувства, самые интимные, должны пересматриваться в связи с обновлением жизни. Но процесс этот очень сложный. Вчитаемся в заключительные строки поэмы и постараемся понять Маяковского, трагическое состояние его души:
Она красивая -
Её, наверно, воскресят.
Ваш
тридцатый век
Обгонит стаи
Сердце раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное наверстаем
звёздностъю бесчисленных ночей.
< >
Чтоб не было любви — служанки
замужеств,
Похоти,
Хлебов.
Постели прокляв,
встав с лежанки,
Чтоб всей вселенной шла любовь.
Чтоб день,
который горем старящ,
Не христарадничать, моля.
Чтоб вся
На первый крик – товарищ!
Оборачивалась земля.
Чтоб жить
не в лсертву дома дырам.
Чтоб мог
в родне
отныне
стать
отец
по крайней мере миром,
землей
по крайней мере мать.
Поэма близка к драматическому произведению своим диалогизмом, много гол осицей, активностью действия.
Поэзия о любви В. Маяковского противоречива и сложна. Её герой любит, страдая, ломая себя. Он ишет единения любви личной и общей, к женщине и к родине, коммунистическим идеалам. Настоящее — трагическое в этой любви. Искусственное — возведение её на уровень любви всеобщей, пролетарско-коммунистической.