
- •Вопросы к экзамену по дисциплине «Психолого-педагогические аспекты профилактики саморазрушающего поведения детей»
- •Направления, рассматривающие категориальное понятие «нормы поведения»
- •Нравственно-этические, психологические, социальные и юридические критерии поведения
- •Интенсивность и формы проявления девиантного поведения в зависимости от возрастных аспектов
- •Различные отечественные классификации отклонений поведения, базирующиеся на социально-психологических критериях
- •Концепция саморазрушающего поведения у детей
- •Механизмы формирования любых форм отклоняющегося поведения
- •Различные формы деструктивного поведения, то есть наносящего вред человеку и обществу.
- •Определение и разграничение понятий «делинквентного» и «противоправного» поведения
- •Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности
- •Условия формирования делинквентного поведения
- •Противоправное поведение как одна из форм девиантного поведения
- •Различные типологии мотивов совершения противоправных действий
- •Групповые формы асоциального и антисоциального поведения
- •Неформальные группы. Динамика развития преступных групп.
- •Выявление учащихся и семей, находящихся в социально-опасном
- •Влияниение микросоциальных и макросоциальных факторов на психический статус: психопатоподобные непсихотические нарушения поведения, невротические реакции, психогенные депрессии и т.Д.
- •Кризис идентичности на индивидуальном и макросоциальном уровнях и его варианты
- •Синдромы, оказывающие влияние на поведения человека: социально-стрессовые расстройства и посттравматические стрессовые расстройства.
Различные формы деструктивного поведения, то есть наносящего вред человеку и обществу.
Деструктивное и агрессивное поведение
Анализ позиций З. Фрейда и его последователей приводит к сближению понятий деструктивности и агрессивности, однако однозначного понимания соотношения агрессивности и деструктивности у психоаналитиков нет [2]. Существует несколько мнений:
агрессивность и деструктивность – синонимы. Однако и в этом случае, как пишет Ч. Райкрофт, «существуют разногласия в том, является ли агрессия первичным влечением, т. е. агрессивным разрушительным инстинктом, или же реакцией на фрустрацию…».
агрессия – часть влечения к разрушению (деструкции), поскольку она (агрессия) включает в себя лишь разрушительные побуждения, направленные вовне, в то время как существуют и саморазрушительные (т.е. направленные на себя) тенденции;
деструктивность – одна из форм агрессии, «злокачественная агрессия», её компонент;
«Никакое агрессивное влечение, активное или пассивное, не может фигурировать среди влечений к смерти», или влечения к разрушению.
Таким образом, большинство исследователей приходит к выводу, что деструктивность не тождественна агрессивности, но однозначно с нею связана.
Деструктивное и девиантное поведение
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских на первых страницах своей книги указывают на «обычную» замену термина «деструктивное поведение» на термин «девиантное» (или «отклоняющееся») [9]. Однако, и на это указывают сами авторы, не всякое отклоняющееся от общепринятых норм поведение может быть деструктивным. В отличие от деструктивного девиантное поведение связано с понятием «нормы». По мнению К. В. Злоказова [5], «деструктивное поведение по отношению к девиантному – регрессивная, негативная форма девиантного поведения… Деструкция начинается с выхода за пределы нормы, с девиации, но не обязательно девиация должна превратиться в деструкцию, поскольку девиация может уточнить, расширить и обогатить содержание нормы, в своей позитивной форме».
Связь деструктивного поведения и негативных форм девиантного поведения очевидна. Однако, и позитивная форма девиантного поведения (творчество) имеет связь с деструкцией.
Так, В. Н. Дружинин выделяет два вида преобразования: творческое поведение, создающее новую среду, и разрушение – дезадаптивное поведение, не создающее, а уничтожающее прежнюю среду. Он отмечает, что творчество и деструкцию объединяет то, что их причиной является отчуждение человека от природы и мира в целом [7, с. 8]. По мнению Ю. Козелецкого, человеку присуща «трансгрессия» – стремление к постоянному преодолению своих прежних достижений и результатов, желание выйти за пределы того, чем он обладает. Ю. Козелецкий выделяет конструктивную, созидающую трансгрессию – творчество, и деструктивную трансгрессию – действия, приводящие к разрушению прежнего [там же]. Б. Карлофф подчёркивает, что в самом творческом акте присутствует элемент деструкции. Однако, в данном случае разрушение – лишь необходимый элемент созидательного в итоге процесса.
Таким образом, по мнению Е. В. Змановской, О. С. Осиповой, Ц. П. Короленко, Т. А. Донских [6; 8; 9], деструктивное поведение – одно из видов девиантного поведения, деструкция – основа отклоняющегося поведения.
Однако, необходимо учесть, что девиантное поведение связано с понятием «нормы», нормы подвижны, они могут меняться. Деструктивное же поведение как специфическая форма активного отношения субъекта к миру или самому себе, основным содержанием которой является разрушение существующих объектов и систем, остаётся разрушительным в любых условиях.
Так, действия «смертников» (камикадзе) во времена Второй мировой войны одобрялись японским обществом, однако эти же действия в настоящее время обществом осуждаются. Курение в настоящее время осуждается, во всём мире принимаются законы, ограничивающие распространение и использование табака, однако ещё недавно мы были практически безразличны к этой форме деструкции – разрушению собственного организма и организма «пассивных курильщиков». В архаических обществах наркотические вещества использовались, прежде всего, в религиозно-обрядовых целях. В настоящее время деструктивное воздействие наркотиков на личность не вызывает сомнения [7]. При этом меняются нормы, разрушительная направленность поведения остаётся неизменной.
Анализ соотношения понятий «агрессивного», «девиантного» и «деструктивного» поведения даёт нам основание утверждать их нетождественность и сложную взаимосвязь, обусловленную дискуссионностью упомянутых в настоящей работе определений и разнообразием проявлений рассматриваемых нами форм поведения.
На наш взгляд, возникает необходимость не только в описании, но и в изучении феноменологии деструктивного поведения, а также в изучении его предпосылок. Предложенные в настоящей статье результаты теоретического анализа определяют исследовательское поле для работы в этом направлении.