Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5fan_ru_Khrestomatia_po_istorii_yuzhnykh_i_zapa...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.61 Mб
Скачать

2. Освободительная борьба южнославянских народов в

НАЧАЛЕ XVIII в.

Фрагменты из переписки Петра I связаны с историей Прутского похода 1711 г. Выписка из ведомостей, «каковы получили мы ис Турецкой земли», была приложена к письму А. Д. Меншикову, отправленному 19 февраля 1711 г., еще до официального объявления о начале войны с Османской империей. Послание Сенату датируется 30 декабря 1712 г., оно написано в обстановке осложнений в русско-турецких отношениях, грозивших вновь перерасти в военный

конфликт.

Выписано из писма папина нунция... писанного ис Констянтина-поля от 8

1 9Q

генваря , что из Албани к Порте пришли 4 аги с возвещением, что народ,

130

имянованныи клементии, кучи, пипери и многие иные все христиане и некоторое число римлян 131, которые живут по великим горам албанским до великия Черныя горы и до самого Катара града венецкого, слыша о турецкой войне, збунтовали и взяли град Спузей и порубили всех турков. И еще намерили поход на Скутари и призывали к тому и других тамошних жителей, которые обещали быть в соединении, а до того числа собралось таких 20 или 30 000 человек. А приезжей гречанин сказал, что ныне зимою албанасы133, сербы, боснаки и болгары против турка збунтовали. А в писме посла Толстого написано, что в Кандии собралось християн с 400 человек и стали у того острова на бастиментах, имя-нуемых Фусты, и явно туркам дани не дали, а которые турки приехали к ним для разговору, тех, побив, пометали в море.

Письма и бумаги императора Петра Великого. М., 1962. Т. И, вып. 1. С. 70.

Господа Сенат.

Отпущены отсюду к Москве приехавшие от мунтенегринского народа три человека товарищи полковника их Милорадовича , который отпущен к вам к Москве в недавном времяни из Демина. И вы того полковника и сих

129тт1 *~i " ««

Информация о положении Османской империи в связи с войной против России, объявленной султаном Ахмедом III (1703— 1730) в ноябре 1710 г., поступила к Петру I от Саввы Владиславовича-Рагузинского, дубровчанина, который стал советником русского правительства по турецким делам.

130 Упоминаются горные сербские племена, населявшие северную Албанию и бассейн р. Морачи и с давних пор боровшиеся совместно с черногорцами против турок.

131 Римляне — здесь местные христиане-католики.

132 Спузей — совр. г. Спуж на р. Зете.

133 Албанасы — албанцы.

134 П. А. Толстой (1645— 1729) —первый постоянный посол России в Османской империи в 1702—1714 гг.

135 Кандия— о. Крит.

136 Мунтенегринский народ — черногорцы.

В Москву приехали не три, а четыре черногорца — капитан Иван Албанас, Славут Яковлев, прапорщики Сава Михайлов и Сава Бриновов. Политические связи Черногории с Россией были установлены в 1711 г.

Милорадович Михаил, серб по происхождению, был одним из руководителей добровольческих отрядов, созданных в Сербии, Албании и Черногории и сражавшихся против турок в 1711 г.

товарыщей ево, удовольствовав жалованьем, такс ж дав, что пристойно, к ведению им войны против турок, на воинские потребности, отправьте их с Москвы без задержания. И прикажите им с приятным напоминанием, что понеже турки ныне против нас войну уже объявили139, того ради дабы они против сих неприятелей всякие поиски и военной промысл чинили со усердным радением.

Из Гольденбоу, декабря ЗО-го дня 1712-го.

Письма и бумаги императора Петра Великого. М., 1977. Т. 12, вып. 2. С. 282.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дневник на Ханс Дерншвам за пътуванието му до Цариград през 1553— 1555. София, 1970.

Книга законов султана Селима I. M., 1969. Огледало света или История Мехмеда Нешри. Београд, 1957. Kanuni i kanun-name za Bosanski, Hercegovacki, Zvornicki, KHski, Grnogorski i Skadarski sandfak. Sarajevo, 1957.

Грозданова Е. Бьлгарската селска община през XV—XVIII в. София, 1979. Димитров С, Манчев К- Историята на балканските народи (XV—XIX в.). София, 1971.

Достян И. С. Борьба сербского народа против турецкого ига: XV — нач. XIX в. М., 1958.

Мутафчиева В. Аграрните отношения в Османската империя през XV—XVI в. София, 1962.

Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV—XVI вв. М., 1984.

Тодоров Н. Балканский город XV—XIX вв. М., 1976. ФрейденбергМ. М. Дубровник и Османская империя. М., 1984. Цвешкова Б. Памятна битка на народите: Европски Югоизток и османското завоевание в краято на XIV и пьрвата половина на XV в. Варна, 1979.

139 10 декабря 1712 г. Порта вновь объявила войну России, но благодаря усилиям русских дипломатов конфликт стал быстро затухать. 24 июня 1713 г. в Адрианополе был подписан окончательный мир, завершивший войну 1711 г.

ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ И СЛОВАКИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел открывается источниками по истории Великоморавской державы, главными из которых являются анналы IX в. В них, наряду с подробными рассказами об экспансии немецких феодалов в земли моравских славян, есть отдельные свидетельства о моравских князьях, народных движениях и других событиях. Все они тесным образом переплетаются с борьбой против экспансии, позволяя выяснить роль внешних факторов в истории Великой Моравии.

Судить о последующей истории чешского народа, в частности о развитии Чешского государства и формировании феодальных отношений, позволяют довольно разнообразные памятники. «Чешская хроника» Козьмы Пражского сообщает даже о том, каково было место государственной власти в жизни чешского общества в представлении современников. Древнейший памятник чешского права — Статуты Бржетислава 1039 г. дают возможность судить о роли судебных органов государства в борьбе с нарушениями норм христианской морали. Статуты Конрада Оты содержат важный материал о составе судебных органов, их попытках контроля над жизнью населения (что обеспечивало суду высокие доходы в виде штрафов), о роли представителей общины в осуществлении судебного разбирательства. Жалованные грамоты чешским монастырям XI в. содержат свидетельства о характере княжеского хозяйства и связанного с ним зависимого населения, передававшегося церковным учреждениям, а также о характере государственных доходов, поступавших в распоряжение церкви. Эти же документы являются главным источником, освещающим процесс зарождения крупного феодального землевладения в Чехии. Представление о социальном статусе населения первых поселений предгородского типа можно составить по привилегиям князя Собеслава II пражским немцам.

Не менее разнообразные источники сохранились для чешского общества периода развитого феодализма (XIII—XIV вв). Данные об окончательном складывании крупной феодальной вотчины, наделенной широким податным и судебным иммунитетом, содержатся в грамотах чешских правителей, пожалованных чешскому духовенству. Об оформлении особого статуса сословия светских феодалов в Чехии можно найти указания в привилее Яна Люксембургского 1311 г. Жалованные грамоты и тексты соглашений с крестьянами о переводе их на немецкое право открывают возможность рассмотреть положение и крестьян и нового сословия средневекового общества — горожан. О положении чешского крестьянства, его имущественном расслоении и повинностях материал дают урбарии (описи) поместий. Привилегии и церковные уставы сообщают о повинностях городов в пользу сеньоров и организации городских ремесел, о группах ремесленников в цехах разных профессий.

Источники, относящиеся к периоду гусизма,— это главным образом сочинения его идеологов. Тексты выступлений Яна Гуса позволяют определить направленность зародившейся антифеодальной оппозиции, показывают социально-экономические, политические, национально-освободительные идеи гуситов. Наиболее полным источником по истории гусизма является «Гуситская хроника» Лаврентия из Бржезовой, автор которой, современник и участник событий, сторонник умеренных гуситов, включил в свою хронику тексты источников, составленных самими табор итами.

Из разнообразных источников конца XV — начала XVI в. видно обострение социальной борьбы в деревне и городе, особенно в горных городах, вовлечение в эту борьбу всех трудящихся слоев феодального общества, повсеместное распространение выступлений против феодального строя во многих районах чешских земель и Словакии. Судить о том, как изменилось положение чешских земель в империи Габсбургов, можно из сопоставления присяги Фердинанда I с его последующими распоряжениями и уложением 1627 г. Документы показывают, как нарастала борьба против Габсбургов, как она приобретала характер народного движения по мере вовлечения в нее трудящихся слоев феодального общества. Важно отметить специфику этой борьбы в Словакии по сравнению с чешскими землями.

Группа документов по социально-экономической истории объединена в теме VIII. Урбарии показывают изменение характера повинностей крестьян по сравнению с предыдущим периодом. Изменение же правового положения крестьян прослеживается по документам, созданным в поместьях представителями господствующего класса. Источники поместного происхождения (урбарии, записи вотчинных порядков) дают обширный материал для суждения о барщинно-фольварочном хозяйстве преимущественно XVIII в.

Анализ представленных в разделе источников можно провести, руководствуясь следующими группами вопросов: воздействие внешних сил на развитие Великой Моравии; роль княжеской власти в раннесредневековой Чехии, в том числе и в регулировании рынка или семейных отношений; судебная процедура и правопорядок. Особую группу составят вопросы, связанные с формированием феодальной зависимости, концентрацией крупного землевладения и организацией вотчины, а также с немецкой колонизацией и так называемым немецким правом. Естественно поставить вопросы о создании сословной структуры общества, в частности об оформлении сословных привилегий. Городская проблематика может быть представлена вопросами о специфике цехового ремесла в Чехии и Словакии, об особой организации только что возникших городских поселений, в частности об их отношениях с сеньорами.

Проблематика гуситского движения включит в себя вопросы о воззрениях идеологов движения, о развитии народного сопротивления и создании таборитского войска, позиции отдельных социальных слоев и формировании их программ. По отношению к чешским и словацким землям XVI—XVII вв. имеет смысл поставить вопросы, позволяющие охарактеризовать первоначальную позицию Габсбургов, перемены в этой позиции после подавления городских движений XVI в. и в послебелогорский период. Наконец, источники, относящиеся к сельской жизни, требуют постановки вопросов о структуре крестьянских повинностей в XIV в., о переменах, связанных с утверждением фольварочной системы и барщинного хозяйства, о вотчинных порядках

(преимущественно в словацких землях), об облике деревни, о расслоении крестьянства и быте деревни, насколько он поддается реконструкции по сохранившимся памятникам.

Тема!

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА