Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5fan_ru_Khrestomatia_po_istorii_yuzhnykh_i_zapa...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Болгария введение

Источниковая база для изучения болгарского средневековья характеризуется крайней скудостью отечественного актового и нарративного материала. Большая часть письменного наследия средневековой Болгарии погибла, В то же время широкие и многосторонние связи Болгарского царства с Византией, Сербией Русью и другими странами Европы обусловили относительное обилие информации о болгарских землях в иностранных, особенно византийских, источниках.

Самыми древними из дошедших до нас письменных источников болгарского происхождения являются высеченные на камне надписи VIIIIX вв., прославляющие деяния ханов языческой Болгарии. Поводами к их созданию ' были удачные военные походы, заключение мирных договоров, крупные строительные мероприятия, смерть приближенных хана. В древнеболгарских надписях (их известно более 100) содержится богатый материал о строительной деятельности болгарских ханов, общественном строе раннефеодальной Болгарии, болгаро-византийских отношениях. Язык надписей — греческий, но в них часто встречаются протоболгарские слова, переданные греческими буквами.

Первостепенное значение для изучения раннесредневекового Болгарского государства и общества имеют правовые памятники. Древнейший из них — «Законы хана Крума» сохранился в пересказе, помещенном в статье «Болгары» византийского энциклопедического словаря «Суда» (вторая половина X в.). Достоверность большинства этих законов подтверждается сведениями другого источника, сохранившего ценнейшие данные о древнеболгарском обществе и праве, жизни и быте болгар,—«Ответов папы Николая I» (858—867) на вопросы болгарского князя Бориса (852—889). Важнейшая информация о правовых нормах, применявшихся в Первом Болгарском царстве после принятия христианства, содержится в «Законе судном людей» — самом древнем из дошедших до нас кодексов раннесредневекового славянского права.

Один из крупнейших писателей «золотого века» средневековой Болгарии, пришедшегося на первые две трети X в., Козьма Пресвитер отразил в своем творчестве напряженную идейно-политическую борьбу, быт и нравы современного ему общества.

Источниковую базу для изучения борьбы болгарского народа против византийского нашествия последней трети X — начала XI в и установившегося в его результате ига (1018—1186) составляют византийские актовые и нарративные источники. Среди первых особенно важны грамоты императора Василия II Болгаробойцы (976—1025), пожалованные болгарской церкви и определяющие ее положение, а также содержащие богатый материал о социально-экономических отношениях в Болгарии накануне византийского завоевания и в первые десятилетия имперского владычества. События политической истории данного периода отражены в многочисленных сочинениях византийских хронистов и писателей XI—XII вв. Скилицы, Анны Комнины, Пселла, Кекавмена, Никиты Хониата и др. Эти авторы уделяют особое внимание выступлениям болгар против власти империи, сообщают много фактических данных о составе повстанцев, их руководителях, ходе военных действий. Источники болгарского происхождения, сохранившиеся от эпохи византийского владычества в XI—XII вв., представлены прежде всего апокрифическими текстами, наиболее важный из них так называемая «Апокрифическая болгарская летопись», дающая в характерной для средневековья форме «видения» легендарно-фантастическую интерпретацию болгарской истории VII—XI вв.

Более обширен и разнообразен материал отечественных источников, относящихся к эпохе Второго Болгарского царства (1186—1396). Особое место среди них занимают иммунитетные грамоты болгарских царей монастырям Болгарии и Афона. В оригиналах и точных копиях их сохранилось шесть. Они дают представление о системе феодальной эксплуатации, видах ренты, формах и методах административно-фискального воздействия государства на крупное феодальное хозяйство. До нас дошли и царские пожалования иностранным купцам, договоры болгарских владетелей с Венецией, Генуей, Дубровником, трансильванским городом Брашовом, где отовариваются условия деятельности иностранных торговцев в болгарских землях, имеются данные о таможенных пошлинах, маршрутах и содержании международной торговли в Болгарии XIII—XIV вв. Особую важность для истории болгарского средневекового города представляют сведения бухгалтерской книги кассира савойского графа Амадея VI Антонио Барбери. Здесь содержатся данные о социально-экономическом облике Варны, Несебра, Созополя и других болгарских городов, захваченных Амадеем в 1366—1367 гг.

Важнейший письменный памятник эпохи Второго Болгарского царства — «Синодик болгарской церкви». Памятник содержит разнообразные и зачастую уникальные сведения о государственном и общественном строе Болгарии в XIII— XIV вв., о классовой борьбе в болгарском обществе того времени. О крупнейшем проявлении классовой борьбы в средневековой Болгарии — крестьянском восстании во главе с пастухом Ивайлой (1277—1280) повествуют главным образом византийские хронисты Пахимер и Григора. Из источников болгарского происхождения о нем упоминает лишь летописная заметка на полях евангелия, переписанного в г. Сверлиге в 1279 г.

В XIV в. одним из главных проявлений общественно-политической борьбы в Болгарии стали многочисленные еретические движения. Многие из них восходили к богомильству, подвергшемуся яростной критике в сочинении Пресвитера Козьмы. Известия о поздних еретических движениях имеются в «Синодике», а также в многочисленных памятниках агиографической (житийной) литературы. Жизнеописание тырновского подвижника Феодосия (умер в 1363 г), созданное вскоре после его смерти в Константинополе, проникнуто характерным для ортодоксальной церкви стремлением очернить богоотступников-еретиков и возвеличить деяния церковных иерархов. К агиографической литературе примыкают отдельные риторические произведения, посвященные болгарским религиозным деятелям XIV в Наиболее значительным памятником этого жанра является «Похвальное слово патриарху Евфимию» (1375—1393). Его автор, виднейший представитель сложившейся во второй половине XIV в. Тырновской литературной школы Григорий Цамблак, после завоевания Болгарии османами жил и работал в Сербии, Молдавии, на Руси. В «Похвальном слове» Цамблак сумел не только нарисовать яркий портрет последнего патриарха болгарской церкви, но и воссоздать многие важные черты исторической обстановки в Болгарии накануне османского завоевания

Помещенные в разделе тексты дают возможность разобрать в ходе семинарских занятий или предложить студентам в качестве тем учебных работ такие кардинальные проблемы, как состояние болгарского государства и общества накануне принятия христианства, положение и борьба болгарского народа в эпоху византийского господства, социально-экономические отношения в Болгарии в XIII — XIV вв., социальная сущность и эволюция народных еретических движений болгарского средневековья. При изучении темы I можно предложить для обсуждения и размышления ряд более дробных проблем, например установить, какие сведения о быте и верованиях древних болгар содержатся в «Ответах папы Николая I», как отражен процесс складывания древнеболгарской народности в «Ответах» и ханских надписях IX в Можно сравнить «Законы хана Крума» с другими сведениями о законодательстве, применявшемся в раннефеодальной Болгарии («Ответы папы Николая I», «Закон судный людей»), и установить, какие данные подтверждают достоверность отдельных сведений «Суды», а какие выглядят легендарными.

Памятники, собранные в теме II, позволяют выяснить, о каких изменениях в социально-экономическом положении болгарских земель после их захвата Византией свидетельствуют данные грамот Василия II и хроники Иоанна Скилицы; поставить вопрос о причинах восстания Петра Деляна и противоречиях в лагере восставших в изложении этого хрониста, установить соотношение легендарных и исторических сведений в «Апокрифической болгарской летописи», объяснить причины идеализации в ней эпохи Первого Болгарского царства.

Материалы темы III могут быть использованы для выяснения вопросов об объеме феодальных повинностей болгарского крестьянства XIII—XIV вв., административном устройстве Второго Болгарского царства, характере торговых связей Болгарии с купеческими республиками Средиземноморья, социально-экономическом облике причерноморских городов Болгарии в XIV в.

Изучая тему IV, следует заострить внимание на таких сюжетах, как социальное содержание богомильской ереси, роль восстания Ивайла в истории Болгарии XIII в., отличия еретических движений XIV в. от раннего богомильства. Важно выяснить, какие положения богомильского учения могли стать идейной основой для антифеодального протеста, рассмотреть богомильство в сравнении и взаимосвязи с ранними дуалистическими ересями в Западной Европе (иоахимиты, катары, альбигойцы) и на Руси.