[Слайд 10. План раскопок в 1925 году о.Н.Бадером]
В 1925 году НИИ антропологии МГУ была организована антропологическая комплексная экспедиция (АКЭ) по Центрально-Промышленной области, включавшей тогда десять губерний Средней России, от Московской до Нижегородской и от Костромской до Калужской. Экспедиция проводила и археологические обследования, в том числе по рекам Унже и Ветлуге. Под руководством Отто Николаевича на Ветлуге было обследовано 7 городищ, включая Богородское. Разведочными шурфами и раскопками на Богородском городище в общей сложности была вскрыта площадь до 33 кв.м. (на слайде план раскопок). Добытый материал хранится в Нижегородском Государственном Историко-Архитектурном Музее-заповеднике (НГИАМЗ). Результаты работы археологов были обобщены О.Н.Бадером в его работе «Городища Ветлуги и Унжи», опубликованной в 1951 году в 22-ом томе «Материалов исследований археологии СССР». В этом же томе помещены работы А.Н.Формозова с анализом фауны края того времени и М.В.Воеводского с описанием керамики городищ.
[Слайд 11. План городища. 1958, в.Е.Стоянов]
В 1958 году на городище вновь проходили раскопки. Исследования были организованы Марийской археологической экспедицией совместно с Горьковским Областным музеем (ныне НГИАМЗ) и Горьковским Государственным университетом (ныне Нижегородский Госуниверситет – ННГУ) и проходили под руководством Владислава Евгеньевича Стоянова.
Годы жизни Владислава Евгеньевича: 1934-1999 гг. Известный археолог, специалист в области археологии раннего железного века Волго-Камья, Урала и Западной Сибири, автор более 30 печатных работ. Родился в Днепропетровске в семье военного. Отец – военнослужащий – колесил по стране, а вместе с ним и семья. Владиславу Евгеньевичу пришлось учиться в школах Казани, Москвы и Кинешмы. В 1953-1958 гг. он студент историко-филологического факультета Казанского университета. После окончания обучения уже в качестве лаборанта КГУ продолжает работу в Марийской экспедиции. В 1960 г. переезжает на Урал, где продолжает заниматься научной работой в качестве сотрудника Уральского государственного университета.
Но вернёмся к Богородскому городищу. Раскопки В.Е. Стоянова производились в южной части городища. Всего было вскрыто более 190 кв.м., подробно обследована стратиграфия южного вала (отмечены на слайде). По данным раскопок была уточнена стратиграфия и датировка городища. В отличие от О.Н.Бадера, который выделял на городище два основных слоя, В.Е.Стоянов детализировал стратиграфию культурных напластований и выделил четыре слоя. Первый, самый нижний, слой I датируется исследователем рубежом I тыс. до н.э. – VIII в. до н.э. Слои II и III датируются VII-VI и V-IV веками до н.э. соответственно. Самый же верхний, слой IV, был отнесён к середине I тыс. н.э.
[Слайд 12. Жрк]
В 2008 г. экспедицией Музея Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского под руководством Пудеева А.А. в ходе проведения археологической разведки было проведено обследование состояния Богородского городища. Целью этого обследования являлись осмотр состояния городища и фиксация произошедших на нём с 1958 года изменений и разрушений, съёмка подробного плана. В процессе выполнения этих работ был обнаружен марийский жертвенно-ритуальный комплекс VII-VIII вв. н.э., состоящий из набора женских украшений в количестве 35 штук. Но об этом открытии и, возможно, о себе чуть позже подробнее расскажет непосредственно Андрей Пудеев.
