Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект Вселенские соборы (Рафальский).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.71 Mб
Скачать

2.. Териториально-административное разделение Церкви

Территориально-административное разделение Единой Святой Апостольской Церкви соответствовало типу деления Римской Империи на тетрархию (правление четырех), которую ввел император Диоклетиан в 293 году. Оно включало 4 префектуры управляемые префектом с 12 диоцезами и более чем 100 (около 118) провинциями.

Процесс церковной централизации власти был направлен на то, чтобы привести церковную организацию в соответствие с этим новым административным делением. При святом равноапостольном Константине Великом империя была разделена на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток – самую обширную из всех. При этом две столицы империи – Рим и Константинополь (Новый Рим) – имели особый статус и не входили в эти префектуры, имея своих особых городских префектов (рraefectus urbis). При Константине Великом, административное деление империи представляло следующий вид:

I. Praefectura Orientis - 5 диоцезов: 1) Oriens (15 П.); 2) Aegyptus (6 П.); 3) Asia (11 П.); 4) Pontus (11 П.); 5); Thracia (6 П.).

II. Praefectura Illyrici - 2 диоцеза: 1) Macedonia (7 П.); 2) Dacia (5 П.).

III. Praefectura Italiae - 3 диоцеза: 1) Italia (17 П.); 2) Африка (6 П.); 3) Illyricum occidentale (6 П.).

IV. Praefectura Galliarum - 3 диоцеза: 1) Gallia (17 П.); 2) Hispania (7 П.); 3) Britannia (5 П.) 151.

Восточная Церковь первой приспособила свое административное управление к существовавшей государственной системе взяв за единицу внутреннего управления провинцию (епархия) которые объединяли диоцезы (митрополии). Вначале III века существовали Римская, Александрийская и Антиохийская митрополии, а с IV века присоединяется еще Константинопольская. С половины V века митрополиты этих кафедр стали называться патриархами152.

Эта новая административная география пяти патриархов, закрепленная Халкидонским Собором 451 года, была официально признана Юстинианом и осталась основой строения Церкви. Константинополь занимал в иерархии второе место: «Мы постановляем, - написано в новелле Юстиниана, - что его святейшество папа старого Рима будет первым из священнослужителей, а архиепископ Константинополя, нового Рима, будет занимать второе место после святейшего апостольского престола старого Рима и находиться выше всех остальных».

Александрия долгое время была самым могущественным патриархатом по территории, на которую распространялась ее юрисдикция (десять митрополий и более ста епископств), по протяженности своих владений, своему флоту, своей высокой культурной традиции, абсолютному повиновению своего духовенства и своему бесчисленному множеству монахов. Готовый стать религиозным центром всего Востока, Александрийский патриархат не согласился на повышение Константинополя, вскоре он отделился из догматических разногласий, вызвав сосуществование двух параллельных иерархий, ортодоксальной, или мелкитской, подчинявшейся центральной власти, и якобитской, или монофизитской, которая восторжествовала после арабского завоевания VII века.

Антиохийский патриархат (семнадцать метрополий, сто тридцать восемь епископств) был самым обширным, но его границы были неопределенными, а население неоднородным из-за различия в языках и обычаях: это была земля, предрасположенная к ересям (монтанизм, манихейство, несторианство), - знаки культуры и одновременно причина ослабления патриархата, что также привело к созданию двойной иерархии - мелкитской и якобитской.

Патриархат Иерусалима (четыре метрополии, пятьдесят одно епископство) занимает особое место в церковной администрации, поскольку если его территория и была ограниченной, то его значение было весьма велико благодаря святым местам, которые начиная с IV века привлекают толпы паломников и богатые дары великих всего мира.

Восточные патриархаты с самого начала отличались распространенностью христианства у сельского населения и большим числом монастырей. Именно в монастырской среде формировались теологи, именно из числа монахов чаще всего избирались епископы и патриархи. Связь между пятью патриархами поддерживалась через постоянных посланников, которые назывались апокрисиарии, новоизбранные патриархи отправляли своим коллегам синодик (символ веры), который включал копии основных постановлений Вселенского собора, обменивались протоколами синодальных собраний, во время Литургии поминались другие патриархи, живые и умершие. Арабское завоевание отняло у Византийской Церкви восточные патриархаты. Патриархи Константинополя при поддержке императоров до самого падения империи старались сохранить или вернуть под свою власть Церкви, которые находились на Востоке в иностранных владениях (арабские, франкские или турецкие), но вопрос о восстановлении совместного управления патриархов больше не поднимался.

Что касается Римского патриархата (Италия, Балканский полуостров и Крит, Африка и Испания), сильно потревоженного славянской миграцией на Балканах, потерявшего Африку и Испанию в результате арабских завоеваний, то затем он утратил и административное первенство, перешедшее к Константинополю. В первой половине VIII века из-за переформирования провинций, которые входили в его состав (732 года), император Лев III отобрал у него церковную провинцию Иллирик, или как минимум большую ее часть (кафедры Коринфа, Патр, Афин, Лариссы, Фессалоники, Никополя и другие), Сицилию и Калабрию, Крит, которые отныне зависели от Константинополя. Автор IX века Василий de Jalimbana из Армении объяснял это тем, что «кафедры были переданы синоду Константинополя, потому что папа старого Рима находится под властью варваров», намекая на тот факт, что в середине века предшественник Стефана II перешел к франкам вместе с древним византийским дукатом Рима, в котором он стал настоящим правителем.

Константинопольский патриархат в IV веке включал в себя тридцать митрополий, состоящих примерно из четырехсот пятидесяти епископств, расположенных в Европе (Фракия, Родопы, Нижняя Мезия и Скифия), в (184) Малой Азии, в Армении и в Крыму, однако большая часть все же находилась в Азии. Такое положение дел оставалось неизменным в течение трех веков, даже несмотря на то, что возникали сложные ситуации на восточных границах, где жило население, чуждое эллинской культуре. Особенно это касается Армении, связи которой с Константинополем были окончательно разорваны из-за Константинопольского собора 692 года, установившего единообразие литургических обрядов. С VIII до XII века территории, находившиеся в ведении патриархата, значительно расширились. […] Военные победы, одержанные империей между 959 и 1025 годами, и быстрый экономический и культурный захват новых территорий, завоеванных на Западе, на Востоке и на Руси, значительно увеличили размеры Константинопольского патриархата и число епископских кафедр (больше тысячи), даже несмотря на то, что некоторые завоеванные и обращенные в христианство территории стремились получить от своего захватчика автономию своей Церкви: Болгария со своей архиепископской кафедрой в Охриде имела тридцать две подчиненные кафедры, которые раньше все были греческими. Бедствия, постигшие империю начиная с конца XI века, постепенно привели к распаду областей патриархата, также как и самого государства: образование Иконийского султаната в Малой Азии, захват империи латинянами после Крестового похода 1204 года привели к практически полному исчезновению греческих епископств, тогда как Болгарская церковь выгнала возглавляющих ее греков, затем стала автокефальной (автономной), а Сава, брат сербского короля Стефана I Немани, добился от патриарха Германа своего рукоположения в автокефальные архиепископы Сербии, пообещав взамен ввести в государстве православные обряды вместо католических. Восстановление империи Иоанном Ватацем и Михаилом Палеологом вернуло Константинопольскому патриархату только часть территории, так как продолжали существовать франкские, венецианские, генуэзские и греческие (Эпир, Трапезунд) независимые государства. Продвижение турок в XIV веке нанесло патриархату последний удар, отняв сначала Малую Азию… (185) а затем и европейские территории. Еще при Андронике II (1282-1328) патриархат насчитывал сто двенадцать митрополий, но в начале XV века их было всего шестьдесят шесть и большая часть кафедр находилась вне границ империи (Валахия, Россия, Мингрелия, Трапезунд, Кавказ), на островах или под турецким владычеством153.