Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Презентация № 4 по теме Современные проблемы изучения и оценки медико-демографической ситуации и заболеваемости населения РФ.ppt
Скачиваний:
338
Добавлен:
14.06.2014
Размер:
3.28 Mб
Скачать

Средний возраст смерти от основных классов

причин в России (2000 г.) и странах «Запада» (1999 г.), в годах

Именно низкий возраст смерти от большинства причин объясняет, в первую очередь, отставание России от «Запада» по показателю ожидаемой продолжительности жизни.

Если бы россияне умирали от тех же причин смерти, что они умирают сейчас, но при том среднем возрасте смерти, при котором от этих причин умирают на Западе, то у мужчин это отставание было бы намного меньшим (не 16,3, а всего 2,6 года), а у женщин его бы не было вовсе.

В целом бедственное положение с российской смертностью на протяжении последних четырех десятилетий в решающей степени определяется неблагоприятной динамикой смертности от двух крупных групп причин смерти — болезней системы кровообращения и, особенно, внешних причин.

Вклад отдельных причин смерти в изменение

ожидаемой продолжительности жизни мужчин в России, в годах (в скобках — общее снижение продолжительности жизни за период)

Сочетание чрезвычайно высокой вероятности смерти от внешних причин смерти (у мужчин — в 3,6 раза выше, чем на Западе) с очень низким возрастом смерти (у мужчин — 42,2 года, на 13,5 года ниже, чем на Западе), превращают внешние причины в главное препятствие росту продолжительности жизни в России.

Если же оценить соответствующий вклад в смертность наиболее жизнеспособной части населения — взрослых в возрасте от 15 до 65 лет,

— то внешние причины вообще выходят на первое место:

их вклад в снижение продолжительности жизни взрослых мужчин за весь период с 1965 г., взрослых мужчин и даже женщин за период с 1965 по 1984 г. превосходит вклад болезней системы кровообращения

Вклад отдельных причин смерти в изменение

ожидаемой продолжительности жизни мужчин в возрасте 15-64 года, в годах (в скобках — общее снижение продолжительности жизни за период)

Именно внешние причины определяют главные

потери недожитых лет потенциальной жизни у

населения до наступления старости, т.е. число лет, которое можно было бы прожить до достижения определенного возраста, если бы смертей от данной причин до этого возраста не было вовсе.

В России на протяжении всего периода, за который имеются данные о причинах смерти (с 1956 года), потери недожитых лет потенциальной жизни в возрасте до 65 лет из-за смертности от внешних причин были большими, чем из-за смертности от болезней системы кровообращения,

а в последние годы они превосходят также и потери от всех остальных причин (кроме болезней системы кровообращения) вместе взятых.

С начала 1990-х годов они превышают 35% всех недожитых в этом возрасте человеко-лет.

Если предположить, что

кризиса смертности последних 40 лет не было бы

и после 1965 года возрастные коэффициенты смертности в России не росли или стагнировали, а снижались бы такими же темпами как, в среднем, в странах ЕС-15, США и Японии в период с 1961 по 1996 год,

а остальные составляющие демографической динамики (рождаемость и миграция) оставались бы такими, какими они были в действительности,

то общее число умерших за 1965-2003 годы было

бы меньше фактического почти на 17 миллионов. Почти 12 миллионов преждевременно умерших приходится на рабочие возраста, из них свыше 9 миллионов — мужчины.

Если бы не эти огромные, оставшиеся почти незамеченными, потери, то, с учетом рождений, не состоявшихся из-за смерти

потенциальных родителей, сегодняшнее население России было бы на 17,1 млн. человек больше, чем фактически имеющееся

Соседние файлы в предмете Общественное здоровье и здравоохранение