Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданское законодательство.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
73.04 Кб
Скачать

2.6. Изменения в регулировании перемены лиц в обязательстве

Федеральным законом от 26.07.2017 № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения в отдельные положения главы 24 ГК РФ об уступке права требования и переводе долга, которые вступают в силу с 1 июня 2018 года.

Так, появилось новое правило, согласно которому если до получения уведомления об уступке у должника имеются какие-либо основания для возражений против требований первоначального кредитора, то после получения уведомления об уступке он в разумный срок должен сообщить новому кредитору о наличии таких возражений. В противном случае должник будет не вправе выдвигать эти возражения против требования нового кредитора.

Например, если покупатель получил уведомление о том, что поставщик уступил право требования оплаты за поставленный товар новому кредитору, но при этом поставленный товар не соответствует требованиям о качестве, покупатель должен будет как можно скорее сообщить об этом новому кредитору. Иначе, если он этого не сделает или сделает несвоевременно, он не сможет отказаться от уплаты денег новому кредитору со ссылкой на недостатки качества товара. Новому кредитору в любом случае придется заплатить, а по вопросам поставки некачественного товара в дальнейшем разбираться с прежним кредитором (поставщиком).

Кроме того, в ГК РФ вводится еще одно правило, согласно которому если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, за исключением требований по денежному обязательству. Впрочем, в судебной практике такой подход уже нашел свое отражение.

Также следует обратить внимание, что 21 декабря 2017 года Пленумом Верховного суда РФ принято Постановление № 54 «О некоторых вопросах применения главы 24 ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»1, в котором даны разъяснения по многим важным вопросам, касающимся уступки права требования и перевода долга. 

2.7. Реформирование наследственного законодательства и законодательства о субсидиарной ответственности

Федеральным законом от 29.07.2017 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью ГК РФ» вводится новая форма юридического лица – наследственный фонд(нормы, касающиеся наследственных фондов, вступают в силу с 1 сентября 2018 года).

Наследственным фондом признается создаваемый во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока. Наследственный фонд подлежит созданию после смерти завещателя по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело. Выгодоприобретателями наследственного фонда могут быть любые лица, за исключением коммерческих организаций. Права выгодоприобретателя фонда неотчуждаемы, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя.

Высказывается мнение, что создание института наследственного фонда направлено, прежде всего, на создание возможности наследодателям обеспечить сохранение своего бизнеса, поскольку не каждый наследник способен грамотно распорядиться унаследованным бизнесом, управлять доставшимся от наследодателя предприятием и т.д.

 Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и КоАП РФ», нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дополнены новой главой III.2, которая регламентирует вопросы привлечения к ответственности руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве (вступила в силу за некоторыми исключениями с 30 июля 2017 года).

Прежде всего, новые нормы определяют понятие контролирующих лиц должника, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам должника. Причем важно отметить, что по смыслу новых норм суд для целей привлечения к ответственности может признать то или иное лицо контролирующим по любым основаниям, а не только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Главное, чтобы это лицо имело фактическую возможность давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Вводится понятие «номинального руководителя», в отношении которого устанавливается правило о том, что указанное лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности при условии, что докажет, что не оказывало определяющего влияния на решения должника, и поможет установить настоящее контролирующее лицо и/или найти его сокрытое имущество или имущество должника.

По новым правилам с заявлением о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности уполномоченные лица вправе обратиться на любой стадии дела о банкротстве, не дожидаясь стадии конкурсного производства, как это было раньше. Кроме того, с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности можно обратиться и вне дела о банкротстве и даже если суд прекратил производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия денежных средств для несения расходов. Также кредиторы могут подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности и после завершения конкурсного производства.

Еще одним важным событием в этой области является принятие Пленумом Верховного суда РФ Постановления от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»1, в котором даны разъяснения по вопросам, связанным с контролирующими лицами; с ответственностью за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве; с субсидиарной ответственностью за невозможность полного погашения требований кредиторов и др.

 Совершенный экскурс позволяет заключить, что в процессе реформирования гражданского законодательства одной их основных задач является обеспечение согласованности правового регулирования.