Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданское законодательство.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
73.04 Кб
Скачать

1.2. Теоретико –правовой анализ структуры гражданского законодательства, закрепленной в гк рф. Проблема соотношения понятий «источник права» с «источником законодательства»

Глава 1 гк рф называется «Гражданское законодательство»1. Следуя логике, все упоминаемое в данной главе, охватывается понятием «законодательство».

Другими словами, ГК РФ расширяет понятие гражданского законодательства настолько, что теряется сам смысл слова «законодательство».

В самом узком смысле законодательство - это только законы, в более широком — законы и подзаконные акты.

Применительно к наименованию главы 1 ГК РФ - это все нормы гражданского права, независимо от того, где они изложены.

По мнению И.А. Минникеса, ныне действующий ГК РФ закрепляет три группы источников гражданского законодательства, которые перечислены в статьях 3, 5 и 7 ГК РФ2.

Это полностью соответствует позиции авторов ГК РФ. Однако с этим нельзя согласиться. Косвенно ГК РФ все-таки это признает, поместив законодательство и иные акты в одну статью, обычаи - в другую, международные принципы и нормы - в третью.

Кроме того, статья 7 называется «Гражданское законодательство и нормы международного права».

Следовательно, несмотря на название главы, авторы ГК РФ все-таки не считают нормы международного права законодательством.

В отношении обычаев мнение ГК РФ также понятно — обычай в статье 5 перечисляется в ряду с законодательством и договором, т. е. также не входит в законодательство.

Но, разграничив эти три категории, законодатель так и не сказал, чем они являются по своей правовой природе. Совокупность таких разнородных явлений, как законодательство, нормы международных договоров и обычаи, представляет собой не законодательство, а источники гражданского права.

Исходя из общепризнанных позиций, существующих в теории государства и права, это представляется очевидным1.

Замалчивание правовой природы договора, обычая и законодательства, отказ от понятного и широко известного термина «источник права» и замена его более узким по значению термином «законодательство» порождает трудности как теоретического, так и практического порядка.

В частности, практическое значение имеет ответ на вопрос: обязательны ли принципы (основные начала), изложенные в статье 1 главы 1 ГК РФ, только для нормативных правовых актов? Или принципами равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты должны руководствоваться и нормы международных договоров и иных источников права?

Если рассматривать гражданское законодательство как совокупность источников права, то соблюдение данных принципов обязательно, если же понимать ГК РФ дословно, то основные демократические начала заложены только в основу законов и необязательны для иных источников.

С теоретических и практических позиций имеет значение вопрос: как выстроить систему источников гражданского права? Существующий общепризнанный перечень источников неоднократно предлагалось дополнить.

Так, О.М. Родионова, исследуя российское гражданское право в ретроспективе, относит к его источникам церковные правовые акты1.

Д.В. Храмов указывает в качестве нетрадиционных источников права, которые, тем не менее, играют важную роль в правовом регулировании частноправовых отношений в Российской Федерации, судебный прецедент; судебную практику; правовой обычай, обычаи делового оборота; деловые обыкновения, заведенный порядок; частноправовую доктрину; основные начала (принципы) российского частного права, закрепленные в законодательстве РФ; основные начала (принципы) российского частного права, не закрепленные в законодательстве, но вытекающие из общего смысла действующего частного права2.

А.Н. Верещагин, признавая важность судебных решений в российской правовой системе, замечает, что их отсутствие «в общепринятом академическом списке источников права само по себе не является достаточной причиной, чтобы отрицать за ними это качество»3.

А.П. Рожнов относит к источникам российского права правоприменительную практику4.

Не углубляясь в дискуссию о дополнении списка источников гражданского права, ограничимся тем, что указано ГК РФ непосредственно или подразумевается5.

Вариант 1. Учитывая, что ГК РФ не дает понятия «источник права» в соотношении с «источником законодательства», система, отраженная в Кодексе, состоит:

— из гражданского законодательства,

— иных актов, содержащих нормы гражданского права,

— обычаев, — норм международного права.

Вариант 2. Предлагается теми, кто считает необходимым помнить о значении конституционных норм, в том числе и в гражданско-правовой сфере:

— Конституция Российской Федерации,

— гражданское законодательство,

— иные акты, содержащие нормы гражданского права,

— обычаи,

— международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права.

Вариант 3. Тоже следует системе ГК РФ, но более подробно раскрывает содержание статьи 3:

— Гражданский кодекс и федеральные законы, — указы Президента Российской Федерации,

— постановления Правительства России,

— акты федеральных министерств и ведомств,

— обычаи,

— международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права.

Вариант 4. Добавляет к предыдущему списку Конституцию. В этом случае система выглядит следующим образом:

— Конституция Российской Федерации,

— Гражданский кодекс и федеральные законы,

— указы Президента Российской Федерации,

— постановления Правительства России,

— акты федеральных министерств и ведомств,

— обычаи,

— международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права.

Однако все приведенные выше варианты не соответствуют важнейшему условию систематизации — они объединяют в себе явления разного уровня. Если все-таки разграничить понятия «источник права» и «источник законодательства» система будет выглядеть проще и понятнее.

Прежде всего, необходимо помнить о том, что и Конституция, и законы, и указы Президента, и акты Правительства, и акты федеральных министерств и ведомств как нормативные правовые акты представляют собой единый многоуровневый источник права.

Нормы международного права и обычаи — это источники права других уровней1.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в ГК РФ содержится три источника права:

1) нормативный правовой акт (Кодекс и иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти),

2) нормы международного права,

3) обычаи.

Этот перечень соответствует традиционному пониманию источника права в общей теории права. Вместе с тем представляется необходимым обозначить место Конституции в системе актов гражданского права.

В-пятых, в статье 3 ГК РФ термин «гражданское законодательство» используется в максимально узкой трактовке. В ней гражданское законодательство состоит только из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств не включаются в понятие законодательства, а образуют самостоятельную группу актов, названных в ГК РФ «иные акты, содержащие нормы гражданского права».

Этот объем понятия «законодательство» представляется наиболее корректным, тем более, что в пункте 1 статьи 4 данной главы используется термин «закон», причем как понятие, идентичное законодательству. Тогда как в этом случае понять избранное законодателем наименование главы в целом? Какой вариант имелся в виду — широкая трактовка законодательства или идентичная статье 3? Если широкая, то почему она была далее изменена? Если узкая, то можно ли распространять на «иные акты, содержащие нормы гражданского права», т. е. не относящиеся к законодательству те основные начала, которые указаны в статье 1 главы 1? Какие отношения регулируются «иными актами», если статья 2 названа «Отношения, регулируемые гражданским законодательством»?

В-шестых, как аналог законодательству ГК РФ использует термин «закон»: «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (пункт 1 статьи 4). При этом указание на то, что «закон» и «законодательство» — это одно и то же, в Кодексе отсутствует.

Автор настоящего исследования пришел к выводу о том, что статье 3 ГК РФ термин «гражданское законодательство» используется в максимально узкой трактовке.

В ней гражданское законодательство состоит только из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.