Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гендерные стереотипы в социальной рекламе.docx
Скачиваний:
69
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
6.53 Mб
Скачать

Глава I. Теоретические положения исследования гендера в социальной рекламе

1.1 Гендер и его исследование в языкознании

Основные философские вопросы: проблема сущности человека, смысл и предназначение, пространство и время человеческого бытия, в конце XX века получили гендерное измерение. Это нашло отражение в широ­ко разворачивающихся во многих странах мира гендерных исследованиях.

Как научное направление гендерные исследования стали результатом интенсивного развития феминист­ских практик. Само понятие гендер (gender), как отмечают исследователи, было введено в научный обиход с 60-х годов XX века. В научных трудах этим понятием стали оперировать для того, чтобы провести границу между понятием биологический пол (sexus) и социальными и культурными импликациями, вкладываемыми в концепты «мужское - женское»: разделение ролей, культурные традиции, отношения власти в связи с по­лом людей.[15,.26]

В 80-е годы получает развитие новый этап этого мощного научного потока, когда происходит переход от анализа патриархата и специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследова­ния (women's studies) перерастают постепенно в гендерные, где на первый план выдвигаются подходы, со­гласно которым все аспекты социальности и культуры могут иметь гендерное измерение и основным акцен­том которых является стремление понять, как гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах. Новая концепция гендера перевела предмет «женщины» в более широкое про­блемное поле полового различия как такового. Некоторые исследователи отмечают, что этот сдвиг совпада­ет с переходом от «социальной истории» к «культурной истории». Расширилось содержание «женских» ис­следований, включив проблемы маскулинности и сексуальности. В настоящее время гендерные исследова­ния обогатились направлением man's studies.

В 90-е годы гендерные исследования становятся достаточно распространенными во многих лингвокультурах и ставят перед собой приоритетной задачей рассмотрение отношений власти и политико -культурных метафор, выражающих давление мужского менталитета. Их теория и практика на Западе были направлены не только против сексизма, но и против тех идеологий и институтов, которые сознательно или бессозна­тельно построены на отношениях неравенства.

Гендерные исследования - направление российской гуманитарной науки, которое, как отмечает А.В.Кирилина, находится в развитии [65,8]. В центре его внимания находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах - все то, что переводит проблематику пола из области биологии в сферу социальной жизни и культуры. Мужественность и женственность рассматриваются, таким образом, не как имманентный природный фактор, а как концепты культуры.

Гендерные исследования имеют ярко выраженный междисциплинарный характер. Гендер - это большой комплекс социальных и психологических процессов, а также культурных установок, порожденных обществом и воздействующих на поведение национальной языковой личности [65,124]. Т.о., в гендере происходит сложнейшее переплетение культурных, психологических и социальных аспектов. Поэтому он представляет интерес не только для философов и социологов, но и для представителей целого ряда наук, в том числе лингвистов. Так, существует гендерная психология, формируются гендерная лингвистика, гендерная поэтика. В настоящее время гендерные исследования играют значительную роль в различных областях гуманитарных наук. По словам Е.И.Трофимовой , акцент на роли полов в развитии человечества, их символическом и семиотическом выражении в философии, истории, языке, литературе, искусстве обнажает новые аспекты развития социума, позволяет глубже проникать в суть происходящих процессов [97,15].

Е.И.Трофимова также справедливо замечает, что, как и все новое, гендерные исследования нуждаются в усиленном внимании, в пристальном изучении, и термины, которыми они оперируют, важны в этой деятельности, поскольку точное понимание той или иной дефиниции, в конечном счете, делает работу плодотворной и дает интересные результаты [97,15]. По мере развития новых подходов и появления все большего количества научных работ, требуется четкая фиксация ключевых терминов и понятий, составляющих базис феминистского и гендерного дискурса и открывающих возможность широкому гендерному образованию.

А.В.Кирилина в этой связи отмечает, что бурный рост интереса российских исследователей, особенно молодых, к изучению взаимосвязи пола и языка делает своевременными размышления о терминологических вопросах [65,18]. Прошедшая в ноябре 1999 года в МГЛУ международная конференция “ Гендер: язык, культура, коммуникация ” показала некоторую несогласованность в употреблении ряда важнейших понятий нового лингвистического направления, а также рост окказионализмов (напр., речевой пол, гендерное поле в тексте), что свидетельствует о неразработанности терминологии и необходимости ее обсуждения в научной периодике.

В связи с вышесказанным следует рассмотреть возникновение самого понятия гендер.

Предыстория гендерных исследований в лингвистике уходит своими корнями в античность и связана с возникновением символико- семантической концепции категории рода (genus), рассматривающей ее в тесной связи с непосредственной реальностью: наличием людей разного пола [3,234].

Долгое время тема взаимоотношений языка и гендера была периферийной в лингвистике, систематических исследований в этой области не проводилось

И лишь в начале ХХ столетия тема языка и пола в лингвистике стала перемещаться на передний план, чему способствовали следующие обстоятельства: во—первых, данная проблематика стала интересна лингвистам с мировым именем, основавшим ряд направлений в языкознании ХХ века, таким, как О.Есперсен, Э.Сепир, Ф.Маутнер. Во—вторых, на первое место в лингвистическом описании стал выдвигаться социальный план.

Изучение взаимосвязи языка и пола его носителей можно разделить на два периода, рубежом которых являются 60-е годы ХХ века [3,51]:

  1. нерегулярные (и не связанные со смежными науками) исследования, основанные главным образом на наблюдениях разрозненных фактов;

  2. широкомасштабные исследования с 60-х годов, обусловленные ростом интереса к прагматическому аспекту языкознания, развитием социолингвистики и существенными изменениями в традиционном распределении мужских и женских ролей в обществе.

Категория гендер была введена в понятийный аппарат науки в конце 60-х- начале 70-х годов ХХ века и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии, а затем была воспринята и в лингвистике, оказавшись плодотворной для прагматики и антропоориентированного описания в целом. Гендерный фактор,

учитывающий природный пол человека и его социальные “последствия”, является одной из существенных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни определенным образом влияет на ее осознание своей идентичности, а также на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума.

Термин гендер, т.о., использовался для описания социальных, культурных, психологических аспектов “женского” в сравнении с “мужским”. В этот период речь шла преимущественно о женских исследованиях (women’s studies).

В 80-е годы ХХ века появилось более уравновешенное понимание гендера как проблемы не только экспликации женской истории, женской психологии и т.п., но и как проблемы всестороннего исследования женственности и мужественности и связанных с ними социальных и культурных ожиданий. В 90-е годы возникло направление, исследующее только мужественность и пришло осознание того, что маскулинность имеет разные проявления в любом обществе, главное из этих направлений получило название доминирующей мужественности (hegemonic maskulinity).

Вместе с тем, пишет А.В.Кирилина в науке до сегодняшнего дня нет единого взгляда на природу гендера [66,10]. Его относят, с одной стороны, к мыслительным конструктам, или моделям, разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения его биологических и социокультурных функций. С другой стороны, гендер рассматривается как конструкт социальный, создаваемый обществом, в том числе и посредством языка.

В настоящее время внутри гендерных исследований выделяется ряд концептуальных направлений, связанных с идеологическими установками авторов и с историческим развитием самих гендерных исследований. В историческом ракурсе различают 3 этапа формирования гендерных исследований:

  1. „Алармистский,, этап. Основное внимание уделялось андроцентрическому отклонению в общественных науках, критике интерпретационных возможностей социальной теории, изложенной с мужской точки зрения, акцентировалась дефектность традиционной патриархатной эпистемологии. Названная постановка вопроса получила свое развитие в первую очередь в постмодернистских трудах.

  2. Этап „ феминистской концептуализации „ Его главной целью была разработка отчетливых ориентиров в феминистской теории и практике. В этот период создаются несколько направлений феминистски ориентированной науки (феминистский психоанализ, феминистская лингвистика), не скрывающих своей идеологтческой ангажированности, Активно осваивается постмодернистская теория для обоснования феминистского мировоззрения и исследований.

  3. Постфеминистский“ этап характеризуется появлением „мужских исследований^ и осмыслением проблем анализа того, как гендер присутствует, конституируется и воспроизводится в социальных процессах. В область гендерного анализа включаются оба пола, их отношения и взаимосвязи с социальными системами разного уровня.

Как справедливо отмечает А.А.Клецин [3,28], и в настоящее время исследования ведутся по всем трем направлениям, что связано, “с одной стороны, с гетерохронностю освоения гендерной проблематики отдельными научными дисциплинами, с другой—региональными особенностями исследовательских интересов и приоритетов, с третьей—приверженностью отдельных исследователей той или иной модели теоретизирования и метатеоретизирования” [2,28]. Обращая внимание на слабую структурированность поля гендерных исследований в гуманитарных науках, А.А.Клецин предлагает различать все же три направления гендерных исследований:

  1. гендер как инструмент социологического анализа;

  2. понимание гендера как инструмента женских исследований;

  3. гендер как культурологическая интерпретация.

В России, на взгляд цитируемого автора, наибольшее распространение получило социологическое направление. Е.Горошко и А.В.Кирилина указывают, что в большинстве работ российских и украинских ученых, занимающихся гендерной проблематикой, в основном делается опора на результаты зарубежных исследований [58,28]. Говоря о становлении отечественных гендерных научных школ, названные авторы отмечают деятельность украинских и московских исследователей. Интенсивно работает группа украинских психолингвистов в г. Кривом Роге во главе с А.М.Холодом. Им создан международный центр по изучению мужской и женской речи “Человек: Язык, Культура, Познание”. Центром проведен ряд экспериментальных психолингвистических исследований по восприятию мужчинами и женщинами категории рода в русском языке, по установлению статуса антропоцентризма, идентификационных признаков мужской и женской речи, созданию и описанию русских речевых картин мира мужчин и женщин.

В целом, отмечают Е.Горошко и А.Кирилина, сегодня можно говорить о развитии следующих направлений, которые представлены различной степенью разработанности [58,29]:

  1. Изучение лексики, фразеологиии и паремиологии, грамматической системы языка на предмет выявление гендерной ассиметрии и—шире—зафиксированных в языке культурных стереотипов фемининности и маскулинности.

  2. Сопоставительные исследования на материале двух или нескольких языков, выявляющие, сколь сильны гендерные асимметрии в разных языках. Так, в русском языке есть ряд явлений, отличных от немецкого, например, наличие женского голоса в русской паремиологии и отсутствие таковой в немецкой. Это позволяет, по крайней мере в аспекте паремиологии, утверждать, что русский язык менее андроцентричен, чем немецкий. Важно также подчеркнуть, что в отечественной лингвистике само понятие “феминистской” критики языка отсутствует, и все работы, которые могут быть отнесены к этому направлению, носят исключительно описательный характер

  3. Перспективными являются и исследования письменного и устного речевого поведения мужчин и женщин с позиции интеракционизма и теории речевых актов, то есть целей высказывания, стратегии и тактик речевого поведения. Необходимы также исследования на предмет гендерной доминантности в общении, т.е. предоставлении слова, возможности довести высказывание до конца, частоты перебивания говорящими друг друга и т.д.

  4. Необходимы статистико—вероятностные и стилистические исследования женской и мужской речи в целях создания и описания мужского и женского письма (в данном направлении Е.Горошко была создана методика определения пола автора анонимного текста). Крайне интересным представляется и выяснение влияния на мужскую и женскую речь целого ряда психофизиологических и социальных факторов (возраста, измененных состояний сознания, статусного положения лица, профессии и т.д.) и создания на базе этого диагностических судебно—автороведческих методик.

Что касается методики исследований, то, по словам Е.Горошко и А.Кирилиной, в большинстве случаев необходимо применение методик, разработанных социолингвистикой, то есть методик, основанных на опросе, анкетировании и т.п. большого количества людей [58,24]. Проведение широких исследований в названных областях позволит приблизиться к ответу на вопрос, что же является определяющим в наборе параметров, характеризующих человеческую личность,-- пол, статус, возраст, профессия и т.д., а также установить, универсальны ли гендерные ассиметрии во всех языках и существуют ли типичные, свойственные всем языкам признаки мужской и женской речи?

Как продемонстрировали результаты исследований в области гендерной проблематики, в специальной литературе уделяется большое внимание не только конкретным фактам, но и терминологии в данной сфере знаний. Так, можно фиксировать появление таких терминов, как «гендерный нейтральный язык» (gender neutral language), синонимичный ему термин «безгендерный язык» (non-gender specific language), «сексистский язык» (sexist language), «несексистский язык» (non- sexist language). Много­образие нововведенных терминов требует дальнейших изысканий и многостороннего осмысления.

Вместо бинарного понятия «пол» возникает множественное - «гендер», «представляющее собой не толь­ко биологическую субстанцию, но и культурно обусловленный мыслительный конструкт» [65].

Гендерная самоидентификация входит в число когнитивных ресурсов, как отдельной личности, так и общества. В соответствии с этим гендер может быть рассмотрен как измерение, как параметр исследования во многих общественных науках. К тому же, признание теории различения позволяет более обоснованно заявлять о принципе междисциплинарности в гендерных исследованиях. Такой подход характерен и на уровне исследования конкретных проблем, и на уровне обоснования гендерной асимметрии в целом.

Удивительно много наук включаются в гендерные исследования. Это: философия, социология, история, антропология, психология, экономика, демография, политология, этнография, культурология и др.

Гендерный фактор особенно пристально изучается в последние десятилетия такими учеными- лингвистами как: Горошко 1995; Бакушева 1995; Белянин 1999; Потапов 1997; Холод 1997; Трошев 1998; Кирилина 1999в; Халеева 1999; Романов 2000; Сорокин 2000 и др.

Так как понятие гендера включено в лингвистическое описание с целью подчеркнуть социальные аспек­ты пола и связанные с ним культурные традиции и стереотипы, фиксируемые языком, и самым непосред­ственным способом влияющие на поведение и самоидентификацию личности, исследование этого феноме­на, безусловно, заслуживает пристального внимания со стороны когнитивной лингвистики, психолингви­стики, эмотиологии, лингвопрагматики, теории коммуникации и речевого воздействия, социолингвистики и ряда других лингвистических наук.

Даже если сам по себе гендер и не является лингвистической категорией, его содержание, в значительной мере, может быть раскрыто путем анализа структур языка.

В заключение следует еще раз подчеркнуть важность использования гендерного фактора в лингвистике.

Интерес представляет здесь, помимо вышеназванного, анализ текстов мужской и женской представленности, анализ языковых единиц, используемых мужчинами и женщинами, что способствует лучшему пониманию текста. Принятие во внимание гендерного аспекта позволяет по-иному взглянуть на хорошо известные произведения художественной литературы и интерпретировать их с учетом гендерной дифференциации.