Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Секты.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
171.01 Кб
Скачать

2.2. Секта духоборов и молокане

Секты духоборов и молокан принято рассматривать вместе. Дело в том, что схожи не только их учения, но так же и история их распространения и их отношения с властью и официальной церковью. Духовные и светские власти постоянно путали эти учения и издавали указы для обеих сект одновременно. Связано это было не только с некомпетентностью государственных служб, но и с невнятностью самого учения сектантов. Вот как его охарактеризовал Варадинов: «Везде была такая путаница во мнениях и понятиях, что из них нельзя было составить ничего целого. Что учение их было заносное, проникшее извне, а не образовавшееся в уме и настроении духа самих раскольников не подлежит ни малейшему сомнению».

С начала ХХ века духоборчество составляло своего рода «старообрядничество» и сектантство. В его распоряжении оставались одни мертвы традиции – «одежда и название».

В Российской империи общины духовных христиан всех направлений и толков существовали на территории Восточной Украины, в Новороссии, на Дону, в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке. Секта духоборов, возникшая в середине XVIII в., состояла преимущественно из государственных крестьян, однодворцев и казаков. Частновладельческих крепостных среди духоборов было немного. Среди молокан преобладали государственные крестьяне, но было немало горожан – ремесленников, кустарей, мелких торговцев. Последователи духовного христианства отвергали все уставы православия, догматическое богослужение, внешние церковные обряды, поклонение видимым вещественным проявлениям культа: иконам, крестам, мощам, отрицали храмы, монастыри и монашество, святых, а также все семь таинств (крещение, причащение, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство). При этом духоборы не придавали никакого значения Св. Писанию и на своих молениях пользовались существующей устно Животной книгой (псалмы, песни религиозного содержания), а то время как молокане считали Библию краеугольным камнем своего вероучения.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ в. духовные христиане внесли большой вклад в освоение российского Дальнего Востока. Их трудами был распаханы десятки, сотни тысяч гектаров целины, построены мельницы, здания магазинов, жилых домов. В Благовещенске был возведен, наверное, единственный такой в России каменный молоканский молельный дом22. Генерал-губернатор Восточной Сибири М.С. Корсаков отмечал, что сектанты – «это самый здоровый и полезный элемент нашей области. Все они отличаются трудолюбием, трезвостью, предприимчивостью и сравнительною чистотой нравов. Главное занятие их – за исключением молокан, живущих в городе, которые по преимуществу занимаются торговлей, – сельское хозяйство, с каждым годом развивающееся благодаря их трудолюбию и энергии. Сектанты, как более предприимчивые и развитые сравнительно с окружающей их средой, всегда отзывчивы к мерам, служащим для поднятия и улучшения сельского хозяйства и служат отличным проводником для распространения в крестьянстве различных сельскохозяйственных машин»23. Об этом же писал Приамурский генералгубернатор С.М. Духовской: «Раскольническое население… в Забайкальской и Амурской областях держится довольно замкнуто в своих исторических рамках, отличается силой духа, трудолюбием, а главное – трезвостью»24. В «Приложении к всеподданейшему отчету военного губернатора Амурской области за 1912–1913 гг.» отмечается, что сектанты – духоборы, молокане и другие стали переселяться на Амур с 1862 г. Для них были характерны энергия, религиозный анатизм и хозяйственность. Амурский край привлекал их религиозной свободой, отсутствием рекрутчины и земельным простором25 .

С начала ХХ века духоборство составляло своего рода «старообрядничество» в сектанстве. В его распоряжении оставались одни мертвы традиции – «»одежда и название». Православный мисиионер писал : « Насколько секта духоборов отличается консерватизмом, видно из того,что высочайший манифест 17 апреля 1905 года не произвел на духоборов никакого впечатления и не вызвал среди них того усиленного подъема и оживления внутренней жизни, какое замечается ныне во всем сектанстве»26.

После манифеста 17 апреля 1905 года в кругах духоборческой эмиграции возник вопрос о возможности возвращения на родину. Находившиеся вдалеке от событий политической жизни в России духоборы возлагали надежды на обещанные царским правительством свободы. С другой стороны, уже первые годы эмиграции принесли духоборам разочарование как в буржуазно-демократических свободах Канады, так и в сущности собственных религиозно-социальных идеалов.

В конце 1906 года в Россию прибыла делегация духоборов, состоявшая из шести человек во главе с П.В.Веригиным.. Во время посещения Петербурга П.В.Веригин встречался со Солыпиным и другими министрами. По словам П.В.Веригина, «министр внутренних дел разговаривал по телефону о нашем приезде и духоборцах с императором. Император очень сожалеет, что произошло над духоборцами, и очень был бы рад, если духоборцы переселились обратно в Россию. Я спрашивал, может ли свободная земля. Правительство указало на Алтайский округ в Сибири»27. Более того, Столыпин обещал Веригину, в случае возвращения духоборов, освободить их от несения военной службы. Возвращение духоборов из Канады в Россию не состоялось. Напротив, из России в Канаду еще в конце 1905 года переселилось до 200 духоборов из Якутии, куда они были сосланы царским правительством между 1897-1900 гг.

По мнению Клибанова, «молоканство - явилось формой религиозной идеологии, отвечающей интересам отчасти тех социальных элементов, которые стремились к положению самостоятельных товаропроизводителей, но, главным образом тех, которые, пройдя этот этап, уже утвердились в качестве представителей буржуазной формы хозяйства»28.

Молокане крайне нетерпимо относились к Русской православной церкви, считая её составной частью бюрократического аппарата крепостнического государства. Все течения в молоканстве отрицали церковную иерархию и монашество. У них отсутствовал сам институт священнослужителей, но для управления общинами и для организации религиозной жизни избирались так называемые «пресвитеры». Это сильно сближало российских молокан с западными протестантами, в частности с английскими пуританами.

Молокане отрицали поклонение иконам и святым, считая это нарушением заповедей десятословия. Они очень негативно относились к почитанию святых мощей, рассматривая это как откровенное святотатство. Наконец, молокане отвергали многие христианские таинства (за исключением донского толка, который ближе других был к православию).

Религиозные воззрения, особое понимание своего места в жизни обусловили существование у молокан специфической трудовой этики, которая обеспечила более высокую производительность труда в их хозяйствах, зажиточность и преуспевание во всех делах, за которые они брались. Для молокан были характерны следующие особенности жизненного уклада, которые способствовали их продуктивной хозяйственной деятельности. В массе молокане не употребляли спиртного и не курили табак. Хотя, понятно, встречались и исключения – пороки, как известно, обладают большой притягательной силой. При соответствующих случаях (чаще всего это были поминки) любителям крепких напитков в молоканской среде, а также приглашенным из православных наливали водку в самовары, которые ставили в сени или в комнату-боковушку. Это было проявлением лицемерия (Бог не видит), но формально требования молоканской веры не нарушались. Кроме того, дети в молоканских семьях не видели на столе горячительного, и у них не формировались алкогольные традиции и установки «обмывать» и хорошее, и плохое в жизни. В семьях молокан царил в основном добрый оптимистичный жизненный настрой. Молокане не любили скандалов, крика, проявлений невыдержанности и истерии в отношениях между близкими людьми, не одобряли бесполезную возню, суету, шум, глупые забавы и всякое баловство. Молокане избегали ругательств и нецензурной брани, считали это большим грехом. По мере сил соблюдали порядок дома и во дворе. Старались носить чистую опрятную одежду, удобную кожаную обувь (сапоги, ичиги). Молокане были почти поголовно грамотными, хорошее образование в их среде очень ценилось. Молокане считали догмой своего учения Св. Писание, поэтому самостоятельное изучение Библии всемерно поощрялось. Чтобы понимать религиозные тексты, дети молокан рано учились читать и писать. Одной из важнейших добродетелей молоканства было стремление к познанию. Это способствовало формированию молоканами новаторства, внесению в хозяйственную жизнь рационального начала, что отличало их от православных и других сект.

В Благовещенске молокане составляли в конце ХIХ – начале ХХ вв. преуспевающую группу среди мещан и купцов. Они вели в городе разные прибыльные дела – мелкая и крупная торговля, мукомольное производство, сыроварение, огородничество, земледелие и скотоводство (на заимках близ города), извоз лошадьми и пароходами, лесозаготовки, банки и кредит, золотопромышленность, продажа лошадей и т.д. Молокане монополизировали ряд указанных отраслей городского хозяйства, но всему предпочитали торговлю. Так, 10-20 молокан контролировали в городе рынок мяса с годовым оборотом в миллион рублей29.

Благоприятные условия послужили стимулом для многих сектантов России, которые стали добровольно переселяться в Закавказье, где они расселялись с разрешения местной и краевой администрации. Особенно осуществлялось заселение Карсской области после ее присоединения в 1878 году к России, где уже к концу XIX и началу XX века численность русского населения составляла примерно 11000 человек, из коих 6500 - молокан и свыше 3000 - духоборцев30.

При всем том, что молоканство в царской России находилось в положении преследуемого течения, его зажиточная прослойка неизменно выступала с поддержкой внутренней и внешней политики царизма, открыто выражала свои верноподданнические чувства и отходила от утопий о полнейшем братстве, равенстве, создании "царства божьего" на земле и т.п.

Характеристика тогдашнего настроения в молоканстве была изложена в донесении главноначальствующего гражданской частью на Кавказе Министру внутренних дел Сипягину в декабре 1901 года, который отмечал влияние толстовской пропаганды на определенную часть молокан, наличие среди последних "беспокойных" элементов и течений, как например прыгунов и других. В то же время он отмечал, что "... Сектанты, остающиеся верными старому молоканскому толку, отличаются корректностью и исполняют беспрекословно все правительственные распоряжения и требования, относясь даже критически к волнующейся части сектантского населения"31.

О полном отходе верхушки молоканской общины оппозиционности царскому режиму свидетельствуют некоторые события. В 1914 году царь Николай II посетил Баку и Тифлис. В Тифлисе ему были представлены две молоканские депутации: одна из представителей городской общины во главе с М. Н. Пигаревым и другая от Воронцовки во главе с С.К. Жабиным. "Ваше императорское величество, - обращался к Николаю II С.К.Жабин,- ...под покровом вашего императорского величества и с мудрыми вашими правителями, мы живем осчастливленными в Закавказском крае"32. Он не преминул при этом вспомнить мудрых советников в лице наместника царя на Кавказе графа И.И.Воронцова-Дашкова и его помощников. Аналогичное приветствие выразил и М.И.Пигарев: "Мы, молокане, верные сыны твои, великий государь. Прими наше верноподданническое чувство и любовь к тебе, государь, в дни тяжелого испытания нашей родины".

Религиозные руководители политики зажиточной прослойки секты. Они пытались держать молокан вне политики, пытаясь ввести ограничения в образовании и культуре, опасаясь чреватости непредвиденных их последствий, несущих угрозу строю сложившихся в секте отношений. Они проповедовали, внедряли и охраняли идеал патриархального молоканства, замкнутого в сфере религиозных традиций и подчинении старшим.

Духовное и политическое отставание от требований времени, усиленное раздробленностью молоканских групп и общин, скоро оказало влияние на всю секту. Она стала разлагаться и численно уменьшаться. Консерватизм и нежелание признавать новшества не привлекали молодежь. Многие стали переходить к баптистам и евангелистам, которые более искусно и тонко обрабатывали умы верующих. Под знаком охранительных традиций и в целях придания нового импульса течению было задумано торжественно провести всероссийский съезд молокан, посвященный столетию официального признания секты в России, которое исполнялось в июле 1905 года. Таким образом, верхушка секты ("старцы"), датировали столетие своей секты не временем, когда начинал деятельность Семен Уклеин и молоканство понесло первые и обильные жертвы за свою оппозицию господствующему режиму и церкви, а 1805 годом - датой, когда секта была признана режимом. Это должно было быть более угодным правительству и еще раз подчеркивало верноподданнические чувства. "Старцы" готовили съезд, приглашая на него представителей секты, известных как своей религиозной деятельностью, так и богатством. Не были забыты и высокопоставленные чины администрации.

К проведению съезда готовились и "прогрессивные молокане", осуждавшие патриархальность и замкнутость молокан и призывающие их к прогрессу и даже к участию в общественной жизни. Наиболее видным деятелем этого крыла, возглавлявший так называемое "прогрессивное движение" был Н.Ф.Кудинов. Он и его сторонники делали ставку на молодое поколение и выступали за обновление молоканства. Готовясь к предстоящему съезду, они намеревались вырвать у "старцев" первенство в руководстве движением, положить начало на съезде созданию духовного учебного заведения для пресвитеров и наставников, учредить общественные кассы на началах взаимопомощи, изыскать средства ко всеобщему образованию молокан, открыв повсеместно школы. В школах предлагалось обязательное преподавание "Закона божия", но по вероучению молокан, дабы потомство сохраняло веру, обычаи и его историю.

Всероссийский съезд духовных христиан - молокан было решено созвать 20-23 июля 1905 года, о чем были направлены соответствующие приглашения молоканским общинам Центральной России, Северного Кавказа, Закавказья, Сибири и Дальнего Востока.

Первоначально съезд намечалось провести в городе Тифлисе, но учитывая,

что в это время года там стоит пыльная жаркая погода, место съезда перенесли в Воронцовку, где хорошие климатические условия сочетались, с обустроенностью и зажиточностью. Для проведения мероприятий были получены значительные пожертвования от единоверцев не только денежными, но и материальными средствами.

Сборный пункт был назначен в Тифлисе, являвшимся крупным железнодорожным узлом Закавказья, откуда гости гужевым транспортом доставлялись к месту назначения. Во всех молоканских общинах Российской

империи эти три дня были объявлены праздничными. Специальная арка, воздвигнутая в честь приглашенной на съезд правительственной администрации, была украшена инициалами Александра I и Николая II. Был специально сооружен огромный шатер-навес для участников мероприятий.

Съезд открылся 22 июля 1905 года. На него съехалось до трех тысяч представителей общин со всех концов Российской империи. Приехал и наместник царя на Кавказе граф И. И.Воронцов-Дашков, которого встречали криками "ура!".

Сельский старшина Томилин Поздравил его с благополучным прибытием,

поблагодарил за приезд, поднес хлеб-соль, а также просил присутствовать на

утреннем богослужении и принять участие в общей трапезе. В первый же день съезда при дружных криках одобрения была направлена царю телеграмма: "Великий государь! Мы, верноподданные сыны твои, молокане, собравшиеся в селе Воронцовка со всех концов Российской империи для празднования столетнего юбилея самостоятельного существования нашей религиозной общины, преисполненные глубокой благодарности за твои монаршие заботы о нас и твои милости к нам, возносим горячие молитвы к престолу царя царствующих о здравии и благоденствии твоем, государь, и августейшей семьи твоей.

Молимся за вечный покой всех венценосных предков твоих, не оставлявших нас своими милостями, и, душевно разделяя с тобой скорбь о тяжелых испытаниях, постигших наше дорогое отечество, молим создателя о даровании мира державе твоей".

Таким образом, в данной главе мною была рассмотрена деятельность секстантских общин на территории Российской империи в начале ХХ века. Говоря о об отношении к деятельности царской власти этих общин, нужно отметить их лояльность и приверженность действиям.

Заключение

Рассмотрев деятельность сект на территории России с 1904 по 1917 гг., мы пришли к следующим выводам.

История сектантских движений является частью отечественной истории. В наше время мы видим необходимость ее изучения, которая связана с изучением российского опыта разрешения «религиозного вопроса», осмыслением достоинств и недостатков различных принципов взаимоотношений государства с религиозными организациями.

Изучением сект занимались как религионоведы, социологи так и историки. Существует множество различных определений понятия «секта», но одним из первых предпринял попытку обобщить признаки данного факта - епископ Саратовский Алексей. Он определял секту, как общество, которое отделилось от церкви со своими идеалами и святостями. Другие исследователи также сходились во мнении, что секта – это люди «ушедшие» от церкви и верящие во что-то иное. В конце XIX и начале XX веков в России понятие секты приблизилось по значению к понятию ересь.

В Российской империи взаимоотношения между государством и различными религиозными объединениями строились на конфессиональном принципе. В изучаемый промежуток времени курс царских властей по отношению к различным религиозным объединениям можно охарактеризовать как либеральный, что нашло отражение в принятии соответствующих нормативно-правовых актах. Во второй половине XIX – начале XX столетия в России наблюдался очередной подъем сектантской деятельности. Главной причиной распространения сектантства являлось несоответствие, согласно представлениям крестьян, многих православных традиций понятию крестьянской справедливости. Придание государственного статуса сектантским общинам в начале XX века только укрепило их позиции в стране.

Среди различных религиозных объединений можно выделить такие секты как «хлысты» (христововеры), духоборы и молокане. Все они относились с уважением и приветствовали мероприятия в области религии царского правительства.