Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИКОНОВЕДЕНИЕ-2005.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
392.19 Кб
Скачать

Билет № 3. Раннехристианское искусство.

Церковное предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем как Нерукотворный Спас. История происхождения первого образа Христова передается нам, прежде всего текстами службы Нерукотворному Спасу 16 августа: Едесский царь Авгарь больной проказой послал к Христу своего архивация Ананию с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Анания был художником и Авгарь поручил ему написать образ Христа, если сам Он не сможет прийти. Христос, видя, что Анания пытается Его изобразить, потребовал воды, умылся и вытер Свой лик платом, на котором отпечатался Его образ, и которым исцелился едесский царь.

Плат этот долго хранился в Едессе как драгоценнейшее сокровище города. Почитание его было широко распространено на всем Востоке, и в 8-м веке христиане праздновали во многих местах Нерукотворный образ по примеру Едессы. В 944 г. византийские императоры Константин Багрянородный и Роман 1 купили Нерукотворный Образ у Едессы. В 1204 г. после разгрома Константинополя крестоносцами следы иконы теряются.

Другим древним образом является Туринская плащаница, которая отпечатала на себе образ Спасителя, положенного в гроб.

Росписи катакомб и их символическое значение. Языческие мотивы в росписях катакомб.

В катакомбах наряду с редкими непосредственными изображениями Христа находят много изображений символических. Из тех, которые прибегают к человеческому образу наиболее известно изображение доброго пастыря. Этот образ тесно связан с символом агнца и основан на библейских текстах: пастырь несет на плечах заблудшую овцу.

Другой образ - образ Христа отрока – Эммануила. Из античной мифологии заимствован образ Христа Орфея, чарующего диких зверей игрой на лире. Существовал и образ Христа в виде виноградной лозы. Птицы, клюющие гроздья винограда указывали на таинство Евхаристии. Другой символ Христа – рыба. Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы, но главное основание в использовании этого символа в значении пяти букв этого слова: Иисус Христос Сын Божий Спаситель.

Первый исторический образ Христа был найден в катакомбах Понтиана (4в.) – это привычный нам образ Христа как 30-ти летнего мужчины, носящего бороду. Появление его связано с тем, что в 4-м век Константин и Елена обретают крест Господень. В этой связи оживились исторические представления, возникло желание приблизить образ Христа к человеку.

Много изображений Богоматери, которая изображается непосредственно. Наиболее древнии изображения 2 века:

- сцена поклонения волхвов в катакомбе Присцилла;

- Рождество Христово в катакомбе Севастиана;

- с воздетыми руками;

- рядом с Петром и Павлом, с её матерью праведной Анной;

- особо интересная фреска Богоматери с младенцем на руках в катакомбе Присцилла, так как там есть внешние знаки – звезда и ветхозаветный пророк рядом.

Первые исследователи катакомб. Рельефные изображения на саркофагах. Символика Креста.

Наука о крестах – ставрография (Stabros – крест). Крест существовал изначально – общегреческий символ. Крест встречается у многих народов (космический символ, природные силы, символ сына бога солнца, символ жизни и т.п.).

В христианском искусстве 1-ое изображение креста найдено в Пальмире (Сирия). Это 134 год. Далее изображения 2 века в катакомбе Люцина. В катакомбе Домитиллы 8-ми конечный крест, в Присциллы – 3-ёх конечный. Раньше 2 века изображений креста нет.

В 3 веке – крест виде греческой буквы «тау» (t) в катакомбе Каллисты.

В виде якоря с 3-4 века крест существовал у св. Мартиана Турского, как символ спасения на корабле.

Далее число форм нарастает: монограмма имени Спасителя, Андреевский крест, маленькие якоря.

Изображения распятия – самое древнее середина 2 века. Это карикатура на христиан. Изображается человек, молящийся распятому ослу, и подписано: «Аксамей молиться богу».

2-3 века – сердоликовая гемма из Газы, крест по бокам 2-а человека.

Иконография распятия появляется с 5-ого века. 4-5 вв. – изображения креста соединённого с Агнцем. 6-7 – расцветший, как древо крест. 1054 год – спор между православными и католиками, которые обвиняли первых в изображении Христа, как человека близкого к смерти.

Билет№4. Оценка античного искусства в трудах христианских апологетов. Тертуллиан об искусстве.

Отвращение первых христиан к искусству основывается в совр. науке на текстах неск. древ. писат. (Тертуллиан (160-240), Климент Александрийский (150-216), Ориген(185), Евсевий Кесарийский(265-339), Минуциус Феликс (П или Ш век), Арновий(255) и Лактанций (240),к-рые именуются в таких случаях Отцами церкви и к-рые явл. Противниками христ. иск-ва. Здесь необходимо сделать оговорку: поскольку употребляется церк. термин Отцы церкви, то не следует отклоняться от его значения. Но, несмотря на то уважение, с к-рым Церковь относ. к нек. из древ. авторов, основоположных для аргументации ученых (Тертуллиан, Ориген, Евсевий Кесарийский), она не считает их вполне православными. Тертуллиан, несмотря на то, что был блестящим апологетом и исповедником христианства, кончил свою жизнь в монтанистской секте, и сочинение «О целомудрии», в кот. Он протестует против нек. изображений, было написано, когда он уже ушел из Церкви. Ориген был осужден 5 Всел. Соб. Евсевий, склонный к арианству, был также оригенистом. Т.о., Церкви припис. то, что она своим не считает. Даже если эти авторы и боролись бы против христ. иск-ва, их писания не могут рассм. Как голос Церкви, а лишь как их частное мнение или как отраж. нек. враждеб. образу течений внутри Церкви. Св. Отцами писателей этих считать никак нельзя. Те, кто именует их Отцами Церкви, тем самым отождествл. их позицию с позицеией Церкви, голосом кот. они якобы явл. Отсюда и вывод. Заключение, что сама Церковь боролась с изображениями из страха перед идолопоклонством.

«Христ. иск-во род. Вне Церкви, - читаем мы, - и, по крайней мере вначале, развивалось почти против ее воли. Христианство, вышедшее из иудейства, было естественно, как и религия, из кот. оно произошло, враждебно всякому идолопоклонству». Отсюда вывод: «Т.о., христ. иск-во создала не Церковь. По-видимому, она недолго сохраняла к нему равнодушное и незаинт. отнош., приняв иск-во, она, несомненно, его в нек. мере регламентировала, но своим возникновением оно обязано инициативе верующих». Проникновение образа в христ. культ рассматр. Здесь как явление, происшедшее в лучшем случае благодаря нерешительности и колебаниям иерархии перед этой «паганизацией» христианства.. Если иск-во появилось в Церкви, то произошло это помимо ее воли. «Мы, вероятно, не ошибемся, если отнесем общий переворот в позиции Церкви по отношению к изображениям к периоду между 350 -450 гг.», - пишет Т.Клаузер. Итак, в глазах совр. ученых Церковь, отожд. с иерархией и духовенством, противопост. верующим, и именно эти последние навязали образ иерархии. Но такое отожд. Церкви с одной только иерархией противоречит понятию Церкви, каким оно было в первые века христианства и каким осталось в Православии. Именно духовенство и миряне вместе составляют тело Церкви.

Что касается древних писателей, то даже если признать, что они действ. боролись против изображений (как, напр., Евсевий), то уже самый факт противоборства доказывает и существование и важную роль изображений в христианстве, ибо нельзя бороться с тем, чего нет, и незачем бороться против того, что не имеет значения. Но большинство приводимых авторов, протестуя против изображений, имеют в виду определенно образы языческие. Так, Климент Александрийский, к-рый считается среди них наиболее непримиримым, пишет: «Искусство обманывает и обольщает, увлекая если не к любви, то во всяком случае к уважению и почитанию статуй и картин. Ибо то же действительно и для живописи. Можно хвалить это иск-во, но пусть оно не обманывает человека, выдывая себя за истину». Итак, Климент гов. лишь об изображениях, кот. обольщают и обманывают, выдав. Себя за истину, т.е. борется против изображений ложных. В другом же месте он пишет: «Нам разрешается иметь кольцо, служащее печатью. Изображения, выгравир. на нем, должны быть предпочтительно голубь, рыба, быстрый корабль под надутыми парусами, можно изображать на нем даже лиру Пликрата или якорь, как Селевк, наконец, рыбака у берега моря, вид к-рого напомнит нам Апостола и детей, вынимаемых из воды». Все перечисл. изобр. явл. Христ. символами. Итак, ясно, что в глазах Климента сущ.два совершенно различных рода изобр.: одни полезны для христиан, другие ложны и неприемлемы. Сам Климент подтверждает это тем, что порицает христиан, изображающ. на своих печатях языч. богов, мечи и стрелы богини войны, бокалы Вакха и проч. предметы, несовмест. с христианством. Все это показыв. У Климента мудрое и осторожное отношение к иск-ву. Правда, он гов.лишь о светском употреблении последнего, не упоминая культовой его роли, и отношение его к ней неизвестно.

Историк иск-ва Н.Покровский пишет: « След., ответы апологетов ничего не гов. о принцип.предубежд. христиан против изобр., а свид. лишь о недост. распростр.их в то время .» И действ., если бы христиане не принимали в принципе никаких изображений, то мы не имели бы памятников христ. иск-ва первых веков, кот. найдены как раз в местах собраний христиан. С другой стороны, распространение изображений в последующ.века было бы явл.непонятным и необъяснимым, если бы они не сущ.раньше.

Но сущ.еще один текст,кот.неизменно цитируется в кач. док. враждеб.Церкви к изобр. Это 36 прав.Помест.Собора в Эльвире (Испания) ок.300г. Прав.это гласит: « Изволися нам чтобы живописных изобр. не было в Церкви и чтобы то, что почитаемо и поклоняемо , не было изображено на стенах». Однако, если мы без предвзятости вдум.в смысл этого текста, мы увидим, что он совсем не столь неоспорим, как его пытаются представить. Как мы видим, речь идет лишь об изобр. на стенах, т.е. о монументальной живописи, составл.одно целое со зданием храма, но ничего не гов.о другого рода изобр. Не следует ли видеть в его 36 прав.скорее попытку оградить святыню от поругания?